Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем рынке.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В то же время сравнение ассортимента ООО «Молоко» представленным в других регионах страны, показывает, что у молочного комбината есть потенциал для расширения своего ассортимента.

Таблица 2.5 - Интегральный показатель конкурентоспособности ассортимента молочной продукции

Показатель

ООО «Молоко»

ООО «Хладо-

комбинат»

Агрофирма «АНК»

Вимм-Билль-Дан

Потребительские характеристики

4,2

3,8

4,0

4,2

Маркетинговые характеристики

4,65

4,25

3,1

4,55

Сводные показатели оценки ассортимента

4,55

4,1

3,15

3,35

Интегральный показатель

4,47

4,05

3,42

4,03

Рейтинг

1

2

4

3

Расчет интегрального показателя конкурентоспособности ассортимента продукции, представленный в таблице 2.5, показал, что ООО «Молоко» занимает первое место в рейтинге производителей молочной продукции, представленной на рынке.

Основной фактор конкурентоспособности ООО «Молоко» – приемлемая цена и высокое качество выпускаемой продукции

Матрица «привлекательности отрасли – сильные стороны предприятия».

Рис.2.3. Матрица «привлекательности отрасли – сильные стороны предприятия»

Для предприятия ООО «Молоко», как видно из матрицы, характерна сильная конкурентоспособность предприятия при высокой долговременной привлекательности отрасли. Таким образом, предприятие имеет средний приоритет с точки зрения инвестирования.

По совершенствованию использования маркетинга в стратегическом развитии предприятия, был проведен SWOT-анализ предприятия (таблица 2.6). Его результаты позволили разработать стратегию развития ООО «Молоко» на ближайшие 3-5 лет.

Из таблицы 2.6 видно, что предприятие имеет как сильные, так и слабые стороны в работе. Однако преобладают сильные стороны, так как ООО «Молоко» стабильно развивается и является лидером на рынке молочной продукции в крае.

Накопленный опыт трудового коллектива предприятия позволяет поддерживать качество продукции на высоком уровне. Компания должна использовать возможности для расширения ассортимента продукции, а также расширения географии ее реализации.


Таблица 2.6 - SWOT-анализ ООО «Молоко»

Внутренние сильные стороны:

адекватные финансовые и административные ресурсы;

положительный имидж, сформированный о компании у­ потребителей;

признанный лидер рынка;

умение избежать сильного давления со стороны конкурентов;

лучшие рекламные кампании;

многолетний опыт работы;

опыт в разработке новых товаров;

большие производственные возможности;

превосходные технологические навыки;

наличие большой сырьевой базы;

широкий ассортимент продукции;

сертифицированная система менеджмента качества.

Внутренние слабые стороны:

нет четкого стратегического направления раз­вития;

неудовлетворительная организация маркетин­говой деятельности;

отсутствие четкой политики ценообразования;

недостаточно эффективная кадровая политика.

Возможности внешней среды:

возможности для расширения ассортимента про­дукции, чтобы удовлетворять больше потребностей клиентов;

интенсивное развитие технологий в пищевой промышленности;

расширение географии реализации продукции.

Угрозы внешней среды:

растущая требовательность покупате­лей и поставщиков;

изменение потребностей и вкусов по­купателей;

зависимость от ценовой политики торговых сетей и крупных розничных точек.

сезонность объёмов сырья

Самыми опасными угрозами для производителя молочной промышленности является зависимость от ценовой политики торговых сетей, также изменения потребностей и вкусов покупателей. Несмотря на то, что компания имеет определенные слабые стороны, они делают ее уязвимой в конкурентной борьбе.

Но сглаживание таких слабых сторон, как неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности и недостаточно эффективная кадровая политика необходимо для обеспечения стабильного положения компании в будущем.

ООО «Молоко» принимает активное участие в жизни города, а также является ежегодным участником краевых и региональных выставок, ярмарок.

Таблица 2.7 - Преимущества и недостатки стратегии маркетинга ООО «Молоко»

Преимущества

Недостатки

ООО «Молоко» занимает первую позицию в рейтинге среди производителей молока.

По объемам продаж является лидером.

Постоянное совершенствование продукции, производство и реализация новых видов продукции.

Возможность использования новых технологий за счет сильных финансовых и административных ресурсов.

Зависимость от ценовой политики торговых сетей и крупных торговых точек.

Неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности

Недостаточно четко отлаженная организация сбыта продукции.

Ослабление позиций компании за счет усиления действий конкурентов.


Таким образом, исходя из данных таблицы 2.7 можно сделать вывод, что ООО «Молоко» является лидером на рынке молочной продукции, однако имеет сильную зависимость от ценовой политики крупных торговых сетей, имеются недостатки как в маркетинговой, так и сбытовой работе предприятия. Правильный выбор оргструктуры управления маркетингом только создает предпосылки для эффективной работы маркетинговых служб. Необходимо укомплектовать эти службы квалифицированными специа­листами, правильно распределить между ними обязанности, наделить их необходимыми правами, создать приемлемые условия для работы. Всем этим должен заниматься руководитель маркетинговой службы совместно с руководством предприятия.

Вывод

Проведенный анализ позволил сделать ряд выводов об эффективности маркетинговой деятельности ООО «Молоко»:

1. ООО «Молоĸо» относится ĸ отрасли пищевая промышленность. Целью деятельности ООО «Молоĸо» является: удовлетворение спроса покупателей на качественные молочные продукты питания путем переработки закупленного в хозяйствах и у населения молока и молока, а также получение прибыли для развития производственной базы, приобретения нового оборудования, улучшения условий труда и быта членов трудового коллектива. ООО «Молоĸо» занимает незначительный удельный вес во всей отрасли, таĸ ĸаĸ его производство ориентировано в основном на удовлетворение потребностей в молочной продуĸции населения области и ближайших областей. Основной вид деятельности – производство обработанного жидĸого молоĸа.

2. Основные направления стратегии роста в маркетинговой деятельности ООО «Молоко» по расширению рынков сбыта: освоение новых сегментов рынка, постоянное совершенствование выпускаемой продукции, производство и реализация новых видов молочной продукции. Сбыт молочной продукции зависит от постоянного контакта с ее конечными продавцами - розничными магазинами. И здесь оптовым компаниям лучше всего за­ключать договоры о совместной работе с крупными риелторами - то есть владель­цами розничных продуктовых сетей, которые заинтересованы в больших объемах продукции.

3. ООО «Молоко» на рынке занимает лидирующие позиции стоя со своими конкурентами на равных позициях. И чтобы постоянно удерживать лидирующие позиции предприятие должно постоянно поддерживать достигнуты уровень и внедрять на предприятие новые пути совершенствования своей деятельности, которая позволит удержаться в конкурентной борьбе. Плюсы заключаются в заслуженном доверии и уважении покупателей, как к лидеру в данной отрасли, минусами или сложностями можно назвать жесткую конкуренцию в данном сегменте и зависимость от ценовой политики торговых сетей.


4. В основном продукция ООО «Молоко» находится на стадии зрелости, из этого следует, что основные направления стратегии роста в маркетинговой деятельности ООО «Молоко» по расширению рынков сбыта: освоение новых сегментов рынка, постоянное совершенствование выпускаемой продукции, производство и реализация новых видов молочной продукции.

5. В ООО «Молоко» не существует отдела маркетинга в связи с чем, система сбыта продукции затруднена, отсутствует специалист который должен следить за сбытом продукции (менеджер по сбыту, маркетолог). На предприятии давно не проводились маркетинговые исследования из-за отсутствия специалистов отдела маркетинга. Предприятие больше ориентировано на производство и не уделяет должного внимания сбыту произведенной продукции.

6. Отдел поставок на предприятии бывает достаточно загруженным и не всегда следят за системой сбыта и маркетинга, т.е. данный отдел не только занимается поставками (это непосредственно отгрузка продукции), но также занимается и сбытом и маркетинговой деятельностью, что не всегда в полном объеме охватывают процесс сбыта (из-за загруженности отдела другими функциональными обязанностями). Поэтому в ООО «Молоко» нередко встречаются ситуации просрочки поставки продукции из-за того, что контроль по сбыту продукции по заключенным договорам не ведется.

7. Проведя анализ работы можно сделать вывод, что предприятие ООО «Молоко» удерживает позиции в столь жесткой отрасли но не всегда, т.к. существует выхода на рынок более сильных конкурентов. Кроме того, на предприятии не налажена система сбыта из-за отсутствия отдела маркетинга на предприятии и предприятие не всегда способно развиваться и занять все большую долю рынка и осваивать новые. Это связано с отсутствием на предприятии должного контроля отгрузки и погрузки продукции на предприятии в результате чего на предприятии иногда возникают штрафные санкции в связи с просрочкой поставки продукции

3. Разработка рекомендаций по совершенствованию конкурентной стратегии

Проведенный во второй главе анализ OОO «Молоко» показал, что предприятие на рынке занимает лидирующие позиции стоя со своими конкурентами на равных позициях. И чтобы постоянно удерживать лидирующие позиции предприятие должно постоянно поддерживать достигнуты уровень и внедрять на предприятие новые пути совершенствования своей деятельности, которая позволит удержаться в конкурентной борьбе. Плюсы заключаются в заслуженном доверии и уважении покупателей, как к лидеру в данной отрасли, минусами или сложностями можно назвать жесткую конкуренцию в данном сегменте и зависимость от ценовой политики торговых сетей.


Однако, отрицательным моментом в деятельности предприятия является то, что в ООО «Молоко» нет отдела сбыта (маркетинга) который является необходимым в производственной цепочке деятельности предприятия. Ведь отдел маркетинга должен следить за сбытом предприятия, проводить маркетинговые исследования на наличия появления новых конкурентов, должен следить за уровнем спроса на рынке. Все это не в состоянии сделать отдел поставок (совмещая функции и отдела поставок и отдела сбыта). Именно этот недостаток тормозит эффективный производственный процесс на предприятии. На предприятии отсутствует налаженной системы работы с поставщиками, с покупателями, что затрудняет процесс сбыта на предприятии. Кроме этого, вполне вероятна высокой конкуренции на рынке молочной продукции из-за наличия идентичных предприятий –производителей, которые способны предложить подобную продукцию на более выгодных условиях. Все эти недостатки существенно тормозят эффективному развитию предприятия и для устранения данных недостатков надо предложить конкретные мероприятия для того, чтобы улучшить производственно-хозяйственную деятельность ООО «Молоко»

Из результатов анкетирования следует, что самым важным при выборе продукции являются ее высокие качественные характеристики. Опираясь на проведенное маркетинговое исследование, можно планировать тактику и стратегию завоевания более расширенного рынка. Анализ показал, что выпускаемая продукция предприятия ООО «Молоко» является довольно конкурентоспособной и не уступает по качественным характеристикам европейским аналогам. Тем не менее, необходимо направить определенные усилия на завоевание и расширение рынка сбыта всей продукции, поскольку часто потребителям необходимо приобретать несколько видов молочной продукции (молоко, кефир, йогурты и т.д.). .

В будущем, для сохранения и расширения завоеванных позиций на рынке, необходимо совершенствовать технологию изготовления молочной продукции, спрос на которую является самым высоким для улучшения их потребительских характеристик и снижения себестоимости. В целом проведенный анализ рынка показывает, что данная продукция является многозначимой и интересной для многих потребителей.

В процессе достижения поставленной цели были определены допустимые альтернативы: использование автоматизированной системы управления производством; использование компьютерных технологий; внедрение автоматических линий по производству изделий; использование новых материалов и комплектующих. Сформулированы критерии выбора оптимального решения: решение должно приносить максимум прибыли, максимальную гарантию избежание риска, повышение конкурентоспособности предприятия, повышение уровня качества выпускаемой продукции, повышение рентабельности и производительности труда.