Файл: Методы прогнозирования и оптимизации прибыли (Классификация прогнозов и планов на предприятии).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты прогнозирования прибыли
1.2. Классификация прогнозов и планов на предприятии
1.3 Необходимость прогнозирования прибыли
Глава 2. Методы прогнозирования прибыли
2.1 Понятие метода прогнозирования
2.2. Классификация и характеристика методов прогнозирования прибыли
Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период.
В основу при разработке плана кладется:
анализ перспектив развития предприятия, задачей которого является выяснение факторов, влияющих на развитие соответствующих тенденций;
анализ позиций в конкурентной борьбе, задача которого состоит в определении того, насколько конкурентоспособна продукция предприятия на разных рынках и что оно может сделать для повышения результатов работы в конкретных направлениях, если будет следовать оптимальным стратегиям во всех видах деятельности;
выбор стратегии на основе анализа перспектив предприятия в различных видах деятельности и определение приоритетов по конкретным видам деятельности с точки зрения ее эффективности и обеспеченности ресурсами;
анализ направлений диверсификации видов деятельности, поиск новых, более эффективных видов деятельности и определение ожидаемых результатов.
При выборе стратегии необходимо иметь в виду, что новые стратегии как в традиционных отраслях, так и в новых сферах бизнеса должны соответствовать накопленному потенциалу предприятия.
В системе долгосрочного планирования цели претворяются в программы действий, бюджеты (годовой план), планы прибылей, разрабатываемые для каждого из главных подразделений предприятия. Затем программы и бюджеты выполняются этими подразделениями и определяются отклонения фактических показателей от запланированных.
Как видно из схемы, перспективы и цели связаны между собой для выработки стратегии. Текущие программы (бюджеты) ориентируют подразделения предприятия в их повседневной работе, направленной на обеспечение текущей рентабельности; стратегические программы и бюджеты закладывают основы будущей рентабельности, что требует создания специальной системы исполнения, построенной на управлении проектами.
Стратегический план выражен стратегией предприятия. В нем содержатся решения относительно сфер деятельности и выбора новых направлений. В нем могут перечисляться основные проекты и задаваться их приоритеты. Разрабатывается он на уровне высшего звена управления. Обычно стратегический план не содержит количественных показателей.
1.3 Необходимость прогнозирования прибыли
С переходом к экономике рыночного типа предприятия стали свободны от опеки со стороны государства, но резко повысилась их ответственность за экономические и финансовые результаты работы. Предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы должны покрываться за счет собственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.
Предприятия стали обладать реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределять выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаться прибылью, формировать производственные и социальные фонды, изыскивать необходимые средства для инвестирования, используя в том числе и ресурсы финансового рынка — кредиты банков, эмиссию облигаций и прочие его инструменты. Первоочередное значение приобрела проблема определения основных направлений развития хозяйствующего субъекта.
Планирование развития стало важнейшей сферой деятельности любого субъекта рыночного хозяйства, особенно предприятия, ведущего, производственно-коммерческую деятельность. Изменение технологии производства, выход на новые рынки, расширение или свертывание объемов выпуска продукции основываются на глубоких финансовых расчетах, на стратегии привлечения, распределения, перераспределения и инвестирования финансовых ресурсов.
Слабое распространение финансового планирования на российских предприятиях обусловлено различными причинами. Наиболее важными из них являются нестабильность внешней среды, низкий уровень общей финансовой культуры фирм, высокая зависимость от государственного бюджета, а также дефицит времени, приоритеты текущих дел, мнение об отсутствии влияния планирования на результаты деятельности, недостаточная квалификация управляющих и служащих, отсутствие методической базы, негативное отношение к планированию, теоретический подход к планированию со стороны плановиков.
Широкое распространение получила точка зрения, что в условиях политической и экономической нестабильности, а также при высоких темпах инфляции планирование не имеет смысла. Однако чем выше уровень неопределенности, порождаемый нестабильностью, тем значительнее роль планирования, в ходе которого должны быть обоснованы различные варианты хозяйствования, адекватные соответствующим прогнозным сценариям развития.
Основной целевой функцией планирования становится обеспечение долгосрочной конкурентоспособности, которая обусловливает прочность и устойчивость объекта управления на рынке. Другая его основная функция - информационно-ориентирующая. Главная задача состоит в том, чтобы дать ориентиры для менеджеров, которые, с одной стороны, соответствовали бы их интересам, с другой — способствовали достижению основных результатов плана.
Для составления обоснованной программы развития предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного объема информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах в целях прогнозирования будущих проблем и возможностей. Это помогает при создании плана на длительный срок, дает высшему руководству основу для принятия решений и формально способствует снижению риска при принятии решений.
Однако следует отметить, что в современных быстроменяющихся условиях планы теряют свою актуальность без соответствующих оперативных управленческих воздействий, направленных на контроль исполнения поставленных задач. Важной методологической особенностью формирования системы планирования становится механизм адаптации планов организации к меняющимся внешним условиям развития.
Для повышения эффективности управления предприятием цели развития должны быть вполне конкретными и осязаемыми, то есть материализованными в конкретных контрольных показателях.
Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль. Планирование прибыли является составной частью финансового планирования и важным участком финансово-экономической работы на предприятии. Но нельзя, однако, полагать, что планирование и формирование прибыли находится в сфере интересов только самого предприятия. В этом заинтересованы также государство, коммерческие банки, инвестиционные институты, акционеры и другие держатели ценных бумаг.
В нынешних условиях интерес к достоверному планированию прибыли в значительной мере утрачен. Финансовый план предприятия в форме баланса доходов и расходов, на который опиралось бюджетное планирование, в условиях инфляции потерял былое значение. Предпочтение отдано плановым расчетам прибыли, которые никоим образом не связаны с поставленными задачами и целями (например, для определения авансовых платежей налога на прибыль). Но и в этих случаях, как показывают исследования, расчеты делаются приблизительные.
Ранее основным методом планирования прибыли был ее прямой расчет, предполагающий наличие у предприятия однозначной информации об объеме и составе выпускаемой продукции (работ, услуг), ее реализации, себестоимости и ценах. Прибыль определялась не как первичный, а как производный показатель: в виде разности между плановым объемом реализуемой продукции в оптовых ценах предприятия и ее себестоимостью. В условиях директивных заданий и стабильных цен такой метод был наиболее точным и предсказуемым.
Новая хозяйственная ситуация сделала метод прямого расчета неточным. В современных условиях хозяйствования метод прямого счета можно использовать при планировании прибыли только на очень короткий период времени, пока не изменились цены, зарплата и другие обстоятельства. Его нельзя применять при годовом и перспективном планировании прибыли.
Перспективной стала дальнейшая разработка факторного метода планирования, предложенная П.Н. Шуляком.
Принципиальные установки этого метода таковы:
- прогнозный характер планирования;
- полный учет инфляционных изменений;
- использование базовых показателей за предшествующий период;
- четкая система факторов, влияющих на планируемый показатель.
Программированный факторный метод планирования прибыли в условиях инфляции включает четыре последовательных этапа:
Расчет и корректировка с учетом инфляции базовых показателей за предшествующий период.
Постановка целей хозяйственной деятельности на планируемый период.
Прогнозирование индексов инфляции.
Расчет плановой прибыли без учета и с учетом инфляции в планируемом периоде.
Базовые показатели за предшествующий год рассчитываются и корректируются согласно представленной методике.
На втором этапе предприятие должно определить целевые ориентиры путей хозяйствования в следующем периоде. Цели должны быть четко сформулированы, согласованы с потребностями рынка и ресурсными ограничениями и отражены в факторах в виде их роста или снижения.
Индексы цен на планируемый период предприятие определяет на основе общего индекса инфляции и индексов цен по отдельным группам товаров, а также запланированного правительством на будущий период общего индекса инфляции.
Ij п — планируемый индекс цен на определенную группу товаров;
Ij б — индекс цен на определенную группу товаров в базисном периоде;
In — общий индекс инфляции, запланированный правительством;
16 — общий индекс инфляции в базисном периоде.
Таким образом, учет по себестоимости в условиях инфляции имеет три основных негативных момента: искаженность балансовых оценок статей, временная несопоставимость отчетности, отсутствие правильных ориентиров в управлении собственным капиталом и текущей прибылью.
Глава 2. Методы прогнозирования прибыли
2.1 Понятие метода прогнозирования
Большинство предположений, из которых выходит руководитель, касаются будущего, над которым руководитель почти не имеет никакого контроля. Однако такого рода предположение необходимые для многих операций планирования. Чем лучше руководитель сможет предусматривать внешние и внутренние условия касательно будущего, тем выше шансы на составление осуществимых планов.
Прогнозирование - это метод, в котором используются как накоплен в прошлом опыт, так и текущие предположения относительно будущего с целью его определения. Если прогнозирование выполнено качественно, результатом станет картина будущего, которую вполне можно использовать в качестве основу для планирования. Нище охарактеризованные методы прогнозирования.
Прогнозирование сегодня - специализирована отрасль с подразделами. Существуют организации, которые занимаются только прогнозированием в конкретных сферах деятельности. Примером может быть институт Геллапа, который специализируется на сборе и анализе информации, что позволяет прогнозировать преимущества и результаты разных политических и социальных процессов. Много фирм и отделения больших предприятий проводят анализ рынка, стремясь спрогнозировать отношение потребителей к запланированным новым видам продукции.
Соответствующие специалисты разработали несколько специфических методов составления и повышения качества прогнозов. Нище коротко описаны основные разновидности прогнозов, часто используемых в сочетании с планированием деятельности организации. Результаты прогнозирования включаются в целые организации, обусловленные руководством.
Разновидности прогнозов
1. Экономические прогнозы используются для пророчества общего состояния экономики и объема сбыта для конкретной компании или по конкретному продукту.
2. Прогнозы развития технологии позволят предусматривать, разработки каких новых технологий можно ожидать, когда это может состояться, насколько экономически приемлемыми они могут быть.
3. Прогнозы развития конкуренции позволяют пророчить стратегию и тактику конкурентов.
4. Прогнозы на основе опросов и исследований дают возможность предусмотреть, что состоится в сложных ситуациях, используя данные многих областей знания. Например, будущий рынок автомобилей можно оценить только с учетом предсказуемых изменений состояния экономики, общественных ценностей, политической обстановки, технологии и стандартов по защите окружающей среды от загрязнения.
5. Социальное прогнозирование, которым в это время занимается несколько больших организаций, используется для пророчества изменений в социальных установках людей и состоянии общества. Очевидно, фирма, которая сумела правильно предусмотреть отношение людей к таким вопросам, как стремление к комфорту, склонность к материализму или патриотизму или спрогнозировать, как изменится качество жизни или медицинское обслуживание, может иметь преимущество перед конкурентами, планируя выпуск новых товаров и предоставление новых услуг. Прогнозирование такого рода может быть полезным в управлении, особенно относительно мотивации трудящихся. Например, фирма «Дженерал Электрик» применяет сложный метод соціо-політичного прогнозирование для повышения качества перспективного планирования в сфере трудовых отношений.
Неформальные методы прогнозирования
Вербальная информация. Естественно, что руководство также полагается на разные источники письменной и устной информации как вспомогательные средства для прогнозирования и формулировки целей. Методы сбора вербальной, устной информации, по сути дела, наиболее часто используются в анализе внешней среды. Сюда стоит отнести информацию, получаемую из радио- и телепередач, от потребителей, поставщиков, конкурентов, на торговых совещаниях, в профессиональных организациях, от юристов, бухгалтеров и финансовых ревизоров, консультантов.
Такая вербальная информация касается всех основных факторов внешнего окружения, которые представляют интерес для организации. Она имеет откровенно переменчивый характер, ее легко получить, и часто на нее полностью возлагаются. Иногда, впрочем, данные могут оказаться неточными, обветшалыми или неточными. Если такое происходит, и руководство использует некачественную информацию для формулировки целей организации, количество проблем при осуществлении целей может быть значительным. Например, ряд организаций выпустили тысячи наименований изделий, которые назначались к продаже в связи с Олимпийскими играми в 1980 г. в Москве. Свежайшие вербальные данные свидетельствовали о том, что США примут участие в играх. В последнюю минуту президент Картер упразднил поездку американской команды в СССР, и компании остались с товарами миллионной стоимости, которые никому не были нужны. В то же время отказ стран коммунистического блока от участия в Играх в 1984 г. не стала ни для кого большим сюрпризом и потому оказала на американские фирмы намного менее заметное влияние.
Письменная информация. Источники письменной информации о внешнем окружении – это газеты, торговые журналы, информационные бюллетени, профессиональные журналы и годовые отчеты. Еще одним источником письменной информации о конкурентах служит отчет 10К. Этот специфический ежегодный отчет складывается при участии Комиссии по ценным бумагам и биржам всеми публичными акционерными компаниями. В библиотеках почти всех колледжей и университетов есть отчеты 10К. Хотя эта информация легко доступна, она имеет те же недостатки, что и вербальная информация, а именно, она может быть несвежей и не очень глубокой.
Промышленный шпионаж. Недавно официальные представители японских фирм «Хитачи» и «Мицубиси» – двух наибольших в мире поставщиков электронных изделий, компьютеров и компонентов к ним – были поражены: в ходе замысловатой секретной операции 18 их сотрудников высокого уровня были арестованы за попытку украсть секреты фирмы «Ай Би Эм».