Файл: Система налогового учета (Формирование финансовой информации о доходах и расходах в налоговом учете).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты ведения налогового учета
1.1. Цели и задачи налогового учета
1.2. Взаимосвязь налогового и бухгалтерского учета
Глава 2. Формирование финансовой информации о доходах и расходах в налоговом учете
2.1. Группировка доходов и расходов в налоговом учете
2.2. Порядок признания доходов и расходов в налоговом учете
2.3. Практические аспекты ведения налогового учета на примере ОАО «Томскнефть»
1. В связи с имеющейся целью создания системы учёта, отвечающей
требованиям рыночной экономики и общепринятым международным стандартам (и, в частности и особенности, МСФО), а также формирования интереса и лояльности со стороны круга пользователей отчётности государство должно исходить из приоритета бухгалтерских правил с одновременной уступкой в разумных пределах интересов налогообложения. Это необходимо не только для создания положительного образа государства в сфере регулирования учётной деятельности организаций, но и ради снижения заинтересованности отдельных экономических субъектов в сокрытии фактов хозяйственной деятельности с целью предотвращения усложнения учёта и увеличения базы налога;
2. Экономичность системы учёта. Учёт не должен стоить предприятию
многих ресурсов и времени работы его сотрудников, а действия бухгалтера по учёту фактов хозяйственной деятельности не должны быть повторены дважды. Следует прийти к логичному и грамотному построению взаимодействия бухгалтерской и налоговой системы учёта, возможности взаимного обмена и перераспределения сведений. В частности, подобная взаимосвязь уже частично реализована в программных комплексах для ведения учёта на предприятии (например, в программе «1С: Бухгалтерия»), однако, там относительная лёгкость ведения учёта достигается исключительно благодаря применению программных средств;
3. Актуализация понятийного аппарата налогового и бухгалтерского учёта. Здесь важно отметить, что необходимо, чтобы все виды учёта опирались на единую категориальную базу, способную отвечать их требованиям и
осуществлять согласование объектов учёта и налогообложения с целью
ликвидации противоречий между ними;
4. Правовое отражение норм законодательства о налогах и сборах в
правилах бухгалтерского учёта. Этот принцип призван обеспечить «обратную связь» бухгалтерского учёта учёту налоговому и. кроме того, дать государству необходимую ему уверенность в наличии закреплённого законодательно обязательства организации по уплате налога;
5. Нейтрализации фактора «обоснованности» расходов, учитываемых при расчёте налога на прибыль организаций. Доказательство обоснованности и необходимости расходов, учитываемых при расчёте налога на прибыль
организаций, заставляет субъектов рынка тратить лишнее время на ведение
учёта или судебные разбирательства вместо того, чтобы успешно реализовывать масштабные проекты своей экономической деятельности;
6. Целостность проводимой государством учётной политики в целом.
Поскольку государство является социальным институтом, обеспечивающим
регуляцию национальной системы учёта в целом безотносительно разделения её на налоговый и бухгалтерский учёт, оно может и должно проводить целостную политику, а не вносить отдельные изменения в различные законодательные акты, регулирующие положения законодательства о налогах и сборах либо положений по бухгалтерскому учёту.
Заключение
Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ. При выборе способа ведения налогового учета, предприятию необходимо помнить о цели ведения налогового учета - правильном формировании налоговой базы по налогам, созданию адекватной налоговой отчетности, планомерному отчислению налоговых платежей в бюджет. Реализация такого подхода в организации налогового учета важна для стабильного функционирования предприятия и экономического развития и роста государства.
Для установления взаимосвязи между данными бухгалтерского и налогового учета было разработано и введено в действие Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02. Основной целью ПБУ 18/02 является установление альтернативного механизма расчета величины налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных бухгалтерского учета. Предлагаемый в ПБУ 18/02 механизм расчета базируется на том допущении, что формирование прибыли как в бухгалтерском, так и в налоговом учете осуществляется на основе одних и тех же хозяйственных операции, совершенных организацией в течение отчетного периода.
В налоговом учете выделяют доходы и расходы, которые учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций, а также доходы и расходы, не учитываемые для целей налогообложения. Используя разные способы формирования информации о расходах на основное производство можно формировать величину себестоимости товаров (работ и услуг) в зависимости от поставленных целей, однако это почти неизбежно ведет к появлению постоянных или временных налоговых разниц.
Законодательно-нормативное обеспечение формирования информации в бухгалтерском финансовом учёте имеет существенные различия, что вызывает определённые трудности в формировании учётной политики организации и финансового результата. В связи с этим целесообразно в регистрах бухгалтерского учёта предусматривать графы с целью отражения информации для
налогообложения.
В развитии налогового учета заинтересованы любые организации среднего и крупного бизнеса. Движение к цивилизованному рынку требует соблюдения основополагающих принципов законодательства, тем более налогового. Это служит одним из критериев надежности партнера, что немаловажно в нынешних экономических условиях. С развитием системы налогового учета связана и защита прав хозяйствующих субъектов от притязаний государственных фискальных органов.
Проведенное исследование показало, что в ОАО «Томскнефть» используется рациональная модель ведения налогового учета - балансовый метод расчета налоговых разниц. Данная модель позволяет: вести налоговый учет методом двойной записи на счетах, аналогичных счетам бухгалтерского учета; учитывать особенности бухгалтерского и налогового учета с использованием специальной сервисной трансформационной таблицы; формировать проводки параллельно в налоговом и бухгалтерском учетах на основании единого первичного документа посредством учетной операции; получать отчетность, как в типовой, так и в произвольной форме; на каждую отчетную дату формировать налоговый сальдо-оборотный баланс; проводить автоматическое начисление налогов, в том числе отложенных.
Анализируя возможные пути развития событий, можно отметить, что возможны несколько вариантов дальнейшего развития событии: дальнейшее обособление налогового и бухгалтерского учёта; совершенствование и внесение поправок в действующее законодательство о налогах и сборах с целью установления соответствия учётных систем на базе бухгалтерского учёта; совершенствование и внесение поправок в законы РФ, регулирующие порядок и особенности бухгалтерского учёта с целью установления соответствия на базе налогового учёта с сохранением первичных документов в качестве основы учётной налоговой деятельности; полное слияние (интеграция) налогового и бухгалтерского учёта. Несомненно, реформирование национальных учётных стандартов должно происходить во взаимонаправленности и согласованности. Однако, учитывая сказанное выше, логично прийти к выводу о необходимости разработки чёткой системы, а также принципов совершенствования национальной учётной системы:
1. В связи с имеющейся целью создания системы учёта, отвечающей
требованиям рыночной экономики и общепринятым международным стандартам (и, в частности и особенности, МСФО), а также формирования интереса и лояльности со стороны круга пользователей отчётности государство должно исходить из приоритета бухгалтерских правил с одновременной уступкой в разумных пределах интересов налогообложения. Это необходимо не только для создания положительного образа государства в сфере регулирования учётной деятельности организаций, но и ради снижения заинтересованности отдельных экономических субъектов в сокрытии фактов хозяйственной деятельности с целью предотвращения усложнения учёта и увеличения базы налога;
2. Экономичность системы учёта. Учёт не должен стоить предприятию
многих ресурсов и времени работы его сотрудников, а действия бухгалтера по учёту фактов хозяйственной деятельности не должны быть повторены дважды. Следует прийти к логичному и грамотному построению взаимодействия бухгалтерской и налоговой системы учёта, возможности взаимного обмена и перераспределения сведений. В частности, подобная взаимосвязь уже частично реализована в программных комплексах для ведения учёта на предприятии (например, в программе «1С: Бухгалтерия»), однако, там относительная лёгкость ведения учёта достигается исключительно благодаря применению программных средств;
3. Актуализация понятийного аппарата налогового и бухгалтерского учёта. Здесь важно отметить, что необходимо, чтобы все виды учёта опирались на единую категориальную базу, способную отвечать их требованиям и
осуществлять согласование объектов учёта и налогообложения с целью
ликвидации противоречий между ними;
4. Правовое отражение норм законодательства о налогах и сборах в
правилах бухгалтерского учёта. Этот принцип призван обеспечить «обратную связь» бухгалтерского учёта учёту налоговому и. кроме того, дать государству необходимую ему уверенность в наличии закреплённого законодательно обязательства организации по уплате налога;
5. Нейтрализации фактора «обоснованности» расходов, учитываемых при расчёте налога на прибыль организаций. Доказательство обоснованности и необходимости расходов, учитываемых при расчёте налога на прибыль
организаций, заставляет субъектов рынка тратить лишнее время на ведение
учёта или судебные разбирательства вместо того, чтобы успешно реализовывать масштабные проекты своей экономической деятельности;
6. Целостность проводимой государством учётной политики в целом.
Поскольку государство является социальным институтом, обеспечивающим
регуляцию национальной системы учёта в целом безотносительно разделения её на налоговый и бухгалтерский учёт, оно может и должно проводить целостную политику, а не вносить отдельные изменения в различные законодательные акты, регулирующие положения законодательства о налогах и сборах либо положений по бухгалтерскому учёту.
Список литературы
Молькина А. А., Рыжков А. О. Организация налогового учета на предприятии // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2014. Т. 2. № 5-3 (10-3). С. 401-406.
Молькина А. А., Рыжков А. О. Организация налогового учета на предприятии // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2014. Т. 2. № 5-3 (10-3). С. 401-406.
Молькина А. А., Рыжков А. О. Организация налогового учета на предприятии // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2014. Т. 2. № 5-3 (10-3). С. 401-406.
Молькина А. А., Рыжков А. О. Организация налогового учета на предприятии // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2014. Т. 2. № 5-3 (10-3). С. 401-406.
Молькина А. А., Рыжков А. О. Организация налогового учета на предприятии // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2014. Т. 2. № 5-3 (10-3). С. 401-406.
Молькина А. А., Рыжков А. О. Организация налогового учета на предприятии // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2014. Т. 2. № 5-3 (10-3). С. 401-406.
Молькина А. А., Рыжков А. О. Организация налогового учета на предприятии // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2014. Т. 2. № 5-3 (10-3). С. 401-406.
Молькина А. А., Рыжков А. О. Организация налогового учета на предприятии // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2014. Т. 2. № 5-3 (10-3). С. 401-406.
Молькина А. А., Рыжков А. О. Организация налогового учета на предприятии // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2014. Т. 2. № 5-3 (10-3). С. 401-406.
Молькина А. А., Рыжков А. О. Организация налогового учета на предприятии // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2014. Т. 2. № 5-3 (10-3). С. 401-406.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2015).
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 09.03.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.03.2016).
- Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
- Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.1998 № 1598).
- Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».
- Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)», «Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)») (Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2008 № 12522).
- Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н (ред. от 25.10.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.07.2001 № 2806). 2014. Т. 2. № 5-3 (10-3). С. 401-406.
- Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н (ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.04.2001 № 2689).
- Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 № 1791).
- Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 № 1790).
- Приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2002 № 4090).
- Приказ Минтранса России от 21.08.2012 № 322 (ред. от 02.12.2014) «Об установлении форм электронных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.11.2012 № 25769).
- «Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций» (утв. письмом Минфина РФ от 30.12.1993 № 160).
- Гаджиев Г.М., Магомедова П.Б. Сущность налогового учета // В сборнике: Актуальные вопросы модернизации российского образования Материалы Международного электронного Симпозиума. 2015. С. 94-98.
- Зубков В.Э. Современные вопросы налогового учета // В сборнике: Актуальные проблемы бухгалтерского учета, анализа и аудита Материалы V Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Ответственный редактор: Бессонова Е.А.. 2013. С. 136-139.
- Калиничева В. Н. Взаимосвязь налогового и бухгалтерского учета // Вестник Брянского государственного университета. 2014. № 3. С. 274-278.
- Молькина А. А., Рыжков А. О. Организация налогового учета на предприятии // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2014. Т. 2. № 5-3 (10-3). С. 401-406.
- Новодворский Н.Д. Модели сосуществования и взаимодействия систем бухгалтерского учёта и налогообложения //Финансы. 2012. № 11. С. 170.
- Пономарев А. И. Налоги и налогообложение в РФ. – М.: КНОРУС, 2011.
- Филина Ф. Н., Беспалов M. B. Бухгалтерский и налоговый учет: пути сближения. – М.: РОСБУХ, 2010.
- Шестакова Е. В. О соотношении бухгалтерского и налогового учета // Аудитор. 2012. № 5. С. 44-51.