Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Понятие эффективности и качества менеджмента
1.1 Сущность и показатели эффективности менеджмента
1.2 Виды эффективности менеджмента
1.3 Принципы оценки эффективности менеджмента
Глава 2 Научная организация управленческого труда как условие и фактор эффективной работы менеджера
2.1 Понятие и сущность научной организации труда
2.2 Принципы научной организации управленческого труда
- Совершенствование работы с кадрами, улучшение социально-психологического климата и культурно-этических основ управления, в том числе:
- учета психической совместимости работников;
- обеспечение неукоснительного соблюдения трудовой дисциплины, морально-этических норм, борьба с аморальными явлениями;
- стимулирование и развитие личной инициативы работников, творческого подхода к выполнению возложенных обязанностей;
- правильное сочетание материальных и моральных стимулов.
Научная организация управленческого труда должна осуществляться постепенно, поэтапно. К основным этапам ее внедрения относятся:
1) изучение действующей организации управления;
2) обобщение передового опыта;
3) подготовка рекомендаций; определение путей и методов распространения рекомендаций;
4) практическое осуществление рекомендаций;
5) проверка эффективности внедрения рекомендаций. [2, с. 314]
Итак, научной считают такую систематическую организацию управленческого труда, которая основывается на использовании современных достижений науки и передового опыта, прогрессивных форм хозяйствования, применении технических средств, которые внедряются в трудовую деятельность управленцев, создавая тем самым условия для их эффективной работы, для сохранения их здоровья и работоспособности, и которая позволяет наилучшим образом совместить технику и людей в процессе труда. Это такая организация труда, основу которой составляют объективные законы, принципы и методы рациональной управленческой деятельности.
Главная цель научной организации управленческого труда - повышение ее производительности. Для достижения цели, и обеспечения выполнения установленных перед работниками организации конкретных задач, необходимо соответствующим образом организовать труд людей, в том числе:
- определить функции каждого работника;
- разработать формы кооперации труда;
- определить рабочие места;
- указать методы выполнения работы. [11, с. 379]
Характер организации труда в коллективе определяется степенью прогрессивности техники и технологии, которые применяются, а также уровнем квалификации работников.
Научная организация труда:
- предусматривает систематическое внедрение достижений науки и передового опыта;
- позволяет наилучшим образом сочетать технику и людей в едином производственном процессе;
- обеспечивает наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов;
- обеспечивает непрерывное повышение производительности труда.
Научная организация труда должна решать три основных взаимосвязанных группы проблем: экономических, социальных, психофизиологических.
2.2 Принципы научной организации управленческого труда
В основе научной организации управленческого труда заключаются определенные принципы. Принцип комплексности предполагает, что научная организация управленческого труда развивается не по одному направлению, а по их совокупности; касается не одного работника, а всего управленческого коллектива. К организации управленческого труда нужно подходить всесторонне с учетом всех аспектов управленческой деятельности:
- организации - установление определенного порядка проведения работы по каждому направлению научной организации управленческого труда;
- правового ̶ соответствие прав и ответственности каждого работника за возложенные на него функции;
- технического ̶ выявление и реализацию возможностей эффективного использования средств труда;
- экономического ̶̶̶ затрат и результатов труда, создание стимулов к высокоэффективной работы при относительном уменьшении расходов на содержание аппарата управления. [7, с. 336]
Принцип системности предполагает взаимное согласование всех направлений рассмотрения объекта, а также устранение противоречий между ними. В результате такого подхода создается система организации труда, в рамках которой все ее составные части взаимно согласованы и действуют в интересах эффективного функционирования всей системы. Регламентация ̶ это установление и соблюдение определенных правил, положений, инструкций, нормативов и других нормативных документов, основанных на объективных закономерностях развития системы управления. Специализация заключается в закреплении за каждым подразделением определенных функций, работ и операций с возложением на них полной ответственности за конечные результаты их деятельности в процессе управления. При этом следует иметь в виду, что существуют границы специализации, которые нельзя переступать, чтобы не сдерживать творческий рост работников, не влиять отрицательно на содержательность их труда.
Принцип стабильности предусматривает постоянство выполняемых функций, способов их осуществления структурой управленческого аппарата. Стабильность нельзя понимать как изменчивость ̶ организация труда должна быть гибкой, способной к перестройке. Перестройке организации труда должны предшествовать анализ его факторов, старательная оценка существующего положения. Целенаправленное творчество заключается в достижении двух взаимосвязанных целей: обеспечение творческого подхода при проектировании и внедрении передовых приемов труда и максимальное использование творческого потенциала управленческих работников в их повседневной деятельности. Наряду с этими принципами следует руководствоваться также экономическими и социальными требованиями, такими как экономия времени, мотивация и разделение труда.
В соответствии с этими признаками принципы научной организации управленческого труда группируют следующим образом:
- принцип экономичности, оптимальности - заключается в достижении наилучших результатов при наименьших потерях времени, средств, сил, энергии;
- принцип плановости - основан на том, что вся деятельность в области совершенствования управленческого труда должна базироваться на планировании, которое обеспечивает рациональное взаимное действие работников аппарата управления между собой и с производственным персоналом;
- принцип научности - заключается в совершенствовании организации управленческого труда на научной основе;
- принцип заинтересованности и ответственности реализуется с помощью материального и морального стимулирования труда;
- принцип взаимопомощи - предоставления товарищеской взаимопомощи в ходе трудового процесса;
- принцип комплексности и нормативности.
Рассмотренные принципы имеют определенное самостоятельное значение. Вместе с тем они дополняют друг друга, раскрывая различные средства общего подхода к организации управленческого труда. Поэтому наиболее эффективным будет действие их совместного использования.
2.3 Разделение и кооперация управленческого труда
Разделение и кооперация являются формами организации труда в управлении. Разделение труда в управлении - это объективный процесс обособления отдельных видов управленческого труда в самостоятельные сферы трудовой деятельности, то есть определение отдельных специализированных видов работ различных групп управленческих работников, и закрепление их за конкретными структурными подразделениями или группами.(Приложение А)
Целью разделения труда в управлении является максимальное содействие достижению поставленных перед организацией задач через выполнение работы по управлению, большей по объему и лучшей по качеству при тех же условиях. Обычно используют следующие основные виды разделения труда в управлении: функциональное, технологическое, профессионально-квалификационное.
Разделение управленческого труда ни само по себе, ни в совокупности с координацией деятельности и делегированием полномочий, не может обеспечить качественное и эффективное выполнение возложенных на управленцев функций, поскольку ни конкретизации и локализации выполнения отдельных работ и задач, ни координации и взаимной корректировки для этого недостаточно. Нужно сотрудничество управленческих работников в выполнении этих работ и задач, приложения совместных усилий всех управленцев для достижения целей организации, то есть кооперация труда в управлении.
Кооперация труда в управлении - это объединение отдельных специализированных видов работ различных групп управленческих работников с целью выполнения общих задач и достижения общих целей организации. Кооперация обеспечивает согласованность совместных действий управленцев в процессе выполнения ими отдельных функций управления. [6, с. 185]
Обычно выделяют такие виды кооперации управленческого труда как:
- простая,
- сложная,
- последовательная,
- постоянная,
- эпизодическая.
Разграничение должностных обязанностей между отдельными управленческими работниками, функций управления между структурными подразделениями и кооперация труда в управлении позволяют грамотно расставлять кадры по звеньям системы управления, способствуют повышению значения управления в целом и отдельных управленческих воздействий.
Кооперация и специализация труда взаимосвязаны и одновременно противоположные виды организации трудовой деятельности. Кооперация является связующим элементом между людьми в процессе труда, а специализация - их разъединяет.
Постоянный рост разделения труда происходит за счет совершенствования техники и человеческих способностей, а также развития сложной кооперации труда. Этот процесс развития наблюдался у ремесленников на капиталистическом предприятии при переходе к мануфактуре. Происходил процесс объединения труда работников, выполняющих отдельную операцию.
Переход к индустриальному производству значительно повысил эффективность разделения труда.
Благодаря производственной специализации произошло повышение производительности труда. Этого показателя удалось достичь благодаря повышению профессиональных знаний и навыков, сокращением рабочего времени при переходе от одной операции к другой. Но самое главное достижение в процессе специализации - это развитие и внедрение машинной техники, что позволило увеличить в несколько раз эффективность производства.
Заключение
Управление, как и любой другой вид деятельности, требует своей конкретной оценки, определения его эффективности.
Понятие «эффективность управления» не получило пока четкого определения и толкования ни в научной литературе, ни в практике управления. В научной литературе по менеджменту отмечаются попытки разделения понятий «результативность управления» и «эффективность управления». Результативность управления понимается как его целевая направленность на создание нужных, полезных вещей, способных удовлетворять определенные потребности, обеспечить достижение конечных результатов, адекватных поставленным целям управления. В подобной трактовке понятия «результативность управления» характеризуется результатом, эффектом достигается субъектом управления благодаря его воздействия на объект управления.
Несколько иной смысл вкладывается в понятие «эффективность управления», что связано, прежде всего, с неадекватностью терминов «эффект» и «эффективность». Эффект - это итог, результат деятельности, тогда как эффективность характеризуется отношением эффекта к затратам ресурсов, обеспечивших получение эффекта.
Применению этой качественной зависимости для количественной оценки эффективности управления препятствует ряд обстоятельств, связанных с понятием «эффективность»:
- возникает проблема оценки результатов, не сводятся к единому измерителю;
- сложно отнести полученные результаты на счет определенного субъекта или вида управления;
- необходимо учитывать фактор времени - многие управленческие меры дают эффект через некоторое время: подбор кадров, их обучения и т.д.;
- неправомерно считать результаты управляемых процессов итогом только управленческой деятельности. Основная часть продукта создается производителями, а не управленцами. Поэтому некорректно сравнивать результат всего хозяйствования с затратами только на управление. Возникает обоснованное желание поставить в знаменатель формулы эффективности расходы на осуществление всей деятельности, а не только управление.
Эффективность управления можно измерять по результатам управляемых объектов и процессов. И все же установления эффективности собственно управление возможно, но с помощью другого использования исходной логической формулы. Например, способы управления, позволяющие достичь заданного фиксированного результата при наименьших затратах на управление соответствуют высшему уровню эффективности. Или достижения максимального результата в условиях ограничения расходов на управление свидетельствует о высоком показателе эффективности управления.
Результативность системы менеджмента - ее способность выполнять управленческие функции таким образом, чтобы организация могла достигать намеченных целей, оперативно реагируя на изменения внешней и внутренней среды. Реализация управленческих функций обеспечивается через:
- механизм внутренней координации;
- процедуры стимулирования;
- систему информационного обеспечения;
- структуру принятия решений.
Эффективность системы менеджмента - показатель, который характеризуется соотношением затрат на осуществление управленческих функций и результатов деятельности организации. Итак, система показателей эффективности управления должна основываться на сопоставлении достигнутых организацией результатов в их стоимостном выражении с величиной управленческих усилий. Управленческие усилия в определенной степени могут быть оценены в количественном выражении за величину затрат на управление.