Файл: Выбор стиля руководства в организации (Анализ влияния стиля руководства на управление персоналом в ООО «Слата»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты влияния стиля руководства на управление персоналом предприятия
1.1. Сущность управления персоналом
1.2. Понятие стиля руководства.
1.3. Влияние стиля руководства на управление персоналом
Глава 2. Анализ влияния стиля руководства на управление персоналом в ООО «Слата»
2.1. Общая характеристика ООО «Слата»
2.2. Анализ системы управления персоналом в ООО Слата»
2.3 Анализ стилей руководства в ООО «Слата»
2.4. Рекомендации по совершенствованию стиля руководства ООО «Слата»
Критерием завершения периода адаптации является переданная служебная записка в подразделение персонала. Для должностей, на которые формируется типовая программа, руководитель сотрудника служебную записку о трудоустройстве/ротации сотрудника без мероприятий по адаптации не делает.
Сотрудник отдела персонала в день трудоустройства проводит неформальную беседу с новым/ротированным сотрудником о том, как прошел его первый рабочий день. Способ получения обратной связи (электронная почта, телефонная или личная беседа). Сотрудник отдела персонала выбирает самостоятельно, ориентируясь по обстоятельствам.
Если в первый рабочий день в силу объективных причин не удалось получить обратную связь от нового/ротированного сотрудника, то необходимо получить от него ее в течение первых трех рабочих дней.
В дальнейшем сотрудник отдела персонала еженедельно проводит неформальные беседы с новым/ротированным сотрудником, в ходе которых определяет, насколько он удовлетворен работой, существуют ли трудности во взаимопонимании с руководителем и коллегами, создалось ли ощущение психологического комфорта.
По результатам бесед с новым/ротированным сотрудником сотрудник отдела персонала вносит полученную информацию в базу по адаптации. В случае выявления в ходе бесед с новым/ротированным сотрудником каких- либо проблем в процессе адаптации, сотрудник отдела персонала в этот же день информирует об этом руководителя сотрудника, совместно принимаются необходимые меры для решения выявленных проблем.
В течение первых трех рабочих дней периода адаптации сотрудник отдела персонала получает от руководителя сотрудника информацию о том, насколько успешно овладевает сотрудник системой профессиональных знаний и навыков, как он выполняет требования трудовой дисциплины, сохраняет ли интерес к работе. По результатам беседы с руководителем сотрудника, сотрудник отдела персонала вносит полученную информацию в базу по адаптации.
Анализ персонала проводится на основе следующих мероприятий:
- анализ количественно-качественного состава персонала, в т.ч. анализа текучести кадров (количество сотрудников с высшим, средним образованием, количество основных, совместителей (внешних, внутренних);
- проведение прогнозов карьерного роста сотрудников (анализ планов карьерного роста сотрудников;
- прогноза движения персонала (увольнения, планируемые декретные отпуска, выходы на пенсию, сокращения).
Далее рассмотрим развитие карьеры для сотрудников ООО «Слата».
Основой карьерного развития на предприятии являются текущая комплексная оценка (раз в полгода проводится оценка знаний) и перспективное планирование потребности в персонале.
Формирование резерва на вертикальное перемещение заключается в определении претендентов, способных занять через тот или иной период времени данную должность. Обучение и стажировка офисного персонала осуществляется непосредственными руководителями на месте работы. Также планово проходят тренинги и семинары для всего состава предприятия.
До окончания периода адаптации сотрудника, сотрудник отдела персонала заполняет базу по адаптации на основании рекомендаций руководителя и данных анкетирования нового/ротированного сотрудника.
При завершении периода адаптации, сотрудник отдела персонала получает отзыв нового/ротированного сотрудника от руководителя сотрудника, проверяет правильность его заполнения и вносит информацию в базу по адаптации.
Далее рассмотрим корпоративную культуру ООО «Слата».
Одной из поставленных целей предприятия является совершенствование и продвижение корпоративной культуры ООО «Слата». Корпоративная культура является важным фактором, дающим реальные предпосылки к повышению эффективности работы персонала. Основу корпоративной культуры составляют идеи, взгляды, принципы, основополагающие ценности, которые разделяются всеми сотрудниками, задают ориентиры их поведения и действий. В корпоративной культуре, а заложены представления о тех личностных и профессиональных качествах, взглядах и установках, которые поощряются ООО «Слата» и воспитываются им у своих сотрудников.
Составляющие корпоративной культуры являются ориентирами её развития:
Миссия и стратегия;
Базовые ценности (история, правила, обычаи, символы);
В процессе функционирования, на предприятии периодически меняется социально-демографический состав персонала, в связи с увольнением, переводом, и уходом на пенсию сотрудников ООО «Слата».
Цель предприятия в рамках персонала - обеспечить планируемый рост ООО «Слата» и повышение производительности труда сотрудников за счет установления длительных трудовых отношений с работниками необходимой квалификации в ситуации дефицита квалифицированных кадров на рынке труда.
Имидж работодателя создается и поддерживается за счет:
- Корпоративной культуры открытости целей, доступности руководства, значимости работы каждого сотрудника для предприятия;
- Благоприятного социально-психологического климата в коллективе и адекватного руководства;
- Создание благоприятных условий работы для сотрудников;
- Уровень оплаты труда на предприятии на уровне не ниже среднего в отрасли в регионе;
Регулярный мониторинг заработных плат персонала (1 раз в год);
- Создание внутренней системы бонусов и нематериальной мотивации;
Далее рассмотрим основные методы управления персоналом ООО «Слата».
Административно-организационные методы управления, заключающиеся в регулировании взаимоотношений сотрудников посредством положений о структурных подразделениях и должностных инструкций, использовании властной мотивации (издание приказов, отдача распоряжений, указаний) при управлении текущей деятельностью предприятия.
Экономические методы управления, заключающиеся в материальном стимулировании труда сотрудников - это премиальные по результатам труда.
Обязательными условиями премирования сотрудника в совокупности являются:
1. Успешное выполнение возложенных на сотрудника обязанностей в течение периода премирования подразделения, в котором числится сотрудник, выполнение плановых показателей (личных, групповых).
2. Безупречное исполнение сотрудников своих должностных компетенций, а именно:
- своевременное и профессиональное исполнение организационных заданий;
- отсутствие нарушений трудовой и исполнительной дисциплины, замечаний непосредственного руководства;
- отсутствие дисциплинарных проступков, конкретное соблюдение всех правил, процедур, относящихся к выполняемой работе, норм о конфиденциальности информации, коммерческой тайне;
- соответствие этическим нормам;
- отсутствие обоснованных претензий к выполнению функционала сотрудников;
- отсутствие убытков, причиненных сотрудником организации и возмещенных частично;
- соблюдение требований по технике безопасности и правил пожарной безопасности.
К принципам системы стимулирования можно отнести следующие: информированность всего персонала о принципах компенсационных выплат; развитие системы мотивации.
Социально-психологические методы управления используются посредством развития у сотрудников чувства принадлежности к предприятию с помощью формирования стандартов обслуживания, ведения корпоративной рекламы и стимулировании труда сотрудников посредством гарантированного предоставления социальных гарантий (оплата больничных листов, выплаты пособий), организации корпоративных праздников для сотрудников.
Для выполнения задач ООО «Слата», существует структура со штатным расписанием, под которое подкрадывается функционал по каждой должности в форме индивидуальных должностных инструкций. Численность сотрудников предприятия на 01.09.2017 составляет 1075 человек.
В ООО «Слата» работает 415 мужчин и 660 женщин, 500 сотрудников находятся в возрасте от 31 до 40 лет.
Таблица 2.2 Анализ движения персонала ООО «Слата»
Движение |
2016 |
2017 |
Изменение, 2017 /2016 абс. зн. % |
||||
Принято |
581 |
100 |
-481 |
-82,7 |
|||
Уволено |
200 |
248 |
48 |
24 |
|||
ИТОГО |
1222,5 |
1075 |
-147,5 |
-12,1 |
Необходимо рассмотреть данные трудовые ресурсы в разрезе стратегии ООО «Слата». COPS-анализ представлен в соответствии таблицей 2.3.
Таблица 2.10 COPS-анализ
Вопросы |
Комментарии |
|
Культура |
Отождествляют ли себя с компанией ваши сотрудники, и считают ли они, что «успех компании» напрямую выгоден им? |
Скорее всего «да» |
Считают ли ваши сотрудники, что у них общие интересы с коллегами по работе и коллективом в целом? Можно ли назвать ваш коллектив сплоченным? |
Наш коллектив сплоченный, интересы общие, но есть определенные проблемы в коммуникациях |
|
Распределяется ли работа в соответствии с опытом, а не должностью работников? |
принцип распределения в соответствии с должностью, но если опыт одних больше, то помощь приветствуется |
|
Поощряются ли откровенные высказывания работников о том, что они думают о компании? |
Не поощряются |
|
Поощряет ли компания рационализаторские предложения и творчество персонала? |
Это приветствуется, но материально поощрения не присутствует |
|
Есть ли у ваших сотрудников чувство личной ответственности за свою работу? |
Да, есть |
|
Во всех ли подразделениях делают упор на качество? |
Есть подразделения которые забывают уделять внимание данному вопросу |
|
Организация |
Способствует ли структура компании эффективной работе? |
Да |
Гибко ли реагирует организационная структура на изменение условий? |
Нет |
|
Не является ли структура чересчур громоздкой? Если да, то в каких секторах? |
Нет |
|
Четко ли обозначены функции и обязанности работников? |
Не достаточно четка, необходима разработка индивидуальных инструкций |
|
Свойственна ли структуре компании тенденция выталкивать проблемы наверх, а не решать их там, где они возникли? |
Да, свойственно |
|
Облегчают ли организационные процедуры и методы управления решение задач? |
Не так как хотелось бы |
|
Стремитесь ли вы постоянно совершенствовать организационную структуру? |
Да |
|
Люди |
Обладают ли сотрудники необходимой квалификацией, чтобы делать работу наиболее эффективным способом? |
Да, но существует необходимость в постоянно обучении |
Понимают ли сотрудники свои функции и свою роль в общей работе компании? |
Да |
|
Присуще ли сотрудникам стремление заботиться о клиентах? |
Нет |
|
Выявляются ли одаренные работники и развиваются ли их способности с прицелом на будущее? |
Не реализовано |
|
Поощряется ли хорошая работа персонала путем выражения признательности, обратной связи и т.п.? |
Нет |
|
Осведомлены ли сотрудники о стандартах работы, которых требует от них компания? |
Нет |
|
Системы |
Способствуют ли используемые системы (подбора кадров, их продвижения, планирования, управления, информации и контроля) эффективной работе персонала? |
Не реализовано |
Согласованы ли эти системы между собой и с остальной деятельностью компании? |
Не реализовано |
|
Имеется ли четкая система поощрений за эффективную работу в вашем подразделении? |
Четкой системы поощрения и мотивации нет |
|
Часто ли компания пересматривает системы работы с персоналом и обеспечивает их взаимодополнение? |
Редко |
Таким образом, можно сделать вывод о проблемных аспектах управления персоналом в организации: недостаточно развита коммуникация между руководителями различных звеньев, а также между руководителями и подчиненными, у рядовых сотрудников отсутствует клиентоориентированность, проблемы решаются не на местах, а выносятся на рассмотрение руководства, нет четкой и прозрачной системы мотивации персонала. Далее проведем анализ и исследование стилей руководства ООО «Слата».
2.3 Анализ стилей руководства в ООО «Слата»
Эффективное управление, четкая деятельность руководителей и директоров, является залогом благосостояния предприятия.
На сегодняшний момент на предприятии руководство применяет следующие инструменты влияния на сотрудников:
Информационные - оповещение посредством информационных сессий, которые проводятся один раз в три месяца, а также организации встреч с руководством разных отделов в кризисных ситуациях;
Мотивационные - несколько раз в год: «День торговли», «Новый год», «День рождения компании» определяются лучшие работники и вознаграждаются премией; ежегодное награждение тех, кто проработал на предприятии 5 и 10 лет;
Совещательные - общие собрания региональных директоров.
Исходя из теории стилей руководства по Лайкерту, можно сделать вывод, что в подразделениях компании используется Модель 3. Это значит, что в компании высшее руководство проявляет большое, но, к сожалению, не полное доверие к сотрудникам. Основные проблемы решаются высшим руководством, а второстепенные делегируются вниз. Существует систематическое вознаграждение, а для мотивации применяется ограниченное включение в принятие решений.
Проанализировав систему управления персоналом в ООО «Слата», используя систему Бюро, можно сделать вывод, что в компании существует высокая степень структурирования, но низкая степень внимания к подчиненным. Это значит, что руководитель организовывает деятельность подразделения, но оставляет без особого внимания интересы подчиненных. Проанализировав управленческую решетку на основании концепции Блейка- Моутона, можно сделать вывод, что стиль руководства компании находится на уровне 9.1. - это авторитет - подчинение. Руководитель больше заботится об эффективности выполняемой трудовой деятельности, но обращает мало внимания на моральный настрой сотрудников. Руководители считают, что качество управленческих решений не зависит от степени участия сотрудников в его принятии. Главным недостатком является то, что между руководством и его подчиненным постоянно сохраняется дистанция и сохраняется лишь удовлетворительный уровень групповой дисциплины.