Файл: "Понятие эффективности и качества менеджмента".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Принципы оценки эффективности менеджмента

Целесообразность оценки эффективности предприятия с позиции менеджмента заключается в том, что ее показатели являются предпосылкой соответствующих решений, которые позволяют активно влиять на текущее состояние и тенденции развития. Они являются индикатором благосостояния организации.

Организация, которая стремится к успешному функционированию и развитию, разрабатывает методологию и систему измерения, которые отражают приоритеты своей деятельности и является руководством для того, что, где и когда необходимо измерять, кто должен этим заниматься и с чем сравнивать, чтобы сделать правильные выводы. В теории управления выделяют взаимосвязанные категории эффективности производства и эффективности управления, основанные на сопоставлении результата и затрат. В последней берутся во внимание особенности управленческого труда.

В системах закрытого типа методология измерения и оценки эффективности деятельности предприятия основывается на анализе и расчете показателей, которые отражают использование внутренних ресурсов, привлеченных или потребленных в процессе производства продукции или услуг.

Такой подход считается наиболее удобным для выявления и изучения динамики эффективности. Организации признаются эффективно действующими, если ими реализованы целевые установки по производству продукции и услуг. Путем сопоставления объема продаж и расходов используемых ресурсов определяют следующие показатели:

  • производительность,
  • рентабельность,
  • оборот,
  • ресурсоотдача. [2, с. 402]

Степень использования потребленных ресурсов, то есть текущих расходов, определяется путем сопоставления их с объемом продаж. При этом следует отметить, что существуют различные варианты расчета указанных показателей эффективности, а конкретное содержание их зависит от цели измерения и контроля.

Первая модель эффективности ориентирована на получение максимальных выходов системы, поэтому организации детально анализируют именно производственную деятельность, сопоставляя ее экономические результаты с использованными производственными ресурсами. Важность расчетов для каждого предприятия определяется тем, что за ними анализируется его конкурентоспособность. Эффективность отдельных видов ресурсов оценивается с помощью показателей ресурсоотдачи, которые определяются на основе сопоставления результатов с ресурсами.


Система общих и специфических показателей, как правило, дополняется анализом технико-экономических параметров и факторов, которые влияют на эффективность, в частности: ассортимент, использование рабочего времени, динамика брака и тому подобное. [11, с. 316]

Недостатком первой модели оценки эффективности является то, что с ее помощью часто не учитываются такие факторы, как удовлетворенность работников, постоянная готовность организации адаптироваться к изменениям внешней среды.

Использование второй модели эффективности организации, как правило, не означает отказ от рассмотренных выше способов измерения и оценки экономической эффективности, но акцентирует внимание на внутренних процессах, что позволяет достичь поставленной цели на основе производительности труда. Главное - использование трудовых ресурсов организации, поэтому здесь важны такие категории, как интеграция деятельности, удовлетворенность членов коллектива, мораль, социальный климат и тому подобное. Это отражается на постановке цели организации, которая может звучать так: повысить уровень взаимного доверия и улучшить моральный климат путем расширения участия работников в принятии решений, сформировать координационную группу для достижения более высокой интеграции планов и действий бригад и тому подобное.

Методология оценки эффективности основывается на системе управления ресурсами предприятия, которая включает показатели их функционирования, развития и повышения качества трудовой жизни. В связи с этим предприятия осуществляют планирование потребности в работниках, целенаправленный отбор и расстановку персонала, обучение и профориентацию, подготовку руководящих кадров. Сложность расчетов и включение этих показателей в единую систему оценки эффективности организации не означает снижение роли этой методологии. В системах открытого типа эффективность организации измеряется с учетом факторов внешней среды, которые прямо или косвенно влияют на ее функционирование и развитие.

Системный подход к измерению эффективности характеризуется тем, что основное внимание уделяется способности фирмы получать все необходимые для производства продукции и услуг ресурсы из окружающей среды. Неспособность к такой деятельности ассоциируется с низкой эффективностью, так как любая организация, прежде чем начать свою деятельность, должна приобрести все необходимые для этого ресурсы. Поэтому оценка эффективности организации требует:


  • во-первых, измерения количества приобретенных ресурсов во внешней среде;
  • во-вторых, оценки выгодности торговых соглашений с фирмами-поставщика ресурсов.

В соответствии с этим формируется цель организации. В открытых системах большое значение имеет стратегический менеджмент, который предусматривает разработку планов стратегического развития и методов их реализации.

В процессе стратегического планирования менеджеры устанавливают ограниченное число сфер бизнеса, в которых организация может выйти победителем в конкурентной борьбе. Для этого конкретизируется в соответствии с предполагаемыми изменениями общая цель организации и принимаются решения, касающиеся групп потребителей, видов товаров и услуг, а также рынков. В центре внимания при этом находятся факторы, повышающие способность организации к гибкому реагированию на возникновение новых условий и факторов в окружающей среде и на рынках. Все это существенно уменьшает вероятность точных решений относительно стратегических перспектив и необходимых ресурсов и приводит к снижению надежности количественных оценок рентабельности использования ресурсов и ожидаемой прибыли.

Оценка эффективности с учетом состава всех заинтересованных групп, динамики их приоритетов и общественных ценностей измеряется степенью удовлетворение ожиданий и потребностей всех групп интересов, в составе которых выделяют внешние по организации и внутренние, то есть присущие ему самому. Число внешних переменных во всех заинтересованных группах, как правило, значительное, и компании часто вынуждены использовать поочередное решение проблем, основываясь на теории очередей. Не менее сложным является и управление интересами внутренних групп, в роли которых могут рассматриваться различные образования.

Наличие в составе крупных предприятий многофункциональных подсистем свидетельствует, что у них есть свои специфические целевые установки, в соответствии с которыми организуется работа. Соответствие между целью и интересами достигается путем согласования позиций и принятия компромиссных решений, которые бы удовлетворяли членов различных групп и систему в целом. Критерий эффективности при таких условиях должен отражать взаимосвязи, возникающие между целью и интересами различных групп, а потому окончательное решение о том, насколько успешна работа организации принимается на основе обсуждения и всестороннего анализа на высоком уровне менеджмента.


В любом случае прибыль и его рост не рассматриваются как единое свидетельство эффективной деятельности организации: учитываются и динамика доходов в расчете на одну акцию, и размеры долгосрочных инвестиций, и взаимоотношения с общественностью, и многие другие параметры, которые определяют не только экономический состояние организации, но и ее место в обществе.

Согласно такому пониманию критериев формулируется и цель организации, выделяются приоритеты для соответствующего этапа ее развития. Например, усилить поддержку предприятия со стороны местных органов власти, не оставить без внимания ни одной жалобы потребителей на качество продукции и обслуживания. Пути и способы достижения более высоких показателей эффективности организация выбирает в зависимости от целей и ситуационных особенностей ее функционирования и развития.

Глава 2 Научная организация управленческого труда как условие и фактор эффективной работы менеджера

2.1 Понятие и сущность научной организации труда

Рост масштабов и усложнение задач управления в настоящее время нуждаются во всестороннем усилении четкости, слаженности, культуры в работе всего государственного аппарата, дальнейшей рационализации управленческого труда. Решение этих задач осуществляется прежде всего путем применения научной организации управленческого труда. Научная организация управленческого труда - это система обобщенных знаний об оптимальной организации управленческого труда, средство обеспечения ее высокой производительности с помощью достижений современной науки и техники.

Объектом научной организации управленческого труда является сама организация управленческого труда, средствами - передовой опыт, наука и техника, а целями - повышение эффективности управленческого труда, сохранения здоровья человека и воспитания сознательного отношения к труду. [8, с. 173]

Термин «управленческий труд» используется в широком смысле слова, потому научная организация управленческого труда касается работы всех их структурных подразделений, как индивидуальных, так и коллективных форм деятельности. Требования научной организации управленческого труда является важным выразителем связей работы органов власти с научно-техническим прогрессом. Они сочетают выводы относительно эффективности управления, производимые различными общественными науками - информатикой, наукой управления, социальной психологией, наукой административного права и др.


Путем применения требований научной организации управленческого труда должна достигаться эффективность управленческих процессов, под которой понимаются достижение нужных результатов при минимальных затратах.

К элементам эффективности относятся:

  • степень,
  • критерии,
  • личности,
  • организационно-правовые, психологические и организационно-технические условия,
  • определенные факторы. [4, с. 206]

К основным направлениям научной организации управленческого труда деятельности относятся:

  1. Построение оптимальной системы и структуры управления, включая:
  • обеспечение соответствия между структурой органов власти и их целями, задачами, функциями;
  • достижение целесообразного соотношения между должностными лицами и техническим персоналом, между отраслевыми и функциональными подразделениями аппарата;
  • установление точной компетенции для каждого работника;
  • обеспечение оптимального разделения труда между сотрудниками в соответствии с их способностями и квалификации.
  1. Совершенствование подготовки, принятия и выполнения решений, в частности:
  • привлечение научно-исследовательских учреждений, ведущих специалистов к разработке управленческих решений и предоставления экспертных заключений;
  • введение общественных слушаний по принципиальным вопросам организации и деятельности органов управления;
  • обеспечение гласности на всех этапах управленческого процесса;
  • улучшение информационно-аналитической работы при подготовке управленческих решений;
  • обеспечение действенного контроля за ходом выполнения принятых решений.
  1. Совершенствование организационного планирования, в том числе:
  • предварительный анализ затрат рабочего времени;
  • взаимосвязь и координация планов;
  • рациональное сочетание текущего и стратегического планирования.
  1. Рационализация делопроизводства, в частности:
  • унификация формы и трафаретизация содержания документов;
  • введение электронного документооборота;
  • введение системы комплексной обработки документов;
  • введение единой системы регистрации и учета документов;
  • составление схем документооборота.
  1. Совершенствование работы с информацией, которая включает:
  • широкое использование компьютерной, копировально-множительной техники;
  • централизованное использование технических средств;
  • надлежащее оборудование служебных помещений с учетом требований эргономики.