Файл: Понятия «затраты», «расходы», «издержки» (ООО «Связь - Сервис»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Расходы предприятия. Пути сокращения расходов на предприятии
1.1 Сущность понятий «расходы», «затраты», «издержки»
1.2 Структура расходов и затрат предприятия. Их классификация в бухгалтерском учете
Глава 2 Анализ и планирование затрат на предприятии ООО «Связь - Сервис»
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Связь - Сервис»
2.2 Организация учета затрат на производство и реализацию продукции на ООО «Связь-Сервис»
В ООО «Связь-Сервис» прямые затраты учитываются непосредственно по дебету счета 20 «Основное производство» и включаются в себестоимость конкретного объекта строительства. К прямым затратам относят материальные затраты и затраты на оплату труда строительных рабочих. По статье «Материалы» отражаются затраты на используемые непосредственно при выполнении строительных работ материалы, строительные конструкции, детали, топливо и так далее. Указанные затраты определяются исходя из фактической стоимости их приобретения, расходов на их доставку, заготовительно-складских расходов. Стоимость приобретения материальных ресурсов определяется по действующим ценам (без налога на добавленную стоимость). Из затрат на материалы, отражаемых в себестоимости строительных работ, исключается стоимость возвратных отходов.
При отпуске материалов в производство или ином их выбытии оценка материалов производится по средней себестоимости.
По статье «Расходы на оплату труда» отражаются все расходы по оплате труда производственных рабочих, занятых непосредственно на строительно-монтажных работах, исчисленные по принятым в организации системам и формам оплаты труда.
Учет затрат по эксплуатации строительных машин ведется на счете 25 «Общепроизводственные расходы» в разрезе групп или видов однородных машин. По мелким механизмам учет затрат организован как по группам, так и в целом по всем видам таких механизмов.
Единицей калькулирования затрат по содержанию машин и механизмов является - единица объема выполненных работ.
Затраты распределяются по видам производств и хозяйств и объектам строительства исходя из объемов выполненных работ. Затраты, накапливающиеся на счете 25 «Общепроизводственные расходы» и ежемесячно списываются в дебет счетов затрат тех производств, в которых использовались машины и механизмы:
- Д-т 20 «Основное производство» – К-т 25 «Общепроизводственные расходы» - стоимость работ, выполненных для основного производства;
- Д-т 23 «Вспомогательные производства» - Кт25 «Общепроизводственные расходы»- стоимость работ, выполненных для вспомогательных производств.
Бухгалтерский учет накладных расходов на ООО «Связь-Сервис» осуществляется с применением активного собирательно-распределительного счета 26 «Общехозяйственные расходы». Накладные расходы, связанные с содержанием непроизводственной сферы, учитываются на счете 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». Общехозяйственные расходы распределяются Обществом ежемесячно, на основании действующей учетной политики, а именно - общехозяйственные расходы в полном размере списываются в дебет счета 90 «Продажи», субсчет «Расходы на продажу».
На ООО «Связь-Сервис» установлен следующий перечень статей калькуляции:
- сырье и материалы (за вычетом возвратных отходов);
- топливо и энергия на технологические цели;
- затраты на оплату труда работников, которые непосредственно участвовали в производстве продукции;
- отчисления на социальные нужды;
- общехозяйственные расходы;
- прочие производственные расходы.
На ООО «Связь-Сервис» применяется позаказный метод учета затрат, что означает, что затраты относятся на каждый определенный заказ.
Для учета затрат, произведенных в этом отчетном периоде, но относящимся к будущим периодам предназначен счет 97 «Расходы будущих периодов». Аналитический учет на этом счете не ведется. Включение этих затрат в затраты отчетного периода происходит постепенно – пропорционально объему продукции. Резерв предстоящих расходов не создается.
Бухгалтерский учет потерь от брака ведется на балансовом счете 28 «Брак в производстве». По дебету счета 28 «Брак в производстве» отражаются затраты по выявленному внутреннему и внешнему браку, а по кредиту отражаются суммы, относимые на уменьшение потерь брака (стоимость забракованной продукции по цене возможного использовании; суммы, подлежащие удержанию с виновников; суммы, подлежащие взысканию с поставщиков за поставку недоброкачественных материалов и др.).
Рассмотрим на примере одного вида из выполняемых работ в ООО «Связь-Сервис», а именно прокладки телефонного кабеля, сопоставление фактических и планируемых затрат данной услуги.
Сопоставление фактических затрат с планируемыми производится Обществом ежеквартально, т.к. смета составляется на каждый квартал соответственно. Следует учесть, что на ООО «Связь-Сервис» планируемые затраты составляются с учетом, во-первых, увеличения цен и тарифов на используемое сырье, а во-вторых, с учетом увеличения статьи расходов на оплату труда сотрудников, участвующих непосредственно в прокладке кабеля.
Для того, чтобы сравнить фактические затраты с планируемыми рассмотрим таблицу 2.1:
Таблица 2.1
Планируемые и фактические затраты, руб.
№ п/п |
Наименование затрат |
Фактическое значение |
Плановое значение |
1 |
Материальные затраты |
117 200 |
111 850 |
2 |
Затраты на оплату труда с ОСН |
145 173 |
159 000 |
3 |
Общехозяйственные расходы |
44 520 |
44 520 |
4 |
Прочие затраты |
3500 |
3700 |
Итак, здесь следует отметить следующее:
В ООО «Связь-Сервис» за отчетный период (4 квартал 2014 года) сумма материальных затрат составила 117 200 рублей:
- сырье и материалы: было проведено 1000 метров телефонного кабеля по цене 80 рублей за метр (штробление кабеля) и 1000 метров по цене 30 рублей за метр – итого 110 000 рублей;
- возвратные отходы – 1500 рублей;
- затрачено топлива и энергии на 8700 рублей.
- А запланировано было на 5% дешевле, а именно:
- сырье и материалы: было проведено 1000 метров телефонного кабеля по цене 76 рублей за метр (штробление кабеля) и 1000 метров по цене 28,5 рублей за метр – итого 104 500 рублей;
- возвратные отходы – 1350 рублей;
- затрачено топлива и энергии на 8 700 рублей.
При этом затраты на оплату труда с учетом отчислений на социальные нужды составили:
- фактически – 145 173 рубля (из учета того, что работало 5 человек, 21 день с окладом 25 000 рублей каждый, т. е. работа была выполнена в более короткие сроки);
- по плану – 159 000 рублей (планировалось выполнение работ за 23 рабочих дня).
Данные по сравнению фактических и планируемых затрат приведены в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Анализ себестоимости прокладки телефонного кабеля по статьям калькуляции, руб.
Статья калькуляции |
№ стр. |
Фактическая себестоимость |
Планируемая себестоимость |
Отклонение в сумме |
Отклонение в процентах к фактической себестоимости |
Сырье и материалы |
1 |
110 000 |
104 500 |
+5500 |
+1,77 |
Возвратные отходы |
2 |
1500 |
1350 |
+150 |
+0,05 |
Топливо и энергия на технологические цели |
3 |
8700 |
8700 |
0 |
0 |
Итого материальных затрат (стр.1 - стр.2 + стр3) |
4 |
117 200 |
111 850 |
+5350 |
+1,72 |
Затраты на оплату труда |
5 |
114 130 |
125 000 |
-10870 |
-3,50 |
Отчисления на социальные нужды |
6 |
310 43 |
34 000 |
-2957 |
-0,95 |
Итого зарплата (стр.5 + стр.6) |
7 |
145 173 |
159 000 |
-13827 |
-4,45 |
Общехозяйственные расходы |
8 |
44 520 |
44 520 |
0 |
0 |
Общепроизводстве нные расходы |
9 |
- |
- |
- |
- |
Итого расходов по обслуживанию производств и управлению (стр.9 + стр.10) |
10 |
44 520 |
44 520 |
0 |
0 |
Прочие затраты |
11 |
3500 |
3700 |
-200 |
-0,06 |
Производственная себестоимость (стр.4 + стр.7 + стр.10 + стр.11) |
12 |
310 393 |
319 070 |
-8677 |
-2,81 |
Полная себестоимость |
13 |
310393 |
319070 |
-8677 |
-2,81 |
Итак, из расчетов видно, что: полная себестоимость снизилась по сравнению с планируемыми значениями. Это произошло за счет снижения статьи затрат на оплату труда на 13 827 рублей, или на 4,45%. Здесь необходимо понимать причину этого снижения – сокращение произошло за счет выполнения работы в более короткий срок (вместо планируемых 23 рабочих дней, работа была выполнена за 21 день). К следующим по значимости факторам, приведшим к уменьшению себестоимости, можно отнести снижение прочих расходов. Это произошло за счет того, что Общество купило прочие дополнительные материалы, необходимые для работ по более низким ценам, чем было запланировано. Хотя очевидно, что выросла статья материальных затрат на 5350 рублей или на 1,72%, что вызвано увеличением цен на используемое сырье. Конкретные причины всех отклонений на ту или иную величину необходимо устанавливать уже при детальном анализе калькуляций себестоимости отдельных видов кабеля.
Закупки сырья и материалов большими партиями, как правило, приводят к большим по объему запасам и затратам, связанным с хранением и обслуживанием. Но общая стоимость закупок может увеличиваться с уменьшением размера партии, т.к. фирма расходует дополнительные средства на размещение заказов, приемку материалов, прохождение счетов, связанных с закупкой каждой партии. Отсюда следует, что необходимо так планировать размер закупаемой партии и их число, чтобы свести затраты по обслуживанию закупок к минимуму.
В данной курсовой работе рассмотрим это на примере ООО «Связь-Сервис».
ООО «Связь-сервис» в 2015 году для выполнения строительно-монтажных работ планирует закупить и использовать 20000 метров высоковольтного кабеля. Цена франко-склад покупателя этого сырья 80 рублей за 1 метр. Планируемые затраты по складированию 20% стоимости среднегодового производственного запаса, а затраты по обслуживанию закупок 12 000 рублей на каждую приобретенную партию. Задача менеджера по закупкам определить оптимальный размер приобретаемой партии запасов и число партий, при которых сумма затрат по обслуживанию закупок и хранению запасов была бы наименьшей.
Таблица 2.3
Расчет приобретения оптимальной партии запасов и число партий
Число партий в год. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Размер партии, (м) |
20 000 |
10 000 |
6667 |
5000 |
4000 |
Среднегодовой запас, (м) |
10 000 |
5000 |
3333 |
2500 |
2000 |
Стоимость среднегодового запаса, (руб.) |
800 000 |
400 000 |
266 640 |
200 000 |
160 000 |
Затраты хранения, (руб.) |
160 000 |
80 000 |
53 328 |
40 000 |
32 000 |
Затраты по обслуживанию, (руб.) |
12 000 |
24 000 |
36 000 |
48 000 |
60 000 |
Всего затрат, (руб.) |
172 000 |
104 000 |
89 328 |
88 000 |
92 000 |
Из данных таблицы видно, что оптимальное количество закупок сырья – 4 партии в год по 5000 метров, т.к. при этом варианте сумма затрат по обслуживанию закупок и хранению запасов – 88 000 рублей является наименьшей.
В заключение как я считаю, необходимо отметить, что к резервам возможного снижения себестоимости на ООО «Связь-Сервис» можно отнести:
- сокращение неоправданных расходов по статьям затрат: сырье и материалы, возвратные отходы;
- соблюдение смет затрат общехозяйственных расходов;
- ликвидация непроизводительных затрат: потерь от брака, недостачи материалов, отклонения от нормальных условий труда;
- улучшения использования рабочего времени;
- сокращению излишней численности работников.
Подводя итоги, хочется отметить, что хозяйствующие субъекты должны иметь четкое представление об окупаемости различных видов продукции, оказываемых услуг, выполненных работ, а также об эффективности каждого принимаемого решения и их влиянии на финансовые результаты и величину затрат.
Глава 3 Управление затратами в ООО Связь-Сервис» с помощью планирования затрат
Информация о затратах и себестоимости продукции не отличается оперативностью и полезностью. Кроме того, она не информативна, и поступает к руководителям подразделений лишь после окончания отчетного периода, вследствие чего не способствует принятию оптимальных решений по управлению затратами.
Следовательно, применяемый на предприятиях отрасли подход к систематизации затрат и калькулированию себестоимости продукции не соответствует современным задачам и потребностям управленческого учета, не способствует выявлению внутренних резервов и поэтому нуждается в совершенствовании.
Для приведения учета затрат и калькулирования себестоимости продукции в соответствие с технологическими особенностями производства спирта и ликероводочной продукции, а также с целью повышения эффективности управления затратами предлагается следующее:
1. Группировку затрат необходимо осуществлять не только по статьям, но и по центрам ответственности. Для исследуемых предприятий центрами ответственности являются обособленные структурные подразделения, в которых имеется возможность организовать нормирование, планирование и текущий учет понесенных затрат с целью контроля и минимизации их величины. Руководители этих подразделений должны быть наделены соответствующими полномочиями и нести ответственность за величину и экономическую обоснованность затрат, на которые они могут оказать влияние. Такими центрами ответственности могут стать спиртоцех, цех производства водки, электроцех, котельная и др. Данные центры ответственности совпадают с местами возникновения затрат.