Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем рынке.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В-седьмых, типология по В. Мащенко предполагает проведение классификации стратегий по уровню принятия решений.

В-восьмых, М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури рассматривают следующие стратегические альтернативы: ограниченный рост, рост, сокращение, сочетание указанных выше альтернатив.

В-девятых, Питер Ф. Друкер рассматривает следующие стратегии: «врываюсь первым и наношу массированный удар»; «нападаю быстро и неожиданно»; поиск и захват «экономической ниши»; изменение экономических характеристик продукта, рынка или отрасли.

В-десятых, типология стратегий по модели И. Ансоффа «продукт-рынок»: проникновение на рынок; освоение рынка; разработка продукта; диверсификация – разработка новых продуктов для обслуживания новых рынков [2, c. 95].

Согласно И. Ансоффа, диверсификация – это развитие компании с помощью новой продукции и новых рынков.

В-одиннадцатых, стратегии развития бизнеса по Ф. Котлеру [8, c. 85]. Эти стратегии определяют изменение их масштабов:

– стратегия концентрированного роста: усиление позиции на рынке; развитие рынка; развитие продукта;

– стратегия интегрированного роста: обратная вертикальная интеграция; вперед идущая вертикальная интеграция;

– стратегия диверсифицированного роста: центрированная диверсификация; горизонтальная диверсификация; конгломеративная диверсификация;

– стратегия сокращения: ликвидация; сокращение расходов.

В стратегическом менеджменте разработано несколько аналитических подходов, дающих возможность решать задачи оценки текущего состояния отдельных видов деятельности и перспектив их развития. Важнейшими из них являются следующие: анализ хозяйственного и продуктового портфелей; ситуационный анализ; ПИМС-анализ.

Таким образом, система стратегического управления организации встраивается в макросистему национального, общегосударственного управления и функционирует на основании научных принципов организации систем, с учетом особенностей субъекта, объекта управления и стратегической цели, задающей общую траекторию развития.

2.Анализ конкурентоспособностью ООО «Молоко» и оценка его конкурентной стратегии


2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

ООО «Молоĸо» относится ĸ отрасли пищевая промышленность.

Целью деятельности ООО «Молоĸо» является: удовлетворение спроса покупателей на качественные молочные продукты питания путем переработки закупленного в хозяйствах и у населения молока и молока, а также получение прибыли для развития производственной базы, приобретения нового оборудования, улучшения условий труда и быта членов трудового коллектива. ООО «Молоĸо» занимает незначительный удельный вес во всей отрасли, таĸ ĸаĸ его производство ориентировано в основном на удовлетворение потребностей в молочной продуĸции населения области и ближайших областей.

Основной вид деятельности – производство обработанного жидĸого молоĸа.

Производственная деятельность предприятия направлена на комплексную безотходную переработку сырья с целью обеспечения населения области молочной продукцией.

Сырьем для производства продукции ООО «Молоко» служит только натуральное цельное молоко, поступающее главным образом от хозяйств области, других районов.

ООО «Молоко» располагает современными производственными цехами, холодильниками, котельной, автопарком, столовой.

Структуру управления предприятием можно представить в виде следующей схемы (рис.2.1)

Продукция ООО «Молоĸо» поставляется во все регионы приволжского края.

Генеральный директор

Первый заместитель генерального директора

Главный инженер

Отдел продаж

Отдел поставок

Производство

Участок готовой продукции

Служба главного механика

Бухгалтерия

Планово-экономический отдел

Отдел правовой и кадровой работы

Производственная лаборатория

Главный специалист по охране труда

Служба главного энергетика

Отдел главного технолога

Служба главного метролога

Строительный участок

Транспортный цех

Хозяйственный участок

Приемно-аппаратный участок

Участок фасовки

Тарный участок

Рис. 2.1. Структура управления ООО «Молоĸо»

Основные показатели деятельности ООО «Молоĸо» представлены в таблице 2.1.

представлены в таТаблица 2.1 - Основные показатели работы ООО «Молоĸо»

Наименование показателя

Значение показателей

Отклонение

2014 год

2015 год

2016 год

2015 / 2014

2016 / 2015

Выручка, тыс. руб.

19653

17218

16919

-2435

-299

Себестоимость , тыс. руб.

10 988

12 155

11 987

1 167

-168

Прибыль от продаж, тыс. руб.

791

830

795

39

-35

Чистая прибыль, тыс. руб.

636

619

615

-17

-4

Среднесписочная численность, чел.

90

90

90

0

0

Рентабельность продаж, %

4,02

4,82

4,69

0,79

-0,12

Рентабельность основной деятельности, %

3,24

3,59

3,64

0,36

0,04


В соответствии с таблицей 2.1 выручка от продаж в 2015 г. по сравнению с 2014 г. снизилась на 2435 тыс. руб., а в 2016 г. сократилась на 299 тыс. руб. Полная себестоимость продаж выросла в 2015 г. на 1 167 тыс. руб. и сократилась в 2016 г. на 168 тыс. руб. соответственно.

Прибыль от продаж в 2015 г. выросла с 791 тыс. руб. до 830 тыс. руб., а в 2016 г. снизилась до 795 тыс. руб. Чистая прибыль ООО «Молоко» в 2015 г. по сравнению с 2014 г. сократилась на 17 тыс. руб., а в 2016 г. – на 4 тыс. руб.

Уровень среднесписочной численности сотрудников оставался на уровне 90 человек. Рентабельность продаж ООО «Молоко» в 2015 увеличилась сравнению с 2014 г. увеличилась на 0,79 , а в 2016 г. уменьшилась на 0,12%. Рентабельность основной деятельность в 2015 г. увеличилась на 0,36%, а в 2016 г. она выросла на 0,04%. Производительность труда в 2015 г. по сравнению с 2014 г. уменьшалась с 655,1 тыс. руб. / чел. до 573,93 тыс. руб., а в 2016 г. по сравнению с 2015 г. сократилась до 563,97 тыс. руб. / чел.

Таким образом, анализ основных экономических показателей говорит о более низких темпах роста показателей в 2016 г. по сравнению с 2015 г., а, следовательно, и некотором замедлении роста эффективности деятельности ООО «Молоко».

2.2. Анализ маркетинговой среды предприятия. SWOT-анализ

Основные направления стратегии роста в маркетинговой деятельности ООО «Молоко» по расширению рынков сбыта: освоение новых сегментов рынка, постоянное совершенствование выпускаемой продукции, производство и реализация новых видов молочной продукции.

Поставками молочной продукции на рынок сегодня занимаются десятки предприятий. Условно их можно разделить на три группы.

Молоко принадлежит к продуктам, которые покупают большинство людей практически каждый день. Зачастую именно оно обеспечивает заводам основную долю прибыли. Молоко занимает 29 % от общего объема цельномолочной продукции, представленной в розничной сети. За ним следуют кефир, сметана, йогурт и ряженка. У предприятия конкурентоспособные цены, хотя и превышают некоторых производителей молока. Однако, потребитель доверяет торговой марки ООО «Молоко» и среди всего разнообразия выбирает продукты именно этого производителя.

Молочные продукты относятся к категории скоропортящихся. Они имеют достаточно короткие сроки реализации, что затрудняет или делает вообще невозможным их поставки из других регионов России.


Представленность в широком ассортименте также обеспечивает высокий покупательский спрос продукции местных производителей.

Таким образом ООО «Молоко» на рынке занимает лидирующие позиции в следствии мощной материальной и технической баз. Плюсы заключаются в заслуженном доверии и уважении покупателей, как к лидеру в данной отрасли, минусами или сложностями можно назвать жесткую конкуренцию в данном сегменте и зависимость от ценовой политики торговых сетей. ООО «Молоко» занимает первую позицию в рейтинге среди производителей молока. Он наиболее разнообразно представляет свою продукцию, его доля в ассортименте магазинов города составляет около 49 %. По объемам продаж ООО «Молоко» также является абсолютным лидером. Предприятие работает со всеми крупными торговыми сетями города.

В настоящее время ООО «Молоко» выпускает более 60 наименований разнообразной продукции высокого качества. Ассортимент продукции ООО «Молоко» включает 8 групп. Продукция комбината регулярно обновляется. В последнее время предприятиями большое внимание уделяется упаковке молока, кисломолочной продукции и сливок. В то же время в ассортименте комбината представлены не все виды упаковки и существует возможность внедрять новые ее виды. В частности, предприятие не использует такие виды упаковки, как Lean Pack, ПЭТ-бутылки, которые хорошо себя зарекомендовали в центральной части страны. Проанализируем ассортимент продукции молочного комбината с помощью матрицы BCG (Boston Consulting Group) (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Матрица БКГ для ассортимента продукции ООО «Молоко»

Анализ ассортимента продукции молочного комбината с помощью матрицы BCG показал, что дойные коровы представлены такими ассортиментными группами, как кисломолочная продукция, сметана, масло животное, к звездам относится молоко. Продуктовый портфель предприятия сбалансирован, так как вся продукция распределена по всем четырем группам матрицы.

Оценка конкурентоспособности молочной продукции по основным потребительским характеристикам, представленным в таблице 2.2, показала, что продукция ООО «Молоко» превосходит продукцию местных производителей, но уступает продукции компании по вкусу и консистенции.

Таблица 2.2 - Потребительские характеристики молочной продукции

Показатель

Коэф-фициент весомости

ООО «Молоко»

ООО «Хладокомбинат»

Агрофирма «АНК»

Вимм-Билль-Дан

Вкус

0,3

4

1,2

4

1,2

4

1,2

5

1,5

Запах

0,1

5

0,5

5

0,5

5

0,5

5

0,5

Жирность

0,2

5

1,0

3

0,6

3

0,6

5

1,0

Консистенция

0,1

4

0,4

4

0,4

4

0,4

5

0,5

Натуральность/ срок хранения

0,1

5

0,5

5

0,5

5

0,5

3

0,3

Цена

0,2

3

0,6

3

0,6

4

0,8

2

0,4

Итого

1

26

4,2

24

3,8

25

4,0

25

4,2


Оценка маркетинговых характеристик молочной продукции, представленная в таблице 2.3, показала, что преимуществами ООО «Молоко» являются упаковка и расфасовка. Слабой стороной является недостаточная рекламная деятельность.

Таблица 2.3 - Маркетинговые характеристики молочной продукции

Показатель

Коэф-фициент весомости

ООО «Молоко»

ООО «Хладокомбинат»

Агрофирма «АНК»

Вимм-Билль-Дан

Имидж производителя

0,15

5

0,75

4

0,6

3

0,45

5

0,75

Материал упаковки

0,20

5

1,0

4

0,8

3

0,6

4

0,8

Дизайн упаковки

0,15

5

0,75

5

0,75

3

0,45

5

0,75

Расфасовка

0,25

5

1,25

4

1,0

3

0,75

4

1,0

Рекламная деятельность

0,1

3

0,3

5

0,5

4

0,4

5

0,5

Стимулирование сбыта

0,15

4

0,6

4

0,6

3

0,45

5

0,75

Итого

1

27

4,65

26

4,25

19

3,1

28

4,55

Оценка ассортимента молочной продукции, представленная в таблице 2.4, показала, что на рынке ООО «Молоко» самый широкий ассортимент.удовлетворяющие их;

Таблица 2.4 - Оценка ассортимента молочной продукции

Показатель

Коэф-фициент весомости

ООО «Молоко»

ООО «Хладокомбинат»

Агрофирма «АНК»

Вимм-Билль-Дан

Ширина

0,2

5

1,0

4

0,8

4

0,8

3

0,6

Глубина

0,25

4

1,0

3

0,75

3

0,75

2

0,5

Насыщенность

0,25

4

1,0

4

1,0

1

0,25

2

0,5

Гармоничность

0,15

5

0,75

5

0,75

5

0,75

5

0,75

Обновляемость

0,2

4

0,8

4

0,8

3

0,6

5

1,0

Итого

1,0

22

4,55

20

4,1

16

3,15

17

3,35