Файл: Управление финансами. Провести сравнительный анализ преимуществ и недостатков систем управления не менее двух реально существующих организаций в гостиничном или ресторанном бизнесе..pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ
1.1.Анализ рынка гостиничных услуг, тенденции и проблемы его развития
ГЛАВА 2. ПРИМЕР АНАЛИЗА УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ
2.1.Оценка эффективности использования ресурсов гостиничного предприятия
Введение
Актуальность темы исследования. Развитие интеграционных процессов в экономике и взаимосвязей между территориями предполагает высокий уровень развития сферы услуг как связующего звена хозяйственного механизма. В настоящее время индустрия гостеприимства представляет собой неотъемлемую составную часть сферы услуг, она тесно связана с ресторанным бизнесом, торговлей, транспортом и другими отраслями. Согласно данным Всемирной туристской организации на долю рынка гостиничного бизнеса приходится около 9% мирового ВВП, 5% всех налогов, 7% мировых инвестиций, общее число занятых превышает 230 млн. человек[1], масштабы предложения гостиничных услуг постоянно возрастают, темпы роста этого рынка достигают 15-20% в год. Открывающиеся перспективы роста объемов предоставления услуг делают этот сектор весьма привлекательным для бизнеса.
Анализ развития экономической ситуации на российском рынке и международный опыт свидетельствуют об устойчивом характере усиления конкуренции в гостиничном бизнесе в крупных городах. Несмотря на ускоренный ввод в эксплуатацию новых и реконструкцию существующих гостиниц, спрос на качественные гостиничные услуги постоянно растёт. В этих условиях существенно возрастает роль управления гостиничными организациями, которое должно обеспечивать развитие социальной инфраструктуры рынка, высокую эффективность функционирования, конкурентоспособность и устойчивое положение на рынке. Динамичность изменения внешней среды, усложнение бизнес-процессов и возрастающая конкуренция на рынке гостиничных услуг требуют от руководителей хозяйствующих субъектов умения видеть перспективу развития и принимать стратегические управленческие решения, основанные на комплексном и системном подходе, на анализе факторов внешней и внутренней среды, эффективном управлении ресурсами и потенциалом организации.
Современные научные исследования оценки ресурсов сосредоточены преимущественно в области промышленного производства. Недостаточно глубоко изучено управление ресурсами организаций сферы услуг как фактора, в значительной мере определяющего качество и эффективность деятельности организаций, в частности рынка гостиничных услуг.
Необходимость решения ряда проблем организаций рынка гостиничных услуг, таких как обеспечение роста конкурентоспособности в борьбе с международными брендами и малыми предприятиями сферы гостеприимства, сокращение финансирования строительства проектов многофункциональных комплексов в период мирового финансового кризиса; тенденция персонификация и индивидуализация обслуживания, а также диверсификация и демократизация гостиничной индустрии, обусловили актуальность темы исследования.
В связи с этим встает насущная проблема методического обеспечения эффективного управления организациями рынка гостиничных услуг, отличающегося целостностью, системностью, универсальностью и в то же время пригодного к использованию в оригинальных гостиничных проектах.
Цель работы: провести сравнительный анализ преимуществ и недостатков систем управления не менее двух реально существующих организаций в гостиничном бизнесе.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ
1.1.Анализ рынка гостиничных услуг, тенденции и проблемы его развития
Индустрия гостеприимства исторически сформировалась и выросла из сектора средств размещения, представленного различными типами гостиничных предприятий. Гостиница - это предприятие, предоставляющее людям, находящимся вне дома, комплекс услуг, важнейшими среди которых (комплексообразующими) в равной степени являются услуги размещения и питания[2].
Современное гостиничное предприятие предоставляет потребителям не только услуги проживания и питания, но и широкий спектр услуг связи, развлечений, экскурсионное обслуживание, медицинские, оздоровительные и спортивные услуги, услуги салонов красоты и пр. Фактически гостиничные предприятия в структуре индустрии туризма и гостеприимства выполняют ключевые функции, так как формируют и предлагают потребителям расширенный гостиничный продукт, в формировании и продвижении которого принимают участие все секторы и элементы индустрии туризма и гостеприимства[3].
История развития рынка гостиничных услуг
Упоминания о тавернах - первых предприятиях индустрии гостеприимства, в которых предоставлялись услуги как размещения, так и питания, есть в манускриптах эпохи античной Греции и античного Рима. В Древней Греции в I тысячелетии до н.э. таверны являлись важным элементом социальной и религиозной жизни.
В XII-XIII веках постоялые дворы - предшественники первых гостиниц - появились на Руси. Они предоставляли ночлег и питание для всех категорий путешественников и не отличались особым комфортом. На постоялых дворах можно было разместить лошадей и транспортные средства, то есть предлагались услуги «постоя». В XV веке постоялые дворы создавались при «ямах» - почтовых станциях, расположенных один от другого на расстоянии конного перехода. .
Постоялые дворы вдоль дорог просуществовали вплоть до середины XIX века. Их развитие было резко приостановлено в связи с появлением и распространением железных дорог. И только развитие автомобильных перевозок вновь сделало необходимым возврат к традиционным гостиницам «вдоль дорог», они получили название - мотель.
В XX веке гостиничный бизнес достиг расцвета: наряду с ростом количества гостиниц появляются новые формы организации гостиничного хозяйства - объединение в гостиничные сети (лидерами в этой области становятся США и Европа)[4].
В первые годы XX века в Москве были построены гостиницы высочайшего класса:«Метрополь» (строился в 1899-1904 годах по проекту архитектора В. Валькотта с участием Л. Кекушева и А. Эрихсона), «Националь» (1902 год, архитектор А. Иванов) и др. В советском государстве полностью отсутствовала возможность индивидуального выбора средств размещения. Граждане СССР и иностранцы обслуживались по разным стандартам.
Великая Отечественная война нанесла огромный ущерб индустрии гостеприимства СССР, поскольку районы с наибольшим числом гостиниц оказались под оккупацией. И только с 1950 года началось широкомасштабное строительство новых гостиниц[5].
Подробнее этапы истории развития индустрии гостеприимства представлены в таблице А1.
Обзор мирового рынка гостиничных услуг
Мировой рынок гостиничных услуг завоевывают сети. Мировая практика убедительно доказывает, что инвестиции в индустрию гостеприимства по своей отдаче сравнимы с вложениями в нефтедобычу. При этом большую часть доходов гостиницам приносит номерной фонд, обеспечение питанием постояльцев и дополнительный набор услуг (табл. 1.1).
В мировой практике существуют два основных вида гостиничных сетей: интегрированные, которые созданы из однородных единиц, и гостиничный консорциум, который объединяет независимые отели. Интегрированные гостиничные сети производят и продают однородный продукт. Они управляются прямо или косвенно через франчайзинговую систему или по контракту на управление.
Ежегодно процент загруженности гостиниц возрастает (исключение составили кризисные 2008-2009 гг. и 2011-2013гг.) и по прогнозам к 2016 г. в среднем в мире достигнет 65-75%.
Таблица 1.1
Структура доходов гостиниц в основных регионах мира, %[6]
Регион |
Номера 1 |
Питание и напитки 2 |
Телекоммуникации 3 |
Другие статьи дохода 4 |
Всего в мире |
56,1 |
35,8 |
2,3 |
5,8 |
Африка и Средний Восток |
50,8 |
35,5 |
5,7 |
8,0 |
Азия |
51,6 |
37,3 |
2,4 |
8,7 |
Австралия и Новая Зеландия |
60,1 |
34,0 |
2,7 |
3,2 |
Европа |
49,5 |
43,4 |
1,6 |
5,5 |
Северная Америка |
65,3 |
27,3 |
2,5 |
4,9 |
Южная Америка |
59,1 |
28,3 |
4,2 |
8,4 |
Доходы от номеров для гостей обеспечиваются оплатой номеров и завтраков с учетом местных налогов. Доходы от питания и напитков обеспечиваются продажей продуктов питания (включая кофе, чай и безалкогольные напитки), алкогольных напитков (в том числе пиво, вина и ликеры), а также другими статьями дохода, такими, как арендная плата за помещения для проведения встреч и собраний, а также оплата за предоставление обслуживания. Доходы от телекоммуникаций обеспечиваются благодаря тому, что гости пользуются телефонами, факсимильными аппаратами, телексами, и взиманием платы за предоставление услуг. Другие статьи дохода представляют собой поступления от арендной платы за предоставление помещений для иных деловых целей, а также доходов, получаемых от источников, которые не включены в перечисленные статьи, но за исключением доходов от инвестиций. |
Среди наиболее известных мировых гостиничных сетей: Four Seasons Hotels and Resorts, Global Hyatt Corporation, Swissotel Hotels & Resorts, InterContinental, Le Meridien, Ritz-Carlton и др. Среди российских - Heliopark Hotels & Resorts и др.
В табл. 1.2 приведены самые крупные компании-операторы гостиничных сетей (по суммарному количеству номеров в гостиницах, находящихся в управлении).
Таблица 1.2
Крупнейшие мировые и российские гостиничные сети[7]
Компания-оператор |
Страна, год основания |
Количество номеров |
Количество гостиниц |
Количество отелей сети в России |
InterContinental Hotels Group |
Великобритания, 2003 г. |
658 348 |
4 480 |
13 |
Hilton Worldwide |
США, 1919 г. |
653 238 |
3 943 |
8 |
Marriott International |
США, 1927 г. |
617 837 |
3 537 |
13 |
Wyndham Hotel Group |
США, 1981 г. |
613 126 |
7 205 |
3 |
Accor |
Франция, 1967 г. |
531 714 |
4 426 |
19 |
Choice Hotels International |
США, 1940 г. |
502 460 |
6 023 |
- |
Starwood Hotels & Resorts Worldwide |
США, 1969 г. |
315 346 |
1 077 |
5 |
Best Western International |
США, 1946 г. |
311598 |
4 078 |
2 |
Home Inns (+Motel 168) |
Китай, н/д |
176 562 |
1 426 |
- |
Carlson Rezidor Hotel Group |
США, 2000 г. |
165 802 |
1 077 |
10 |
Global Hyatt Corp. |
США, 1957 г. |
134 296 |
831 |
4 |
Golden Tulip Hospitality Group |
Нидерланды, 1962 г. |
75 300 |
780 |
18 |
Самые крупные гостиничные сети мира. Статистика и показатели. Режим доступа: http://hoteladvisor.livejournal.com/13242.html (дата обращения: 09.05.2016)
Компания-оператор |
Страна, год основания |
Количество номеров |
Количество гостиниц |
Количество отелей сети в России |
Kempinski |
Германия, 1897 г. |
19 165 |
80 |
4 |
Swissotel Hotels & Resorts |
Швейцария, 1980 г. |
13 000 |
30 |
4 |
AZIMUT Hotels Company |
Россия, 2004 г. |
9 000 |
22 |
22 |
AMAKS Hotels & Resorts |
Россия, 2004 г. |
6 000 |
27 |
25 |
Heliopark Hotels&Resorts |
Россия, 2000 г. |
2 500 |
17 |
12 |
Преимущества построения цепочек очевидны. Эта стратегия показала себя положительно и в российских условиях, при нестабильном рынке. Загрузка отелей известных цепочек даже в послекризисный период оставалась на 10-15% выше, чем других российских отелей.
Аналитики выделяют следующие преимущества построения гостиничной
12 сети[8]:
Единая система бронирования позволяет вести клиентов по всему маршруту и максимально возможно повышать загрузку.
Единая база данных дает возможность формировать удобные маршруты, осуществлять информационную поддержку персонала, обеспечивать высокое качество обслуживания.
Общая финансовая система позволяет проводить масштабные рекламные программы не только на зарубежных, но и на внутренних рынках. Наиболее заметны рекламные кампании корпораций «Marriott» и «Sheraton».
Доступ к новым технологиям и технике. Это позволяет вести ремонтные работы без закрытия гостиницы и беспокойства ее гостей. Так было, например, в отелях «Рэдиссон-Славянская», «Шератон-Палас» и «Мариотт-Тверская».
Единый стратегический маркетинг, предусмотренный для определенного бренда, позволяет существенно экономить средства на проведении самостоятельных глобальных исследований.
Информационная поддержка. Включение в известную гостиничную систему дает отелю возможность быть представленным во всех ее справочниках, каталогах, системах бронирования и на интернет-сайтах.
Обучение персонала, повышение его квалификации, возможности обмена профессиональным опытом.
Ценовая политика отелей, входящих в международные гостиничные системы[9], очень разнообразна и отличается высокой гибкостью.