Файл: Рынок ценных бумаг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учитывая, что цены на сырье, в том числе нефть, в долговременном периоде подвержены колебаниям в режиме «бум — спад», а динамика экспортного (внешнего) спроса на сырье подчинена глобальному циклу хозяйственной конъюнктуры, экспортные доходы отличаются высокой волатильностью, что оборачивается повышенной волатильностью всех экономических и финансовых макропрорций нефтеэкспортеров. Из этого, в частности, вытекает, что, наряду с экспортными доходами, циклическим, а зачастую резким и непредсказуемым колебаниям, подвержена и динамика финансовых рынков.

Критическое воздействие на развитие открытых сырьевых экспортеров, в том числе их финансового сектора, включая рынок акций, оказывают внешние факторы — глобальная процентная ставка, курс доллара и цена нефти.

В целом размещение акций и облигаций значительно отстает от банковского кредитования по объему привлекаемых денежных ресурсов. При этом в современных условиях банковский сектор не способен полностью заменить рынок капитала. В силу характерных особенностей регулирования рисков в кредитных организациях дюрация банковских активов в развитых и развивающихся странах в два раза уступает дюрации рынков облигаций, что делает банковский ресурс малопригодным по объемным и ценовым параметрам для поддержки проектного финансирования и финансирования инвестиционной активности.[11]

На рис. 1 приведена сравнительная статистика объемов торгов по фондовому (акции и облигации) и валютному рынку [3]. На этом примере наглядно отражается стабильно низкий интерес к ценным бумагам не только на фоне банковского сектора, но и по отношению к валютному рынку.

Рисунок 1. Статистика объемов торгов на московской бирже

Российское государство на современном этапе активно участвует в развитии фондового рынка, в том числе в рамках Программы развития финансового рынка 2016 — 2018 годов, определенной Центральным банком Российской Федерации.

Одним из инструментов повышения привлекательности ценных бумаг для населения стало введение с 2015 года механизма индивидуальных инвестиционных счетов. Его преимуществом является снижение налоговой нагрузки на операции физических лиц на финансовом, и самое главное, на фондовом рынке, а также предоставление налогового вычета по стандартной ставке 13 % от внесенной на этот счет суммы. При этом установлено ограничение объемов вносимых на индивидуальный инвестиционный счет денежных средств: до 400 тысяч рублей в год. По состоянию на конец 2015 года было открыто 89,6 тысяч таких счетов, объем торгов с их использованием составил 43,1 млрд. рублей.[12]


Как первичный, так и вторичный рынки ценных бумаг в Российской Федерации развиваются, несмотря на возникающие препятствия, обусловленные нынешней не всегда идеальной законодательной базой и незавершенным строительством аппаратом регулирования самого фондового рынка. Перспективы рынка ценных бумаг находятся в тесной взаимосвязи от действий государства в данной сфере. Одним из отличных рычагов регулирования является организация комиссии по рынку ценных бумаг, которая объединит ресурсы частного и государственного сектора. Создание единого независимого центра финансов в Российской Федерации послужит сильным толчком для развития всего финансового рынка, и фондового рынка в частности. Здесь можно выделить две задачи или рекомендации на перспективу: ценообразование должно происходить в национальной валюте — в рублях, база формирования стоимости на стратегически важное экспортное сырье должна находиться внутри Российской Федерации.

Подводя итог, можно утверждать, что несмотря на проблемы и сложные задачи, российский фондовый рынок на современном этапе является очень перспективным сектором экономики. Добиться стабильного и развитого рынка ценных бумаг для нашей страны, на наш взгляд, реально в обозримом будущем. Процесс его становления, движения от развивающегося к развитому рынку будет проходить быстрее при решении ряда задач, таких как: повышение финансовой грамотности населения; привлечение большего числа индивидуальных инвесторов к инвестированию на рынке ценных бумаг; реформирование законодательной базы; модернизация и совершенствование регулятивных функций и др. В этом российский рынок ценных бумаг станет реальным фактором экономического роста и повышения конкурентоспособности нашей страны.

2.2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг ведется в целях обеспечения публичных интересов общества и частных интересов субъектов, действующих на рынке, защиты их прав и законных интересов, создания единых правил функционирования данного вида рынка. Кратко охарактеризуем основные направления государственного регулирования.

1. Нормативное регулирование рынка ценных бумаг. Осуществляется оно путем издания компетентными государственными органами нормативно-правовых актов.


2. Создание специального органа государственного регулирования. Таким органом является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. ФКЦБ представляет собой федеральный орган исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через регламентацию порядка их деятельности и по выработке стандартов эмиссии ценных бумаг. Основные функции и полномочия ФКЦБ определяются Законом о РЦБ, Положением о ФКЦБ, утвержденным Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. N° 1009 "О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг", Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 1997 г. № 119 "Вопросы Федеральной комиссии но рынку ценных бумаг".

Федеральная комиссия создает свои территориальные органы, действующие на основании Положений о них.

Функции ФКЦБ определены статьей 42 Закона о РЦБ. К ним относятся:

  • осуществление разработки основных направлений развития рынка ценных бумаг;
  • утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов;
  • разработка и утверждение единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;
  • установление требований к операциям с ценными бумагами, норм допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению, котированию, листингу;
  • установление обязательных требований к порядку ведения реестра;
  • установление порядка и осуществление лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • контроль за соблюдением субъектами рынка ценных бумаг законодательства;
  • создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
  • иные функции.

3. Лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг осуществляется профессиональными участниками на основании лицензии, выданной ФКЦБ или иным лицензирующим органом, получившим генеральную лицензию от ФКЦБ.

Порядок и условия лицензирования определяются Порядком лицензирования отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (утв. Постановлением ФКЦБ от 15 августа 2000 г., с изменениями от 21 марта 2001 г.) и действующими в части, не противоречащей данному акту, Положением о лицензировании различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг РФ (утв. Постановлением ФКЦБ от 23 ноября 1998 г. № 50), Положением о лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг (утв. Постановлением ФКЦБ от 19 июня 1998 г. № 24, с изм. и доп.), и др.


Данные акты устанавливают общие требования, предъявляемые к профессиональным участникам. Эти требования касаются:

  • минимального размера собственного капитала участника. Например, минимальный размер собственного капитала брокера не может быть менее 420 000 руб., дилера - не менее 670 000 руб.;
  • наличия квалификации и стажа работы для единоличных исполнительных органов, руководителей и специалистов, отсутствия у этих лиц судимости в сфере экономики;
  • наличия в штате не менее одного специалиста по каждому виду осуществляемой профессиональной деятельности;
  • иных условий выдачи лицензии.

Помимо общих требований, установлены особенности лицензирования брокерской, дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами.

Для получения лицензии соискатель обращается в ФКЦБ. ФКЦБ в срок не более 30 дней со дня регистрации полного комплекта документов принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче. Законодательством предусмотрены основания для отказа в выдаче лицензии, а также порядок ее продления, приостановления, аннулирования.

4. Лицензирование саморегулируемых организаций, которое осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг (утв. Постановлением ФКЦБ от 1 июля 1997 г. № 24, с изм. и доп.).

5. Аттестация специалистов рынка ценных бумаг. Ее проведение регулируется Положениями о системе квалификационных требований к руководителям и специалистам организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, а также к индивидуальным предпринимателям - профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Аттестация проводится в целях подтверждения квалификации лиц, оказывающих профессиональные услуги на фондовом рынке. Документом, подтверждающим соответствие субъекта установленным требованиям, является квалификационный аттестат.

6. Регулирование информационного обеспечения рынка ценных бумаг. Законодательством устанавливаются правила раскрытия информации при эмиссии ценных бумаг, порядок использования служебной информации. Большое внимание уделяется регламентации рекламы на рынке ценных бумаг. В частности, рекламодателям запрещается:

  • указывать в рекламе недостоверную информацию о своей деятельности, о видах и характеристиках ценных бумаг, другую информацию, направленную на обман или введение в заблуждение владельцев и других участников рынка ценных бумаг;
  • указывать в рекламе предполагаемый размер доходов по ценным бумагам и прогнозы роста их курсовой стоимости;
  • использовать рекламу в целях недобросовестной конкуренции. Регулирование рекламы на рынке ценных бумаг строится с учетом требований Федерального закона от 18 июля 1995 г. "О рекламе".

7. Регулирование отношений, влияющих на конкуренцию на рынке ценных бумаг. Это направление государственного регулирования опирается на Федеральный закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".

В целях обеспечения конкуренции на фондовом рынке нормами данного Закона определяются действия финансовых организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, которые могут повлечь за собой ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг, и ответственность за совершение таких действий. К действиям, ограничивающим конкуренцию, в частности, относятся:

  • злоупотребление со стороны финансовой организации своим доминирующим положением. Доля организации, предоставляющей услуги на рынке ценных бумаг, определяется исходя из соотношения ее оборота к общей сумме оборота организаций данного вида. Доминирующее положение определяется в границах рынка предоставления услуг организацией, независимо от места ее нахождения. Злоупотребления доминирующим положением могут выразиться в установлении при заключении договора необоснованно высокой (низкой) цены на предоставляемую услугу, включении в договор дискриминационных условий и в других правонарушениях.
  • достижение соглашений в любой форме между организациями, предоставляющими услуги на рынке ценных бумаг, между собой или с органами власти или управления, ограничивающих конкуренцию. Такие соглашения могут быть направлены на установление (поддержание) цен, скидок, надбавок, процентных ставок; раздел рынка по территориальному принципу др.

В целях поддержания конкуренции на рынке финансовых услуг предусмотрено обязательное получение предварительного согласия федерального антимонопольного органа на создание объединений, ассоциаций, союзов финансовых организаций; на совершение ряда сделок по приобретению активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций.

Запрещается недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг.

8. Установление мер, направленных на обеспечение государственной и общественной защиты интересов субъектов рынка ценных бумаг. Так, Федеральным законом от 5 марта 1999 г. "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" введены дополнительные требования к профессиональным участникам, предоставляющим услуги инвесторам на фондовом рынке, дополнительные условия размещения эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов, а также иные меры, направленные на защиту прав и законных интересов инвесторов как субъектов рынка ценных бумаг.