Файл: Способы представления данных в информационных системах (Понятие информационной системы).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Характеристика информационных систем
1.1. Понятие информационной системы
1.3. Современные информационные системы
1.4. Способы представления данных
Глава 2. Разработка информационной системы
2.2. Структура информационной системы
Глава 3. Реализация информационной системы
3.1. Особенности работы с информационной системой
В рассматриваемый период, по мере того, как развивалось это направление знаний появлялись новые термины, такие «базы знаний», «базы целей», которые позволяли расширять само толкование проблемы создания и обработки баз данных, до задач, которые ставились при создании той или иной информационной системы.
В 60-е годы понимание и отношение людей к понятию информационных систем изменилось. Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для такой работы требовалось новое компьютерное оборудование, которое смогло бы выполнять одновременно несколько функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату, как было ранее.
Выделим основные черты информационных систем, которые были им свойственны в этот период:
техническое обеспечение систем составляли маломощные ЭВМ 2-3 поколения;
информационное обеспечение (ИО) представляло собой массивы (файлы) данных, определяемых той программой, в которой они использовались;
программное обеспечение в этот период выглядело как пакеты специализированных программ, которые выполняли определенные функции, например программа начисления заработной платы;
архитектура информационной системы было централизованной. Это означает, что применялась пакетная обработка задач, а конечный пользователь не имел непосредственного контакта с информационной системой, а всю обработку данных проводили сотрудники информационных систем.
Существовали определенные недостатки информационных систем этого поколения:
сильная взаимосвязь между программами и данными, это означает, что если проводимые изменения в предметной области могли привести к потере или изменениям в структурных данных, что приводило к изменениям и корректировкам в программах;
трудности в разработке и модификациях систем, вне зависимости от их функций;
трудности в согласовании разработанных частей системы, если они были смоделированы разными людьми в разные промежутки времени.
В 70-х - начале 80-х гг. информационные системы предприятий начали использовать для управления производственным процессом, а именно, созданные в этот период информационные системы позволяли поддерживать и ускорять процессы подготовки и принятия управленческих решений. В этот период информационные системы в большинстве случаев были предназначены для решения назревших проблем и задач, сформировавшихся на этапе создания системы и затем практически не изменялись.
Появление персональных компьютеров приводит к переосмыслению и изменению идеи АСУ, от ВЦ и централизации управления к распределенному вычислительному ресурсу и децентрализации управления. Этот подход был применен в системах поддержки принятия решений (СППР). Эти системы знаменуют новый этап компьютерной ИТ организационного управления. Такой подход уменьшает нагрузку на централизованные вычислительные ресурсы и на высшие уровни управления, в свою очередь, это позволяет сосредотачивать в них решение главных стратегических задач. Срок службы любой ИТ в большой степени зависит от оперативного доступа пользователей к централизованным ресурсам и уровня информационных связей как по «горизонтали», так и по «вертикали» в пределах организационной структуры. В то же время для обеспечения эффективного управления крупными предприятиями была развита и остается актуальной идея создания интегрированных АСУ.
К концу 80-х гг. подход к использованию информационных систем снова меняется. Информационные системы, разработанные и существовавшие в этот период стали источником информации и использовались на всех уровнях организации, независимо от ее профиля. Информационные технологии этого периода, представляя вовремя нужную информацию, помогают предприятиям достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции высокого качества и по низким ценам и другое. Стремление преодолеть недостатки предыдущего поколения информационных систем разработало технологию создания и управления базами данных. База данных создается для группы взаимосвязанных задач, для многих пользователей и это позволяет частично решить проблемы ранее созданных ИС.
В самом начале жизни таких систем управления базами данных они разрабатывались для больших ЭВМ и насчитывалось их не больше десятка. Но со временем появились ПЭВМ и эта технология приобрела массовый характер. В этот период создано большое количество инструментальных средств и СУБД для разработки ИС, что в свою очередь вызвало появление большого количества прикладных ИС в прикладных областях.
Характерные свойства информационных систем, существовавших в этот период: в основе ИО лежит база данных, программное обеспечение составляют прикладные программы и СУБД; использовались технические средства: ЭВМ 3-4 поколения и ПЭВМ; средства разработки информационных систем: процедурные языки программирования 3-поколения, расширенные языком работы с БД (SQL, QBЕ); архитектура информационных систем: в это время довольно распространены два вида - это персональная локальная информационная система и централизованная БД с сетевым доступом.
Можно сказать, что серьезным продвижением вперед стало развитие принципа «дружественного интерфейса» по отношению к пользователю (как к конечному, так и к разработчику информационных систем). Например, совместно применяются графический интерфейс, развитые системы помощи и подсказки пользователю разнообразные инструменты для упрощения разработки ИС: системы быстрой разработки приложений (RAD-системы), средства автоматизированного проектирования ИС (CASE-средства). К конце 80-х гг. выявились и недостатки систем этого поколения.
Существенные недостатки, проявляющиеся в информационных системах этого периода: внедрение на предприятие компьютеров требовало больших капиталовложений, но резкого увеличение производительности не произошло; внедрение на предприятия новых информационных систем столкнулось также и с человеческим фактором, то есть, работники не слишком хотели изменять привычный ритм и стиль работы, и осваивать внедренные новые технологии; к квалификации работников предприятия начали проявлять повышенное внимание и более высокие требования, чем раньше.
1.3. Современные информационные системы
Недостатки информационных систем, проявившиеся в конце 80-х гг. привели к тому, что с развитием технологий и потребностью решать все новые и новые производственные задачи начали сформировываться современные поколения информационных систем.
Техническая платформа таких информационных систем - мощные ЭВМ 4-5 поколения, использование разных платформ в одной информационной системе (большие ЭВМ, мощные стационарные ПК, мобильные ПК.) Наиболее характерно широкое применение вычислительных сетей - от локальных до глобальных. Информационное обеспечение в этот период - интенсивные разработки с целью повышения интеллектуальности банка данных в следующих направлениях: новые модели знаний, учитывающие не только структуру информации, но и активный характер знаний; средства оперативного анализа информации (OLAP) и средства поддержки принятия решений (DSS); новые формы представления информации, более естественные для человека (мультимедиа, полнотекстовые БД, гипертекстовые БД, средства восприятия и синтеза речи).
На сегодняшний день существуют множество специализированных информационных систем, например, экономические информационные системы (ЭИС), бухгалтерские информационные системы (БУИС), банковские информационные системы (БИС), информационные технологии рынка ценных бумаг, маркетинговые информационные системы (МИС) и так далее. Современные автоматизированные системы (АС) используются как корпоративные компьютерные сети (ККС), которые имеют в своем составе тысячи единиц вычислительного и коммуникационного оборудования. Совершенствование систем такого класса происходит как многоэтапный процесс на протяжении всего их существования. Эффективное развитие ККС автоматизированных систем возможно лишь с применением соответствующих информационных технологий, которые используют формализованные модели создания.
Основой всех информационных технологий развития ККС является соответствующая модель жизненного цикла сети (ЖЦ). Наиболее результативной моделью ЖЦ ККС является динамическая спиралевидная модель, которая учитывает динамику изменения ее подсистем в течение жизненного цикла.
1.4. Способы представления данных
Всё, что нас окружает, и с чем мы ежедневно сталкиваемся, относится либо к физическим телам, либо к физическим полям. Известно, что все физические объекты находятся в состоянии непрерывного движения и изменения, которое сопровождается обменом энергией и её переходом из одной формы в другую. Все виды энергообмена сопровождаются появлением сигналов, то есть, все сигналы имеют в своей основе материальную энергетическую природу. При взаимодействии сигналов с физическими телами в физических телах возникают определённые изменения свойств – это явление называется регистрацией сигналов. Такие изменения можно наблюдать, измерять или фиксировать иными способами. При этом возникают и регистрируются новые сигналы, то есть, образуются данные.
Итак, данные – это зарегистрированные сигналы.
Данные могут быть представлены следующими видами:
целыми и действительными числами;
текстом;
мультимедийными (графическими объектами, звуковыми сигналами, цветными изображениями).
В зависимости от вида данных, они могут подразделяться на следующие типы:
байтовый тип;
целочисленные типы простой и двойной точности;
типы действительных чисел простой и двойной точности;
типы даты и времени;
строковый тип;
логический тип;
тип объектов.
Вывод
Таким образом, в данном разделе рассмотрены теоретические вопросы, связанные с информационными системами. Раскрыто сущность информационной системы, приведено виды и компоненты информационной системы, указана периодизация становления ИС, а также проанализированы современные ИС, рассмотрены способы передачи данных. Рассмотренная информация послужит основой для практического анализа представления данных через ИС.
Глава 2. Разработка информационной системы
2.1. Постановка задачи
В ходе работы необходимо разработать и реализовать автоматизированную систему учета профориентационной работы факультета. Использование данной системы позволит упростить и оптимизировать составление плана профориентационных поездок факультета.
Разрабатываемая система должна решать следующие задачи:
ввод данных о структуре факультета (данные о кафедрах факультета);
ввод данных о преподавателях факультета (ФИО, должность, принадлежность к кафедре);
ввод данных о списке должностей, имеющихся на кафедре;
ввод данных о населенных пунктах (наименовании, координаты на карте);
ввод данных о видах профориентационных поездках;
создание документов о планируемых и выполненных поездках;
формирование отчетов о выполненных поездках;
предоставление печатного отчета о состоянии поездок за заданный промежуток времени;
визуализация поездок за заданный промежуток времени с цветовой маркировкой, зависящей от статуса поездки.
2.2. Структура информационной системы
Для решения поставленных задач в информационной системе должны быть следующие реализованы следующие объекты:
Справочники
Справочник «Преподаватели». Данный справочник предназначен для хранения информации о преподавателях кафедры. Структура справочника показана в табл. 2.
Таблица 2 -Структура справочника «Преподаватели»
Название поля |
Тип поля |
Назначение поля |
Код |
Строка |
[уникальное] Код преподавателя |
Наименование |
Строка |
ФИО преподавателя |
Должность |
Ссылка на справочник «Должности» |
Должность, занимаемая преподавателем |
Кафедра |
Ссылка на справочник «Кафедры» |
Кафедра, к которой принадлежит преподаватель |
Справочник «Населенный Пункт». Данный справочник предназначен для хранения информации о населенных пунктах. Структура справочника показана в табл. 3.
Таблица 3 - Структура справочника «Населенный Пункт»
Название поля |
Тип поля |
Назначение поля |
Код |
Строка |
[уникальное] Код населенного пункта |
Наименование |
Строка |
Название населенного пункта |
Координата Х |
Число |
Координата Х населенного пункта на карте |
Координата У |
Число |
Координата У населенного пункта на карте |