Файл: Система налогового учета (Формирование финансовой информации о доходах и расходах в налоговом учете).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты ведения налогового учета
1.1. Цели и задачи налогового учета
1.2. Взаимосвязь налогового и бухгалтерского учета
Глава 2. Формирование финансовой информации о доходах и расходах в налоговом учете
2.1. Группировка доходов и расходов в налоговом учете
2.2. Порядок признания доходов и расходов в налоговом учете
2.3. Практические аспекты ведения налогового учета на примере ОАО «Томскнефть»
Выводы. В налоговом учете выделяют доходы и расходы, которые учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций, а также доходы и расходы, не учитываемые для целей налогообложения. Используя разные способы формирования информации о расходах на основное производство можно формировать величину себестоимости товаров (работ и услуг) в зависимости от поставленных целей, однако это почти неизбежно ведет к появлению постоянных или временных налоговых разниц.
Законодательно-нормативное обеспечение формирования информации в бухгалтерском финансовом учёте имеет существенные различия, что вызывает определённые трудности в формировании учётной политики организации и финансового результата. В связи с этим целесообразно в регистрах бухгалтерского учёта предусматривать графы с целью отражения информации для
налогообложения.
В развитии налогового учета заинтересованы любые организации среднего и крупного бизнеса. Движение к цивилизованному рынку требует соблюдения основополагающих принципов законодательства, тем более налогового. Это служит одним из критериев надежности партнера, что немаловажно в нынешних экономических условиях. С развитием системы налогового учета связана и защита прав хозяйствующих субъектов от притязаний государственных фискальных органов.
Проведенное исследование показало, что в ОАО «Томскнефть» используется рациональная модель ведения налогового учета - балансовый метод расчета налоговых разниц. Данная модель позволяет: вести налоговый учет методом двойной записи на счетах, аналогичных счетам бухгалтерского учета; учитывать особенности бухгалтерского и налогового учета с использованием специальной сервисной трансформационной таблицы; формировать проводки параллельно в налоговом и бухгалтерском учетах на основании единого первичного документа посредством учетной операции; получать отчетность, как в типовой, так и в произвольной форме; на каждую отчетную дату формировать налоговый сальдо-оборотный баланс; проводить автоматическое начисление налогов, в том числе отложенных.
Глава 3. Пути развития налогового учета в России
Вопросы упрощения налогового учета уже сейчас можно решать с помощью внутренних регламентов организации, в частности с помощью рациональной учетной политики. Нормы бухгалтерского учета и налогового законодательства допускают вариантность в отношении учета хозяйственных операций. Необходимо воспользоваться предоставленным правом и выбрать те нормы, которые максимально приближают порядок отражения в бухгалтерском учете к требованиям налогового законодательства. Поэтому для совмещения бухгалтерского и налогового учета надо выбрать и закрепить в учетной политике такой вариант, при котором конкретный доход или расход отражается в обоих учетах одинаково. Перечень положений, которые позволяют совместить учеты посредством учетной политики, и положения, которые устанавливают особый порядок для налогового учета, приведены в таблице 3.
Таблица 3
Положения, позволяющие совместить бухгалтерский
и налоговый учеты посредством учетной политики
№ |
Положение, дотекающее совмещение учетов |
Положение, не допускающее совмещения учетов (предусматривающее особый порядок для |
1 |
2 |
3 |
1 |
Порядок признания доходов и расходов |
Определение перечня прямых и косвенных расходов |
2 |
Порядок признания коммерческих и управленческих расходов |
Учет процентов по долговым обязательствам |
3 |
Признание доходов и расходов, связанных с деятельностью по предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов по договору аренды |
Учет расходов на приобретение прав на земельные участки, а также на приобретение прав на заключение договора аренды земельных участков |
4 |
Признание доходов и расходов, связанных с деятельностью по предоставлению за плату прав на объекты интеллектуальной собственности |
Порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
5 |
Формирование стоимости материально-производственных запасов (МПЗ) |
Порядок распределения прямых расходов между видами продукции |
6 |
Метод оценки сырья и материалов при списании |
Безвозмездное поступление имущества от организаций, если вклад в уставный капитал получающей или передающей сторон превышает 50% |
7 |
Способ начисления амортизации |
Убыток от реализации земельных участков |
8 |
Применение амортизационной премии |
Убыток от реализации основных средств |
9 |
Амортизация неотделимых улучшений арендованного имущества |
Убыток от реализации права требования после наступления срока платежа |
10 |
Применение к основной норме амортизации повышающих коэффициентов |
Убытки от реализации продукции (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств |
11 |
Применение пониженных норм амортизации |
Убыток от реализации предприятия как имущественного комплекса |
12 |
Создание резервов под предстоящие ремонты основных средств |
Убытки от реализации ценных бумаг отдельных категорий |
13 |
Создание резерва по сомнительным долгам |
Возможность амортизации в налоговом учете малоценного имущества |
14 |
Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию |
Принятие к налоговому учету безвозмездно полученного имущества по рыночной стоимости |
15 |
Создание резерва предстоящих расходов на оплату отпусков |
Порядок переоценки обязательств и требований, выраженных в иностранной валюте. |
16 |
Создание резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год |
|
17 |
Формирование покупной стоимости товара |
|
18 |
Метод оценки покупных товаров при их списании |
|
19 |
Методы списания ценных бумаг при их реализации и ином выбытии |
|
20 |
Отрицательная деловая репутация |
|
21 |
Способ списания расходов на выполнение НИОКР |
Таким образом, для сближения учетов и снижения издержек на содержание учетных систем можно выбрать оптимальный вариант и наладить учетный процесс с минимальными затратами на ведение параллельных учетов, отразив это в учетной политике.
В рамках запланированных мероприятий по сближению учетов
Государственной Думой РФ 20.04.2014 был принят Федеральный закон № 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Данный нормативный акт вступил в силу 01.01.2015. Суть
принятых данным Федеральным законом изменений заключается в следующем:
1. отменен метод ЛИФО. Следовательно, и в учете бухгалтерском, и в
налоговом учетах применяются три метода списания МПЗ: по средней себестоимости, по стоимости единицы или по методу ФИФО (п. 9 ст. 1);
2. малоценное имущество в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики можно будет списывать постепенно, аналогично правилам, действующим в бухгалтерском учете (подл, «а» п.7 ст.1);
3. стоимость материалов, полученных безвозмездно, можно включать в расходы в той сумме, которую организация учла в доходах при получении МПЗ (подп. «б» п. 7 ст. 1);
4. убытки от продажи права требования можно списать единовременно
на дату продажи долга (п. 13 ст. 1);
5. суммовые разницы в налоговом учете называются курсовыми, и.
как и в бухгалтерском учете, их нужно рассчитывать по курсу Банка
России или по курсу, установленному в договоре.
Для качественного понимания различий в бухгалтерском и налоговом учёте рассмотрим возникающие на предприятии различия при осуществлении операций различного рода. Во-первых, в части, касающейся учёта доходов и расходов организации, различия касаются: доходов в виде безвозмездно полученного имущества; доходов, относящихся к нескольким отчётным периодам, дата признания которых не установлена; сумм восстановленных резервов по сомнительным долгам, гарантийному ремонту и обслуживанию, расходов на оплату отпусков; доходов прошлых лет, выявленных в отчётном периоде; отчислений на формирование резервов предстоящих расходов; расходов на ремонт основных средств; расходов на обязательное страхование имущества; других видов расходов и доходов[41].
Во-вторых, различия бухгалтерского и налогового учёта проявляются в
столь важных моментах для предприятий, осуществляющих инвестиции в развитие своей материально-производственной базы, как учёт основных средств. Различия в учёте касаются не только определения объекта основных средств, но и его оценки и переоценки, амортизации (причём нелинейный способ начисления амортизации согласно пп.1 и 3 ст. 259 НК РФ[42] не соответствует ни одному из способов нелинейной амортизации основных средств в п. 18 ПБУ 6/01[43]) и даже признании объектов основных средств амортизируемым имуществом.
Проведенный анализ также показывает, что при углублении в анализ
практических аспектов реальной экономической деятельности предприятий
возникает множество частных вопросов по различиям налогового и
бухгалтерского учёта. Так, отдельного внимания удостаиваются проблемы учёта НМА, финансовых результатов организаций, незавершённого производства, факторинговых операций, расходов на мобильную связь и даже различий в учёте при применении специальных налоговых режимов.
Приведённые выше сведения приведены для того, чтобы убедительно
доказать наличие существенного количества самых разнообразных различий
бухгалтерского и налогового учёта.
Рассуждая о необходимости дальнейшего развития бухгалтерского и
налогового учёта, исследователи занимают обыкновенно одну из крайних
позиций, предлагая либо параллельное развитие учётных систем, либо
приведение налогового учёта к правилам бухгалтерского учёта. Однако здравый смысл подсказывает: что подобная дихотомия вряд ли окажется жизнеспособной в сложившихся уже в настоящее время условиях. Как справедливо отмечает Н. Д. Новодворский, проблема создания концепции взаимодействия системы бухгалтерского и налогового учёта в России заключается не просто «в определении вопроса о соотношении налогового и бухгалтерского учёта, а в реальном значении бухгалтерского и налогового учёта для целей обеспечения деятельности организации» [44]. В связи с последним утверждением хотелось бы выявить ключевые аспекты налогового и бухгалтерского учёта для организаций и предприятий российской экономики.
Как предполагают многие авторы, налоговый учёт интересен, прежде всего, государству. Не подвергая сомнению данный тезис, отметим всё же, что организации также должны быть заинтересованы в развитии налогового учёта. Это связано с несколькими моментами. Во-первых, развитие рыночной системы России постепенно приводит её к более цивилизованному, благоустроенному виду, когда соблюдение требований законодательства (и тем более законодательства о налогах и сборах) становится не просто «хорошим тоном» в деятельности организации, но и обязательным требованием надёжности для партнёров по рынку. Тому же способствует и приход на рынок зарубежных игроков, а также непрерывный процесс глобализации, продолжающий своё развитие в системе мировых хозяйственных связей. Во-вторых, развитие системы налогового учёта, и её эволюция потенциально должны обеспечить соблюдение не только интересов государства в области реализации фискальной политики, и интересов самих налогоплательщиков. Причём не только в плане возврата налоговых платежей в общество в виде реализации общественных благ государствами, возникающих вследствие этого положительных экстерналий. Но и в сфере защиты налогоплательщиков от недобросовестных работников налоговых органов. Последний тезис может представляться сомнительным, однако развитие налогового учёта неизбежно прояснит многие моменты его практической реализации, в том числе наверняка затрагивая вопросы налогового регулирования и правового положения налоговых органов и налогоплательщиков.
Очевидно, что бухгалтерский учёт интересен и удобен российским
организациям по нескольким причинам.
Во-первых, в стране существует достаточно квалифицированная и
обширная бухгалтерская общественность, которая успешно пережила все
трансформационные перемены в отечественном хозяйстве и смогла перейти на рыночную деятельность, несмотря на неизбежные проблемы, тем самым
подтвердив не только свою высокую квалификацию, но и качественную
адаптивность, что важно в условиях рыночной деятельности. Это определяет
налаженный характер бухгалтерского учёта, наличие большого количества
учебной и практической литературы, средне-специальных и высших учебных
заведений.
Во-вторых, бухгалтерский учёт удобен организациям и предприятиям,
поскольку, изначально возникший в целях обеспечения ясности в управлении, бухгалтерский учёт служит источником информации о фактах хозяйственной деятельности организации, исчерпывающих сведений о её финансовых показателях и результатах, позволяющих осуществлять эффективные
прогнозирование и контроль за её деятельностью. Этот факт и предопределяет то, что налоговый учёт ведётся также по первичным бухгалтерским документам, ведь именно они являются первоисточником любой информации о
хозяйственных операциях организации. Предоставление бухгалтерской
отчётности (раскрытие сведений о фактах хозяйственных операций) обязательно для всех организаций акционерного типа, а для прочих организаций является свидетельством их надёжности, уверенности в своих силах и открытости рынку.
Выводы. Анализируя возможные пути развития событий, можно отметить, что возможны несколько вариантов дальнейшего развития событии: дальнейшее обособление налогового и бухгалтерского учёта; совершенствование и внесение поправок в действующее законодательство о налогах и сборах с целью установления соответствия учётных систем на базе бухгалтерского учёта; совершенствование и внесение поправок в законы РФ, регулирующие порядок и особенности бухгалтерского учёта с целью установления соответствия на базе налогового учёта с сохранением первичных документов в качестве основы учётной налоговой деятельности; полное слияние (интеграция) налогового и бухгалтерского учёта. Несомненно, реформирование национальных учётных стандартов должно происходить во взаимонаправленности и согласованности. Однако, учитывая сказанное выше, логично прийти к выводу о необходимости разработки чёткой системы, а также принципов совершенствования национальной учётной системы: