Файл: Методы прогнозирования и оптимизации прибыли (Классификация прогнозов и планов на предприятии).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты прогнозирования прибыли
1.2. Классификация прогнозов и планов на предприятии
1.3 Необходимость прогнозирования прибыли
Глава 2. Методы прогнозирования прибыли
2.1 Понятие метода прогнозирования
2.2. Классификация и характеристика методов прогнозирования прибыли
Введение
В современных условиях повышения устойчивости национальной экономики существенно возрастает приоритетность и роль экономического анализа, основным содержанием которого является комплексное системное исследование приемов и способов достижения финансовой стабильности и безопасности развития организаций всех сфер деятельности. Прогнозно - аналитические процедуры позволяют объективно оценить степень влияния внутренних и внешних факторов, всесторонне охарактеризовать деятельность организации и перспективы ее функционирования, разработать экономически обоснованные управленческие решения, способствующие повышению эффективности развития хозяйствующих субъектов, отдельных отраслей и экономики в целом. Важнейшим фактором стимулирования производственно-финансовой и инвестиционной деятельности организации является прибыль, которая с одной стороны создает стабильную финансовую и социальную основу будущих проектов организации, с другой стороны является гарантом исполнения бюджетов и реализации национальных программ. Достижение максимального размера прибыли и уровня рентабельности определяет основную цель предпринимательской деятельности, обеспечивает защиту интересов собственников и снижение рисков ликвидации и банкротства бизнес структур. Экономические и политические кризисы в мире оказывают влияние на развитие российской экономики, снижают эффективность ее функционирования и инвестиционную активность. В этой связи необходим постоянный мониторинг результативности, предусматривающий непрерывный процесс наблюдения и регистрации изменения уровня рентабельности капитала в сравнении с заданными критериями, что возможно с использованием современной методологии анализа и прогнозирования, адекватной мировым финансовым реалиям. Принятие ряда нормативных документов, регулирующих вопросы контроля 6 уровня рентабельности с позиций налогообложения, применения контрольно- налоговых процедур к экономическому субъекту и достоверного правомерного формирования финансовых результатов обусловливает значимость теоретико- практического исследования категории рентабельности и совершенствования методики ее анализа и прогнозирования в рамках системы. Рентабельность деятельности коммерческих организаций необходимо рассматривать и оценивать как ключевой критерий качества и бюджетной эффективности системы управления на всех уровнях развития экономики. Анализ и прогнозирование уровня рентабельности с использованием методики системного подхода должно базироваться на органичной взаимосвязи всех ключевых индикаторов рентабельности, позволяющих комплексно оценить эффективность использования ресурсов, капитала, деятельности и продаж с учетом интересов разных групп пользователей информации и целей управления. Причем важное значение отводится нивелированию процессов формирования финансовых результатов и движения денежных потоков.
Глава 1. Теоретические аспекты прогнозирования прибыли
1.1. Сущность прибыли
Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях перехода к рыночной экономике главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.
Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом, прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Она характеризует сметы его деловой активности и финансовое благополучие.
За счет отчислений от прибыли в бюджет формируется основная часть финансовых ресурсов государства, региональных и местных органов власти, и от их увеличения в значительной мере зависят темпы экономического развития страны, отдельных регионов, приумножения общественного богатства и в конечном счете повышения жизненного уровня населения.
Прибыль представляет собой разность между суммой доходов и убытков, полученных от разных хозяйственных операций. Именно поэтому она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятий. Основным показателем прибыли, используемым для оценки производственно-хозяйственной деятельности, выступает балансовая прибыль, прибыль от реализации выпускаемой продукции, валовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия или чистая прибыль.
Так как основную часть прибыли предприятия получают от реализации выпускаемой продукции, сумма прибыли находится под взаимодействием многочисленных факторов: изменения объема, ассортимента, качества, структуры произведенной и реализованной продукции, себестоимости отдельных изделий, уровня цен, эффективности использования производственных ресурсов. Кроме того, на нее оказывают влияние соблюдение договорных обязательств, состояние расчетов между поставщиками и покупателями и др. Из прибыли производятся отчисления в бюджет, уплачиваются проценты по кредитам банка.
Главное предназначение прибыли в современных условиях хозяйствования — отражение эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия. Это обусловлено тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат предприятия, связанных с производством и реализацией своей продукции и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимых затрат, косвенным выражением которых должна явиться цена изделия. Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.
В современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения, созданного в сфере материального производства чистого дохода между предприятиями и государством, различными отраслями народного хозяйства и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и его работниками.
Работа предприятия в условиях перехода к рыночной экономике связана с повышением стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов. Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятии и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда.
Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия. Дальнейшее усиление распределительной и стимулирующей роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее распределения.
Однако прибыль не может рассматриваться в качестве единственного и универсального показателя эффективности производства. Если темпы роста стоимостных показателей превышают темпы роста производства конкретных видов продукции в натуральном выражении, имеет место снижение эффективности использования производственных ресурсов в расчете на единицу его полезного эффекта. Это находит выражение и в повышении материалоемкости, трудоемкости, зарплатоемкости, фондоемкости и, в конечном счете, себестоимости единицы конкретных видов продукции в натуральных измерениях. В величине и темпах роста прибыли недостаточно полно отражается изменение объема и эффективности использования основных фондов и оборотных средств.
1.2. Классификация прогнозов и планов на предприятии
Структура планов определяется функциями предприятия и его внутренней административно-хозяйственной структурой.
Вследствие того, что план - центральное звено хозяйственного управления, с целью упорядочения руководства каждый цех, отдел, лаборатория разрабатывают свой план, который увязывается с общим планом предприятия. Сбалансированность внутрипроизводственных планов - одна из наиболее сложных задач планирования.
Предприятие имеет, на первый взгляд, несовместимый конгломерат различного рода структур: десятки цехов разнообразного профиля, отделов, лабораторий, сотни разноименных профессий, которые по горизонтали почти или совершенно не связаны между собой. Их усилия планомерно объясняются общей конечной целью. В плане поэтапно устанавливаются все необходимые вертикальные и горизонтальные связи между подразделениями на весь планируемый период.
Параллельно действующие структуры, как правило, независимы друг от друга и не осведомлены о положении дел в смежных цехах и отделах. Они выполняют задание, указанное в плане, который и служит системой связи.
Система планирования обеспечивает наибольшую отдачу и выгоду предприятию при выполнении следующих правил:
пунктуальная обоснованность каждого элемента и каждого этапа плана;
точное исполнение плановых заданий всеми его участниками;
наличие сплошного непрерывного учета, контроля и корректировки исполнения плана.
Разнообразную по характеру и срокам исполнения деятельность структур и персонала можно измерить, учесть и проконтролировать с помощью не одинаковых, а разнообразных показателей, методов организации и выполнения плана.
По срокам исполнения:
-оперативно-календарные;
-текущие;
-среднесрочные;
-долгосрочные;
-стратегические.
По функциям назначения:
-производственные (изготовление продукции);
-коммерческие (сбыт готовой продукции и материально-техническое обеспечение предприятия);
-инвестиционные и способствующие техническому развитию производства;
-планы по труду, заработной плате, социальной поддержке персонала;
По уровням управления предприятием:
-общефирменные;
-цеховые;
-планы работ функциональных отделов и лабораторий;
-планы работ участков и бригад.
По видам изделий и работ, в том числе по продукции:
-освоенной производством;
-находящейся в процессе освоения;
-проектируемой с учетом освоения в будущем
Перспективное внутрифирменное планирование
В современных условиях стали уделять все большее внимание развитию перспективного планирования как инструменту централизованного управления. Такое планирование, охватывающее период от 10 до 20 лет (обычно 10-12 лет), предусматривает разработку общих принципов ориентации предприятия на перспективу (концепцию развития); определяет стратегическое направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Перспективное планирование помогает принимать решения по комплексным проблемам деятельности предприятия в международном масштабе:
-определение направлений и размеров капиталовложений и источников их финансирования;
-внедрение технических новшеств и прогрессивной технологии;
-диверсификация производства и обновление продукции;
-формы осуществления заграничных инвестиций в условиях приобретения новых предприятий;
-совершенствование организации управления по отдельным подразделениям и кадровой политике.
Поскольку оценка перспектив в условиях стихийного развития мирового рынка крайне неопределенна, перспективное планирование не может ориентировать предприятие на достижение количественных показателей и поэтому обычно ограничивается разработкой лишь важнейших качественных характеристик, конкретизируемых в программах или прогнозах. Через них осуществляется координация перспективных направлений развития всех подразделений предприятия с учетом их потребностей и ресурсов. На основе программы разрабатываются среднесрочные планы, которые уже содержат не только качественные характеристики, но и количественные показатели, детализированные и конкретизированные с точки зрения выбора средств для реализации целей, намеченных в рамках перспективного планирования.
В системе перспективного планирования в зависимости от методологии и целей обычно различают долгосрочное планирование и стратегическое планирование.
В системе долгосрочного планирования используется метод экстраполяции, т.е. применение результатов прошлого периода и на основе постановки оптимистических целей распространение несколько завышенных показателей на будущий период.