Файл: Рынок ценных бумаг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:

  • разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, законодательных актов для реализации стратегии;
  • наблюдение и регулирование исполнения этой программы,
  • установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;
  • контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;
  • обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;
  • формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг.

Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг.

  1. Администрация Президента РФ участвует в работе ФСФР. Контрольное управление осуществляет специальный мониторинг выполнения указов и распоряжений Президента, связанных с приватизацией и РЦБ.
  2. Правительство РФ осуществляет общее руководство развитием РЦБ через федеральные органы исполнительной власти, ведет законопроектную деятельность, осуществляет подготовку проектов Указов и распоряжений Президента РФ, а также законов в области ценных бумаг.
  3. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) издает распоряжения по вопросам выдачи, приостановления и аннулирования лицензирования профессиональных участников РЦБ.
  4. Центральный банк РФ регулирует выпуски ценных бумаг кредитный организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ.
  5. Минфин РФ регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций, субъектов федерации и органов местного самоуправления; лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды; осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение.
  6. Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ регулирует деятельность страховых компаний на рынке ценных бумаг.

Глава 3. Особенности функционирования рынка ценных бумаг в современной экономике России.


3.1. Анализ практики функционирования рынка ценных бумаг.

Фондовый рынок (рынок ценных бумаг) является сектором финансового рынка (рис. 2), на котором осуществляются операции по купле – продаже ценных бумаг (акций, облигаций, депозитных и сберегательных сертификатов, векселей, деривативов и структурных продуктов).

Рис. 2 Структура финансового рынка по типам активов

Таким образом, значение фондового рынка заключается в привлечении и перераспределении капитала между различными финансовыми институтами, нефинансовыми организациями, структурами, секторами экономики и другими участниками.

Рынок ценных бумаг (РЦБ) представляет собой сложный и важный механизм, обеспечивающий функционирование экономики страны и способствующий повышению общественного благосостояния. В связи с этим во всех странах для обеспечения его функционирования существует строгая система допуска организаций к работе на фондовом рынке. Так в Российской Федерации для работы на фондовом рынке организация должна получить лицензию участника рынка ценных бумаг. С сентября 2013 года работу по выдачи лицензий осуществляет Центральный банка Российской Федерации, в рамках созданного финансового мегарегулятора (раннее данную функцию осуществляла Федеральная служба по финансовым рынкам).

Значение фондового рынка как для развитых стран, так и для развивающихся стран повышается из года в год. Главная причина этого заключается в том, что эффективное функционирование рынка ценных бумаг способствует развитию экономики страны и стимуляции её роста. Именно поэтому современное общество уделяет большое внимание прогнозам его состояния и развития.

Ключевыми инструментами оценки состояния и прогнозирования перспектив развития фондового рынка являются:

- уровень (объем) капитализации РЦБ;

- фондовые индексы.

Развитие фондового рынка Российской Федерации на протяжении последнего десятилетия осуществляется в условиях глобализации, роста интернационализации рынков ценных бумаг, увеличения объема трансграничных инвестиционных сделок и усиления конкуренции мировых финансовых центров.[13]

Важной задачей развития российского финансового рынка в контексте глобальной конкурентоспособности остается формирование в Российской Федерации международного финансового центра (МФЦ). Необходимость развития МФЦ была сформулирована в 2008 году, когда глобальный экономический финансовый кризис выявил острую потребность в диверсификации российской экономики, в том числе за счет развития конкурентоспособной финансовой отрасли и рынка профессиональных финансовых услуг. В связи с этим была сформирована Рабочая группа по созданию МФЦ в Российской Федерации при Совете при Президенте Российской Федерации по развитию финансового рынка Российской Федерации. В настоящее время продолжается реализация разработанных планов мероприятий в этом направлении, однако, она существенно замедлилась из-за ухудшившейся макроэкономической ситуации.


В соответствии с «Индексом глобальных финансовых центров 18» («Global Financial Centres Index18»,
GFCI 18), который ранжирует финансовые рынки по их конкурентоспособности Московский Международный Финансовый центр занимает лишь 78 позицию из 84 (таб. 1).[14]

Таблица 1. «Индекс глобальных финансовых центров» за 2015 год

Центр

ИГФЦ 18

ИГФЦ 17

Изменения

Позиция

Рейтинг

Позиция

Рейтинг

Позиция

Рейтинг

Лондон

1

796

2

784

+1

+12

Нью – Йорк

2

788

1

785

-1

+3

Гонконг

3

755

3

758

-

-3

Сингапур

4

750

4

754

-

-4

Токио

5

725

5

722

-

+3

Сеул

6

724

7

718

+1

+6

Цюрих

7

715

6

719

-1

-4

Торонто

8

714

11

704

+3

+10

Сан-Франциско

9

712

8

708

-1

+4

Вашингтон

10

711

12

703

+2

+8

Москва

78

598

75

579

-3

+19

Конкурентоспособность российского финансового рынка в рамках BRICS также оставляет желать лучшего, по уровню конкурентоспособности МФЦ в Москве уступает финансовым центрам всех членов организации (таб. 2).

Таблица 2. Рейтинг конкурентоспособности МФЦ стран BRICS в второй половине 2015 года.

Страна

Место расположения финансового центра

Место в рейтинге GFCI 18

Китай

Шанхай

21

Бразилия

Сан – Пауло

31

ЮАР

Йоханнесбург

33

Индия

Мумбаи

59

Россия

Москва

78

Для поддержания и увеличения темпов экономического роста России необходим хорошо развитый финансовый центр. В том числе фондовый рынок, сегодня он не достаточно развит. Национальный фондовый рынок имеет ограниченную емкость, недостаточную для обеспечения инвестиционных потребностей российских компаний, и отстает по многим параметрам от крупнейших фондовых рынков в мире. Развитие российского финансового рынка, и в частности фондового рынка, поможет обеспечить более сбалансированный, основанный на инновациях и стабильный в долгосрочной перспективе экономический рост.[15]


Обратимся к более детальному прогнозу состояния и развития российского фондового рынка. Если проанализировать тренды последних лет, а также базироваться на техническом анализе динамики индекса РТС, то российский фондовый рынок ожидает дальнейшее снижение (рис. 3,4)[16]

Рис. 3 Динамика биржевого индекса РТС за 2005 – 2016 гг.

Рис. 4 Технический анализ: индекс РТС за 2015 – 2016 гг.[17]

Это снижение обусловлено как сокращением числа эмитентов (пропадает интерес в статусе публичности), так и существенной недооценкой на фоне развитых и развивающихся рынков капитала российских компаний (Р/Е на уровне 6-7 при значениях для рынка США в 17-18), высокой зависимостью от цен на нефть и другие сырьевые товары, значительными откликами на шоки на развивающихся рынках капитала.

Еще одним из факторов слабого развития рынка акций является фактическое отсутствие сектора коллективных инвестиций.

Рынок коллективных инвестиций существенно отстает от тех прогнозных показателей, которые содержаться в «Стратегии развития финансовых рынков Российской Федерации до 2020 года».[18] Так, согласно прогнозным показателям объем активов инвестиционных фондов должен составить 17 трлн. рублей к 2020 году. Однако к концу 2014 года стоимость активов закрытых инвестиционных фондов составила 447 млрд. рублей. Приходится признать, что российские паевые фонды в силу целого ряда причин не стали тем якорным инвестором, на котором могла бы держаться «внутренняя капитализация» (рассчитанная на внутренних инвесторов) российского фондового рынка.

Изменение структуры портфеля пенсионных накоплений может значительно повысить капитализацию российского фондового рынка. Сохранение существующего на сегодняшний день порядка перечисления отчислений в накопительную часть (на уровне 6%) может позволить увеличить объемы частных накоплений до 152 млрд. долларов к 2020 году. При условии увеличения доли акций в инвестиционном портфеле они могут аккумулировать до 55% акций.

Остается и такой неиспользованный момент для повышения капитализации российского фондового рынка как активизация рынка публичных размещений, которые в последние годы почти не проявлял жизни. Это позволит увеличить глубину рынка, на рынке появятся новые эмитенты, произойдет диверсификация отраслевой структуры российского фондового рынка, что снизит зависимость от динамики рынка сырья.


Затишье на российском рынке IPO обусловлено неопределенной экономической ситуацией и серьезной волатильностью, которая заставляет потенциальных кандидатов на первичное размещение искать финансирование из других более надежных источников или откладывать инвестиционные проекты до лучших времен.[19]

Кроме этого важной проблемой препятствующей развитию российского фондового рынка является низкий уровень финансовой доступности и грамотности большей части населения России. Для решения данной проблемы необходимо повышать уровень финансовой грамотности населения, унифицировать финансовые инструменты, нацеленных на использование широкой общественностью, и применять меры с целью понижения их стоимости.

Центральный Банк Российской Федерации определил основные задачи развития отечественного рынка ценных бумаг на 2016 – 2018 гг.[9]. Прежде всего это обеспечение дальнейшее развитие рынка ценных бумаг для повышения эффективности перераспределения капитала и расширения возможности привлечения внешнего капитала для организаций с помощью изменения и дополнения нормативной базы. Банк России находит необходимым пересмотр ряда концептуальных подходов в регулировании деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг и инфраструктурных организаций. Особое внимание требует устранение узких мест в регулировании профессиональных участников рынка ценных бумаг в отношении отсутствия требований к финансовой устойчивости.

Важным аспектом деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг является их операционная устойчивость в стрессовых ситуациях. Центральный Банк РФ намерен установить требования к организации системы управления рисками профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также к их операционной
непрерывности.

Значимым элементом регулирования деятельности профессиональных участников фондового рынка являются также требования к организации их систем внутреннего контроля.

По мнению, генерального директора УК «Спутник – Управление капиталом», Александра Лосева, главные риски для развития российского фондового рынка в 2016 году вызваны слабостью экономики, катастрофическим падением платежеспособного спроса и снижением инвестиций. К этим рискам добавляются проблемы банковской системы и финансового сектора в целом. В аутсайдерах также могут оказаться отрасли, зависящие от внутреннего спроса: потребительский сектор, транспорт, телекоммуникации. Александр Лосев также прогнозирует высокие колебания курсов акций на российском фондовом рынке в 2016 году.[20]