Файл: Разработка регламента выполнения процесса «Учет предоставленных услуг салоном красоты» (Описание предметной области).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 454
Скачиваний: 7
Язык UML предназначен прежде всего для разработки программных систем. Его использование особенно эффективно в следующих областях:
- информационные системы масштаба предприятия;
- банковские и финансовые услуги;
- телекоммуникации;
- транспорт;
- оборонная промышленность, авиация и космонавтика;
- розничная торговля;
- медицинская электроника;
- наука;
- распределенные Web-системы.
Сфера применения UML не ограничивается моделированием программного обеспечения. Его выразительность позволяет моделировать, скажем, документооборот в юридических системах, структуру и функционирование системы обслуживания пациентов в больницах, осуществлять проектирование аппаратных средств.
Стандарт UML версии 1.1, принятый OMG в 1997 г., предлагает следующий набор диаграмм для моделирования:
– диаграммы вариантов использования (use case diagrams) – для моделирования бизнес-процессов организации и требований к создаваемой системе);
– диаграммы классов (class diagrams) – для моделирования статической структуры классов системы и связей между ними;
- диаграммы поведения системы (behavior diagrams):
- диаграммы взаимодействия (interaction diagrams):
- диаграммы последовательности (sequence diagrams) и
- кооперативные диаграммы (collaboration diagrams) – для моделирования процесса обмена сообщениями между объектами;
- диаграммы состояний (statechart diagrams) – для моделирования поведения объектов системы при переходе из одного состояния в другое;
- диаграммы деятельностей (activity diagrams) – для моделирования поведения системы в рамках различных вариантов использования, или моделирования деятельностей; – диаграммы реализации (implementation diagrams):
- диаграммы компонентов (component diagrams) – для моделирования иерархии компонентов (подсистем) системы;
- диаграммы размещения (deployment diagrams) – для моделирования физической архитектуры системы.
Глава 3. Построение диаграмм
Диаграмма вариантов использования системы
Вариант использования представляет собой последовательностьдействий (транзакций), выполняемых системой в ответ на событие, инициируемое некоторым внешним объектом (действующим лицом).
Вариант использования описывает типичное взаимодействиемежду пользователем и системой. В простейшем случае вариантиспользования определяется в процессе обсуждения с пользователем тех функций, которые он хотел бы реализовать.
Действующее лицо (actor) – это роль, которую пользователь играетпо отношению к системе. Действующие лица представляют собой роли,а не конкретных людей или наименования работ. Несмотря на то, чтона диаграммах вариантов использования они изображаются в виде стилизованных человеческих фигурок, действующее лицо может также быть внешней системой, которой необходима некоторая информация от данной системы. Показывать на диаграмме действующих лиц следует только в том случае, когда им действительно необходимы некоторые варианты использования.
Действующие лица делятся на три основных типа – пользователи системы, другие системы, взаимодействующие с данной, и время. Время становится действующим лицом, если от него зависит запуск каких-либо событий в системе (рис.1).
На диаграмме вариантов использования показано взаимодействие между вариантами использования и действующими лицами. Она отражает требования к системе с точки зрения пользователя. Таким образом, варианты использования – это функции, выполняемые системой, а действующие лица – это заинтересованные лица (stakeholders) по отношению к создаваемой системе. Такие диаграммы показывают, какие действующие лица инициируют варианты использования.
Рисунок 1 – Диаграмма вариантов использования для системы «Салон красоты»
Описывается каждый из вариантов использования системы отдельно.
Таблица 1
Описание варианта использования «Информация об услугах»
Номер |
1 |
Название |
Информация об услугах |
Актеры |
Клиент |
Краткое описание |
Клиент получает информацию об услугах, доступных в Салон красотые. |
Предусловия |
Система находится в режиме просмотра информации об услугах. |
Постусловия |
нет |
Основной поток |
1.0 Информация об услугах 1. Клиент обращается к списку услуг. 2. Система выводит список доступных услуг и их характеристики. 3. Клиент покидает систему. |
Альтернативные потоки |
1.1 Клиент просит вывести информацию на печать (ответвление шага 3) 1. Система выводит список услуг на печать. 2. Возврат к пункту 2. 1.2 Клиент выбирает какую-то из услуг (ответвление шага 3) 1. Система переходит к «Регистрации клиентов» |
Таблица 2
Описание варианта использования «Регистрация клиентов»
Номер |
2 |
Название |
Регистрация клиентов |
Актеры |
Клиент, Персонал Салона красоты |
Краткое описание |
Регистрация клиентов |
Предусловия |
Обращение к системе с целью оформления записи |
Постусловия |
Переход к оформлению записи |
Основной поток |
2.0 Регистрация клиентов 1. Клиент делает запрос на оказание услуги. 2. Система выводит форму регистрации для заполнения данных о клиенте. 3. Клиент заполняет форму, в которой указывает ФИО, контактный телефон. 4. Если все необходимые данные введены, то система посылает данные клиента в базу. 5. Система переходит к оформлению записи. |
Альтернативные потоки |
2.1 Клиента отказывается от регистрации (ответвление шага 3) 1. Система отменяет регистрацию клиента. 2. Переход в режим просмотра информации об услугах. 2.2 Введены не все данные или введены некорректно (ответвление шага 4) 1. Система попросит повторить ввод недостающих данных. 2. Возврат к пункту 3. 2.3 Персонал Салона красоты прекращает регистрацию клиента. 1. Система отменяет регистрацию клиента. 2. Переход в режим просмотра информации |
Таблица 3
Описание варианта использования «Оформление записи»
Номер |
3 |
Название |
Оформление записи |
Актеры |
Клиент, персонал Салона красоты |
Краткое описание |
Клиент оформляет запись на оказание ему услуг. |
Предусловия |
Клиент заполнил форму регистрации, клиент добавлен в базу |
Постусловия |
Запись принята на обработку и предоставляется персоналу Салона красоты |
Основной поток |
3.0 Оформление записи 1. Клиент делает запрос на оказание услуги. 2. Система выводит форму для заполнения данных о записи. 3. Клиент заполняет форму, в которой указывает нужный ему тип и виды услуг. 4. Если все необходимые данные введены, то система производит расчет примерной стоимости услуги. 5. Система выводит информацию по сделанномй записи (номер, примерную стоимость, сроки) и просит клиента подтвердить запись. 6. Если клиент подтвердил запись, система принимает запись и передает его персоналу Салона красоты. |
Альтернативные потоки |
3.1 Введены не все данные или введены некорректно (ответвление шага 4) 1. Система попросит повторить ввод недостающих данных. 2. Возврат к пункту 3. 3.2 Клиент не подтверждает запись (ответвление шага 6) 1.Система отменяет запись. 2. Переход в режим просмотра информации об услугах. |
Таблица 4
Описание варианта использования «Информация о статусе записи»
Номер |
4 |
Название |
Информация о статусе записи |
Актеры |
Клиент |
Краткое описание |
Клиент получает информацию о статусе записи. |
Предусловия |
Система находится в режиме просмотра информации о состоянии записи. |
Постусловия |
нет |
Основной поток |
4.0 Информация о статусе записи 1. Клиент делает запрос на получение информации о записи. 2. Клиент вводит номер своей записи. 3. Система выводит информацию о текущем статусе записи клиента (номер, тип услуг, статус записи, дата обслуживания). 4. Клиент покидает систему. |
Альтернативные потоки |
4.1 Данные не введены (ответвление шага 3) 1. Система просит повторить ввод данных. 2. Возврат к пункту 2. 4.2 Запись готов (ответвление шага 3) 1. Система переходит к «Концу обслуживания» |
Таблица 5
Описание варианта использования «Конец обслуживания клиента»
Номер |
5 |
Название |
Конец обслуживания клиента |
Актеры |
Клиент, персонал Салона красоты |
Краткое описание |
Конец обслуживания клиента, выписка ему счета за оказанные услуги. |
Предусловия |
Система находится в режиме просмотра информации о состоянии записи. |
Постусловия |
Возврат в режим просмотра информации об услугах. |
Основной поток |
5.0 Конец обслуживания клиента 1. Клиент вводит номер своейзаписи. 2. Персонал Салона красоты вводит данные о выполненнй записи (номера услуг, стоимость). 3. Система выводит информацию о записи. 4. Система формирует окончательный счет за оказание услуг и выводит его на печать. 5. Клиент получает счет. 6. Переход в режим просмотра информации об услугах. |
Альтернативные потоки |
5.1 Введены не все данные или введены некорректно (ответвление шага 2) 1. Система попросит повторить ввод недостающих данных. 2. Возврат к пункту 1. |
Диаграмма деятельности системы
Рисунок 2 – Диаграмма деятельности системы для варианта использования «Оформление записи»
Данная диаграмма описывает поток событий, происходящий в системе при выполнении клиентом запроса на оформление записи.
Диаграмма последовательности системы
Диаграммы последовательности отражают поток событий, происходящих в рамках варианта использования (рис. 3).
Рисунок 3 – Диаграмма последовательности системы для варианта использования «Оформление записи»
Данная диаграмма описывает последовательность во времени событий, происходящих в системе при выполнении клиентом запроса на оформление записи.
Диаграмма классов определяет типы классов системы и различного
рода статические связи, которые существуют между ними. На диаграммах классов изображаются также атрибуты классов, операции классов и ограничения, которые накладываются на связи между классами.
После исследования предметной области выявили следующие классы (рис 4.):
Рис. 4 Классы предметной области с атрибутами.
Атрибут – это элемент информации, связанный с классом.
Так как атрибуты содержатся внутри класса, они скрыты от других классов. В связи с этим может понадобиться указать, какие классы имеют право читать и изменять атрибуты. Это свойство называется видимостью атрибута (attribute visibility).
Установим отношения между классами (рис.5):
Рис. 5. Диаграмма классов.
Диаграммы состояний определяют все возможные состояния, в которых может находиться конкретный объект, а также процесс смены состояний объекта в результате наступления некоторых событий.
Существует много форм диаграмм состояний, незначительно отличающихся друг от друга семантикой. Наиболее распространенная форма, используемая в объектно-ориентированных методах, впервые применялась в методе ОМТ и впоследствии была адаптирована Гради Бучем.
Рис. 6. Диаграмма состояний системы
Заключение
В результате выполнения курсовой работы была выполнена разработка регламента выполнения процесса «Учет предоставленных услуг салоном красоты». Были изучены и построены следующие диаграммы:
- диаграмма вариантов использования;
- диаграмма деятельности;
- диаграмма последовательности;
- диаграмма состояний;
- диаграмма классов
- диаграмма прецедентов.