Файл: Методы управления инновационными проектами (ЗАО «Любань» ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На сегодняшний день развитие рыночных отношений в России определило инновационную деятельность как единственный способ устойчивого функционирования и развития российских предприятий независимо от формы собственности и сферы их деятельности по всем стадиям жизненных циклов организаций, технологий и продуктов труда. Иными словами, ни один экономический субъект, нацеленный на успешное долгосрочное развитие, не обходится без реализации инновационных проектов.

Инновационный проект представляет собой планируемый, направленный на достижение определенной цели и ограниченный временными рамками комплекс мероприятий по созданию, производству и продвижению на рынок новых высокотехнологичных продуктов (услуг) с указанием исполнителей, количества используемых ресурсов и их источников.

Процесс управления инновационным проектом заключается в принятии управленческих решений, связанных с определением целей и задач, планированием мероприятий, направленных на реализацию инновационной идеи, мониторингом и контролем за ходом их выполнения называется.

Целью данной работы является разработка мероприятий по совершенствованию управления инновационными проектами организации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть основные понятия теории управления инновационными проектами

- охарактеризовать жизненный цикл инновационных проектов и специфика управления ими

- провести анализ финансового положения ЗАО «Любань»

- дать оценку внешней среды организации ЗАО «Любань»

- раскрыть сущность, цели и задачи инновационного проекта

- дать общую характеристику финансового плана инновационного проекта

- провести оценку эффективности инновационного проекта ЗАО «Любань»

Объект исследования - ЗАО «Любань».

Предмет исследования - управление инновационными проектами на исследуемом предприятии.

Методами исследования являются синтез, анализ, статистическая обработка данных, моделирование процессов.

Теоретической базой исследования являются труды российских и зарубежных авторов, к которым относятся Аксюта Ф.Н. , Бибарсов К.Р., Гладышев А.А., Гришина М.Г., Одинцов И.А., Сафин М.К. , Дмитриенко А.В., Яшков А.Б. , Завлина П.Н., Казанцева А.К. , Кайырбаева А.Е., Лукичева Л.И. , Марченкова Л.М. и другие.

Курсовая работа состоит введения, из трех глав, заключения, библиографического списка, приложений.


Глава 1 Теоретические основы управления инновационными проектами на предприятии

1. 1 Основные понятия теории управления инновационными проектами

На сегодняшний день внедрение инноваций рассматривается организациями как один из самых эффективных способов повышения конкурентоспособности производимых товаров, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности. Необходимо отметить также, что уровень развития страны и благосостояния населения во многом определяется способностью ее экономики адаптироваться к изменениям, происходящим под влиянием стремительных темпов научно-технологического развития. Результативность же научно-технического прогресса в значительной степени определяется эффективностью нововведений, то есть эффективностью инноваций в форме внедрения новых продуктов и технологий.

Главными факторами устойчивого развития и экономического роста общества являются научно-технические знания. В развитых странах до 80% прироста валового внутреннего продукта достигается за счет инноваций. Тенденция роста наукоемкости общественного производства стала объективной реальностью современных предприятий[1].

В настоящее время отмечается отставание многих отечественных предприятий от иностранных компаний в техническом и технологическом развитии, что затрудняет возможность конкурировать с зарубежными производителями. Однако при этом у российских предприятий имеется возможность применить достижения мировой управленческой науки, разработав инновации, которые позволят им сравняться с зарубежными

организациями в технологическом и управленческом плане. Также к преимуществам иностранных компаний можно отнести большой опыт в применении современных производственных технологий, превосходство в

производительности труда, основанное на применении новейших технологий производства, значительный опыт в использовании управленческих технологий. Выше перечисленное дает представление об основных направлениях деятельности, которые необходимо совершенствовать российским предприятиям при вступлении в ВТО.


На современном этапе развития рыночных отношений одной из основных целей любого предприятия является устойчивое развитие, что подразумевает улучшение экономических показателей, совершенствование деятельности в области социальной ответственности бизнеса и экологическое обеспечение окружающей среды и выпускаемой продукции. Постоянное совершенствование перечисленных параметров будет способствовать повышению уровня конкурентоспособности предприятия в целом, что становится все более актуальным во всех отраслых промышленности в связи с возрастающей конкуренцией и постоянно изменяющихся требованиях потребителей к качеству продукции[2].

Положительная динамика большинства показателей инновационной деятельности обусловлена развитием подходов к изучению инноваций, их сущности и видов.

Понятие «инновация» характеризует новую продукцию или услугу, технологию их производства, новшества в организационной, финансовой, научно-технической, производственной, правовой, социальной и других сферах. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, и выбор их зависит от конкретных целей лиц, принимающих решение по измерению, анализу и синтезу инновации как продукции или услуги. Анализ литературных источников (см. табл. 1), посвященных изучению инноваций, показал, что ученые рассматривают это понятие применительно к конкретной формальной ситуации, в зависимости от объекта и предмета своего исследования, преимущественно касающихся нововведений в области техники и технологий..

Активное применение термина "инновация", как самостоятельное, так и для обозначения совокупности родственных понятий ("инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т.п.) отмечено в переходной экономике России.

Таблица 1

Анализ определений термина «инновация»

различных авторов

Автор

Определение инновации

Кайырбаева А.Е

Новая научно-организационная комбинация производственных факторов, мотивированная предпринимательским духом Отечественные авторы

Макаров В.Л.

Итоговый результат создания и освоения (внедрения) принципиально нового или модифицированного средства (новшества), удовлетворяющий конкретные общественные потребности и дающий ряд эффектов (экономический, научно-технический, социальный, экологический)

Муранова Т.Д.

Сводится к развитию технологии, техники, управления на стадиях их зарождения, освоения, диффузии на других объектах

Сергеев П.В.

Использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов

Фридлянов М.А.

Конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам Нормативные документы

Федеральный закон от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-­технической политике»

Введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод в деловой практике, организация рабочих мест или во внешних связях


Многие исследователи в данной области дают различные формулировки трактовок данного понятия в зависимости от объекта и предмета своего исследования, но анализ данных вариантов определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Сущность инновации проявляется также в ее функциях, отражающих её назначение в экономической системе государства и роль в производственном процессе ( табл. 2).

Таблица 2

Функции инноваций

Содержание

№ п/п

Тип функции

Функция

1

Функции

субъекта

управления

Функция

прогнозирования

Разработка на длительная перспектива изменения технико-технологического и экономического состояния объекта управления и его частей

Функция

планирования

Комплекс мероприятий по выработке плановых заданий в инновационном процессе и их практической реализации

Функция

организации

Объединение работников, совместно реализующих инвестиционную программу на основании установленных правил и процедур

Функция

регулирования

Воздействие на объект управления с целью достижения состояния устойчивости технико-технологической и экономической систем в случае их отклонения от установленных параметров

Функция

координации

Обеспечение согласованности действий всех элементов системы и аппарата управления, а также отдельных специалистов

Функция

стимулирования

Побуждение работников к заинтересованности в результатах труда по созданию и реализации инноваций

Функция контроля

Проверка организации инновационного процесса, плана создания и реализации инноваций и т.п.

2

Функция

объекта

управления

Инвестиционная

функция

Проявляется в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций

Организация

инновационного

процесса

Рациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и распространению инноваций

Организация

продвижения

инноваций

Разработка и реализация мероприятий по продвижению инноваций и их распространению (диффузии)


Таким образом, выполняя перечисленные функции, инновации играют особую роль в повышении конкурентоспособности предприятий и эффективности их деятельности.

Последовательность действий, включающая инициацию инновации, разработку новых продуктов и операций, их реализацию на рынке и дальнейшее распространение результатов называется инновационным процессом. Иными словами, инновационный процесс - это жизненный цикл инноваций, т. е. последовательность мероприятий, алгоритм работ на протяжении всего цикла инновационных преобразований (инновационного цикла), содержащий этапы создания, освоения и промышленной реализации инноваций.

По мнению многих исследователей в данной области, инновационный процесс включает в себя комплекс элементов, которые, при интеграции в единую последовательность, образуют структуру инновационного процесса (см. рис. 1).

Рисунок 1. Структура инновационного процесса

Так, начальным этапом инновационного процесса является инициация. Инициация - это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, её технико-экономическом обосновании и в материализации идеи. Материализация идеи означает превращение идеи в товар (имущество, новый продукт и т.д.).

После обоснования нового продукта проводятся маркетинговые исследования предлагаемой инновации, в ходе которых изучается спрос на новый продукт, определяется объём выпуска продукта, определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации как товару, выходящему на рынок. Затем производится продажа инновации, т.е. появление на рынке небольшой партии инновации, её продвижение, оценка эффективности и диффузия[3].

Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (реклама, организация процесса торговли и др.).

Результаты реализации инновации и затраты на её продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая эффективность инновации.

1.2 Жизненный цикл инновационных проектов и специфика управления ими