Файл: Разработка регламента выполнения процесса «Учет предоставленных услуг салоном красоты» (Описание предметной области).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 454

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Где используется UML

Язык UML предназначен прежде всего для разработки программных систем. Его использование особенно эффективно в следующих областях:

  • информационные системы масштаба предприятия;
  • банковские и финансовые услуги;
  • телекоммуникации;
  • транспорт;
  • оборонная промышленность, авиация и космонавтика;
  • розничная торговля;
  • медицинская электроника;
  • наука;
  • распределенные Web-системы.

Сфера применения UML не ограничивается моделированием программного обеспечения. Его выразительность позволяет моделировать, скажем, документооборот в юридических системах, структуру и функционирование системы обслуживания пациентов в больницах, осуществлять проектирование аппаратных средств.

Стандарт UML версии 1.1, принятый OMG в 1997 г., предлагает следующий набор диаграмм для моделирования:

– диаграммы вариантов использования (use case diagrams) – для моделирования бизнес-процессов организации и требований к создаваемой системе);

– диаграммы классов (class diagrams) – для моделирования статической структуры классов системы и связей между ними;

  • диаграммы поведения системы (behavior diagrams):
  • диаграммы взаимодействия (interaction diagrams):
  • диаграммы последовательности (sequence diagrams) и
  • кооперативные диаграммы (collaboration diagrams) – для моделирования процесса обмена сообщениями между объектами;
  • диаграммы состояний (statechart diagrams) – для моделирования поведения объектов системы при переходе из одного состояния в другое;
  • диаграммы деятельностей (activity diagrams) – для моделирования поведения системы в рамках различных вариантов использования, или моделирования деятельностей; – диаграммы реализации (implementation diagrams):
  • диаграммы компонентов (component diagrams) – для моделирования иерархии компонентов (подсистем) системы;
  • диаграммы размещения (deployment diagrams) – для моделирования физической архитектуры системы.

Глава 3. Построение диаграмм

Диаграмма вариантов использования системы

Вариант использования представляет собой последовательностьдействий (транзакций), выполняемых системой в ответ на событие, инициируемое некоторым внешним объектом (действующим лицом).

Вариант использования описывает типичное взаимодействиемежду пользователем и системой. В простейшем случае вариантиспользования определяется в процессе обсуждения с пользователем тех функций, которые он хотел бы реализовать.


Действующее лицо (actor) – это роль, которую пользователь играетпо отношению к системе. Действующие лица представляют собой роли,а не конкретных людей или наименования работ. Несмотря на то, чтона диаграммах вариантов использования они изображаются в виде стилизованных человеческих фигурок, действующее лицо может также быть внешней системой, которой необходима некоторая информация от данной системы. Показывать на диаграмме действующих лиц следует только в том случае, когда им действительно необходимы некоторые варианты использования.

Действующие лица делятся на три основных типа – пользователи системы, другие системы, взаимодействующие с данной, и время. Время становится действующим лицом, если от него зависит запуск каких-либо событий в системе (рис.1).

На диаграмме вариантов использования показано взаимодействие между вариантами использования и действующими лицами. Она отражает требования к системе с точки зрения пользователя. Таким образом, варианты использования – это функции, выполняемые системой, а действующие лица – это заинтересованные лица (stakeholders) по отношению к создаваемой системе. Такие диаграммы показывают, какие действующие лица инициируют варианты использования.

Рисунок 1 – Диаграмма вариантов использования для системы «Салон красоты»

Описывается каждый из вариантов использования системы отдельно.

Таблица 1

Описание варианта использования «Информация об услугах»

Номер

1

Название

Информация об услугах

Актеры

Клиент

Краткое описание

Клиент получает информацию об услугах, доступных в Салон красотые.

Предусловия

Система находится в режиме просмотра информации об услугах.

Постусловия

нет

Основной поток

1.0 Информация об услугах

1. Клиент обращается к списку услуг.

2. Система выводит список доступных услуг и их характеристики.

3. Клиент покидает систему.

Альтернативные потоки

1.1 Клиент просит вывести информацию на печать (ответвление шага 3)

1. Система выводит список услуг на печать.

2. Возврат к пункту 2.

1.2 Клиент выбирает какую-то из услуг (ответвление шага 3)

1. Система переходит к «Регистрации клиентов»

Таблица 2

Описание варианта использования «Регистрация клиентов»


Номер

2

Название

Регистрация клиентов

Актеры

Клиент, Персонал Салона красоты

Краткое описание

Регистрация клиентов

Предусловия

Обращение к системе с целью оформления записи

Постусловия

Переход к оформлению записи

Основной поток

2.0 Регистрация клиентов

1. Клиент делает запрос на оказание услуги.

2. Система выводит форму регистрации для заполнения данных о клиенте.

3. Клиент заполняет форму, в которой указывает ФИО, контактный телефон.

4. Если все необходимые данные введены, то система посылает данные клиента в базу.

5. Система переходит к оформлению записи.

Альтернативные потоки

2.1 Клиента отказывается от регистрации (ответвление шага 3)

1. Система отменяет регистрацию клиента.

2. Переход в режим просмотра информации об услугах.

2.2 Введены не все данные или введены некорректно (ответвление шага 4)

1. Система попросит повторить ввод недостающих данных.

2. Возврат к пункту 3.

2.3 Персонал Салона красоты прекращает регистрацию клиента.

1. Система отменяет регистрацию клиента.

2. Переход в режим просмотра информации

Таблица 3

Описание варианта использования «Оформление записи»

Номер

3

Название

Оформление записи

Актеры

Клиент, персонал Салона красоты

Краткое описание

Клиент оформляет запись на оказание ему услуг.

Предусловия

Клиент заполнил форму регистрации, клиент добавлен в базу

Постусловия

Запись принята на обработку и предоставляется персоналу Салона красоты

Основной поток

3.0 Оформление записи

1. Клиент делает запрос на оказание услуги.

2. Система выводит форму для заполнения данных о записи.

3. Клиент заполняет форму, в которой указывает нужный ему тип и виды услуг.

4. Если все необходимые данные введены, то система производит расчет примерной стоимости услуги.

5. Система выводит информацию по сделанномй записи (номер, примерную стоимость, сроки) и просит клиента подтвердить запись.

6. Если клиент подтвердил запись, система принимает запись и передает его персоналу Салона красоты.

Альтернативные потоки

3.1 Введены не все данные или введены некорректно (ответвление шага 4)

1. Система попросит повторить ввод недостающих данных.

2. Возврат к пункту 3.

3.2 Клиент не подтверждает запись (ответвление шага 6)

1.Система отменяет запись.

2. Переход в режим просмотра информации об услугах.


Таблица 4

Описание варианта использования «Информация о статусе записи»

Номер

4

Название

Информация о статусе записи

Актеры

Клиент

Краткое описание

Клиент получает информацию о статусе записи.

Предусловия

Система находится в режиме просмотра информации о состоянии записи.

Постусловия

нет

Основной поток

4.0 Информация о статусе записи

1. Клиент делает запрос на получение информации о записи.

2. Клиент вводит номер своей записи.

3. Система выводит информацию о текущем статусе записи клиента (номер, тип услуг, статус записи, дата обслуживания).

4. Клиент покидает систему.

Альтернативные потоки

4.1 Данные не введены (ответвление шага 3)

1. Система просит повторить ввод данных.

2. Возврат к пункту 2.

4.2 Запись готов (ответвление шага 3)

1. Система переходит к «Концу обслуживания»

Таблица 5

Описание варианта использования «Конец обслуживания клиента»

Номер

5

Название

Конец обслуживания клиента

Актеры

Клиент, персонал Салона красоты

Краткое описание

Конец обслуживания клиента, выписка ему счета за оказанные услуги.

Предусловия

Система находится в режиме просмотра информации о состоянии записи.

Постусловия

Возврат в режим просмотра информации об услугах.

Основной поток

5.0 Конец обслуживания клиента

1. Клиент вводит номер своейзаписи.

2. Персонал Салона красоты вводит данные о выполненнй записи (номера услуг, стоимость).

3. Система выводит информацию о записи.

4. Система формирует окончательный счет за оказание услуг и выводит его на печать.

5. Клиент получает счет.

6. Переход в режим просмотра информации об услугах.

Альтернативные потоки

5.1 Введены не все данные или введены некорректно (ответвление шага 2)

1. Система попросит повторить ввод недостающих данных.

2. Возврат к пункту 1.

Диаграмма деятельности системы

Рисунок 2 – Диаграмма деятельности системы для варианта использования «Оформление записи»


Данная диаграмма описывает поток событий, происходящий в системе при выполнении клиентом запроса на оформление записи.

Диаграмма последовательности системы

Диаграммы последовательности отражают поток событий, происходящих в рамках варианта использования (рис. 3).

Рисунок 3 – Диаграмма последовательности системы для варианта использования «Оформление записи»

Данная диаграмма описывает последовательность во времени событий, происходящих в системе при выполнении клиентом запроса на оформление записи.

Диаграмма классов

Диаграмма классов определяет типы классов системы и различного

рода статические связи, которые существуют между ними. На диаграммах классов изображаются также атрибуты классов, операции классов и ограничения, которые накладываются на связи между классами.

После исследования предметной области выявили следующие классы (рис 4.):

Рис. 4 Классы предметной области с атрибутами.

Атрибут – это элемент информации, связанный с классом.

Так как атрибуты содержатся внутри класса, они скрыты от других классов. В связи с этим может понадобиться указать, какие классы имеют право читать и изменять атрибуты. Это свойство называется видимостью атрибута (attribute visibility).

Установим отношения между классами (рис.5):

Рис. 5. Диаграмма классов.

Диаграмма состояния:

Диаграммы состояний определяют все возможные состояния, в которых может находиться конкретный объект, а также процесс смены состояний объекта в результате наступления некоторых событий.

Существует много форм диаграмм состояний, незначительно отличающихся друг от друга семантикой. Наиболее распространенная форма, используемая в объектно-ориентированных методах, впервые применялась в методе ОМТ и впоследствии была адаптирована Гради Бучем.

Рис. 6. Диаграмма состояний системы

Заключение

В результате выполнения курсовой работы была выполнена разработка регламента выполнения процесса «Учет предоставленных услуг салоном красоты». Были изучены и построены следующие диаграммы:

  • диаграмма вариантов использования;
  • диаграмма деятельности;
  • диаграмма последовательности;
  • диаграмма состояний;
  • диаграмма классов
  • диаграмма прецедентов.