Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Зарождение конкурентного права в странах Европы).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 284
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1.История развития антимонопольного законодательства в Европе и США
1.1. Зарождение конкурентного права в странах Европы
1.2. Предпосылки зарождения антимонопольного законодательства в США
1.3. Распространение антимонопольного права в странах Западной Европы после Второй мировой войны
2. Зарождение и развитие антимонопольного законодательства в России
2.1. Антимонопольная политика в России: история вопроса
2.2. История развития антимонопольного законодательства в России с 2006 по 2016 год
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Переход к эффективной рыночной экономике в России предполагает государственную поддержку конкуренции, ограничение монопольных тенденций и воспрепятствование монополистическим правонарушениям. Правовое регулирование предпринимательских отношений должно в большей степени отражать объективную значимость рыночной конкуренции для решения насущных и стратегических проблем окончательного выхода из затяжного экономического и социального кризиса, достижения стабильного экономического роста. [25]
Необходимость государственного регулирования этих процессов обусловлена не только становящимся характером рыночной экономики в России, но и общими принципами, свойственными большинству развитых стран. Принятие первого Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (1991 г.) (далее по тексту - Закон о конкуренции), а в последующем и ряда других законов позволило России формально войти в число более чем 90 стран мира с антимонопольным законодательством.
В то же время, следует отметить, недостаточно высокую результативность антимонопольного регулирования остается, что отражается на ходе экономической реформы и вызывает особую озабоченность органов как законодательной, так и исполнительной власти.
Бесспорна необходимость исследований, направленных на укрепление позиций государства в сфере антимонопольного регулирования и поддержки конкуренции, выработки обоснованных рекомендаций для политических решений. Проведение же сравнительно-правовых исследований, один из аспектов которых - государственное антимонопольное регулирование в США и Европе, является важным и полезным постольку, поскольку российское законодательство dejure восприняло центральные положения из Акта Шермана, который уже более ста лет задает принципы и нормы антимонопольной доктрины.
В этой связи определенный интерес представляет федеральная антитрестовская политика в США, которая имеет свою длительную историю, свои спады и подъемы, смену концептуальных установок.
Кроме того, несомненный интерес вызывает сочетание необходимой степени объективно возрастающего государственного регулирования в условиях современной глобализации, гуманитарной и научно-технической революции с сохранением саморегулирования в экономике- , что проявляется, в частности, в новейшем антитрестовском судебном расследовании компании «Майкрософт».
Степень научной разработанности темы. Исследованию антимонопольного регулирования в связи с проблемами предпринимательского права были посвящены труды С.Э. Жилинского, Н.И. Клейн, Н.Ю. Кругловой, B.C. Мартемьянова и других.
Объектом исследования выступают урегулированные нормами права общественные отношения, связанные с поддержкой конкуренции и ограничением монополистической деятельности.
Предмет исследования – история антимонопольного законодательства в России, США и отдельных странах Европы.
Цель работы заключаются в проведении комплексного исследования антимонопольного регулирования, выявлении общего и особенного в национальных правовых системах антимонопольного регулирования России, США и ряде европейских государств.
Задачи работы:
-изучить появление конкурентного права в странах Европы;
-рассмотреть предпосылки зарождения антимонопольного законодательства в США;
-проанализировать развитие антимонопольного законодательства в Европе после Второй мировой войны;
-охарактеризовать процесс становления антимонопольного законодательства в России.
Методологической основой исследования являются научные методы познания общественных процессов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1.История развития антимонопольного законодательства в Европе и США
1.1. Зарождение конкурентного права в странах Европы
В данном параграфе были взяты во внимание две основные экономические доктрины (неолиберальная и кейнсианская), которые стали господствующими во второй половине ХХ в.[7.C.33]
Неолиберальный подход предполагает саморегулирование экономики благодаря рыночным механизмам с акцентом на свободную конкуренцию.
Кейнсианский подход исходит из того, что рыночных механизмов недостаточно для саморегулирования экономики и государство обязано осуществлять свое влияние путем применения бюджетных и финансовых механизмов для стимулирования ее развития в случае незначительной инвестиционной активности частного бизнеса и роста безработицы. Эти две доктрины, с одной стороны, дополняют друг друга, а с другой стороны противостоят друг другу, конфликтуют и конкурируют между собой. При этом внешние кризисные факторы вызывают видоизменение национальной антимонопольной политики. [9.C.51]
Впервые идеи роли конкуренции на рынке были выдвинуты Адамом Смитом в его труде «Исследование о природе и причинах богатства» 1776 г.
А. Смит считал, что сущностью конкуренции является совокупность взаимосвязанных попыток продавцов установить контроль на рынке в долгосрочной перспективе. В целом в своей работе он раскрыл экономическую систему капитализма мануфактурного периода, в которой государство играло пассивную роль. По его словам, государство лишь выполняло роль «арбитра при соблюдении правил конкуренции, защиты частной собственности» [27. С. 27].
По сути А. Смит и заложил идейную основу экономического либерализма. Можно согласиться, что именно в таких условиях «ограниченной» роли государства может существовать капиталистическая экономика, которая получила название свободной рыночной экономики, в которой осуществляется свободное ценообразование, свободная конкуренция, свободный и стихийный перелив капитала между отраслями. [27.C.81]
Этот механизм также получил название «невидимой руки» Смита, благодаря чему действуют стихийные и спонтанные, а, следовательно, неотвратимые, экономические законы. Поэтому взгляды А. Смита в мировой экономической литературе получили название «либерализма», согласно которому совершенной формой собственности называется частная, а механизм свободной конкуренции рассматривается как самый способ для достижения экономического равновесия. Последователи-представители либерализма считают нецелесообразным государственное регулирование экономик, ограничивают такое регулирование только опосредованными методами, а на государство возлагается роль в создании необходимых условий для развития частного бизнеса. [27.C.110]
Известно, что уже начиная с XIX в. в правовой доктрине зарождались идеи либерализма. Первоисточником правовой доктрины либеральных идей стали труды И. Бентама, Вольтера, Канта и т.д. [10.C.6]
И. Бентам считал, что свободная деятельность индивидов при невмешательстве государства приводит к социальной гармонии. В основном эти идея и сейчас приобретают актуальность. Основными постулатами либерализма становятся неприкосновенность частной собственности, свобода хозяйственной деятельности и свободная конкуренция. Такой взгляд на конкуренцию является с нашей точки зрения идеальным, не всегда существует в условиях различных национальных государственных образований. [12.C.81]
При этом заметим, что кризисные состояния, в которых оказывались государства в разные исторические времена, влияли на развитие конкуренции — от идеи полного либерального господства свободного предпринимательства к идее государственной приватизации как предпосылки к монополизации государственной власти. Кризис 1929-1933 гг. стал свидетельством краха капиталистической системы и необходимости ее разрушения. Именно поэтому все последующие доктринальные мысли были сосредоточены на повышенной роли вмешательства государства в экономические процессы. Представители кейнсианства, а также его последователи (неокейнсианство и посткейнсианство) исходили из обоснования необходимости активного государственного вмешательства в экономические процессы. В противоположность им развивались идеи неолиберализма, представители которого обосновывают идею свободы конкурентной борьбы на рынке без активного участия государства. [28.C.18]
В Европе еще до Второй мировой войны ощущались отголоски мирового кризиса и последствия Великой депрессии. Среди всех европейских стран именно Германия непосредственно столкнулась с острыми социальными последствиями саморазрушения рыночного хозяйства, тоталитарной диктатурой фашизма, с возникновением, развитием и полным крахом центральноуправляемой принудительной экономики. После Второй мировой войны экономически кризисная система Германии нуждалась в возрождении и дальнейшем развитии. Достаточно ярко проявляется в Германии эффективность применения либеральных ценностей свободы конкуренции на общее социально-экономическое развитие страны. [20.C.6]
Немецкая школа неолиберализма представлена В. Ойкеном [23], Л. Эрхардом, А. Мюллер-Армаком, становится наиболее влиятельной среди европейских течений неолиберализма. Представители этой школы сосредоточили свое внимание на сочетании экономической свободы и невмешательства государства в экономику с принципами социальной справедливости, не ограничивая роль государства функцией охранника рыночных отношений, определяя за ней право организатора общественной жизни. Германия в послевоенное время непосредственно столкнулась с острыми социальными последствиями саморазрушения рыночного хозяйства. [22.C.51]
Однако на фоне полного краха центральноуправляемой принудительной экономики правовая доктрина Германии не поддерживала идеи либерализма в чистом виде, а отстаивала идеи сильного государства. Функции государства в данном случае состояли в том, что оно выполняет институциональные, организаторские функции и имеет целью сознательно создать сильную конкурентную экономику. Данные идеи подтверждают заимствования Германией централизованного антитрестовского законодательства США, поддерживающие тем самым идеи кейнсианства, однако учитывая собственные национальные интересы в ограниченных функциях государства.
Основоположником немецкой неолиберальной школы считают Вальтера Ойкена, который сформировал собственную школу — Фрейбургскую. В 1948 г. ученый вместе со своими сторонниками, в частности с юристом Ф. Бьомом, основали ежегодник «Ордо», который сыграл роль трибуны для идеи немецкого неолиберализма. [20.C.11]
«Ордо» означает порядок экономической системы, природный строй свободного рыночного хозяйства [15. С. 98]. В связи с этим идеи В. Ойкена и его последователей в доктрине получили название «ордолиберализм».
Сущность ордолиберального учения сводится к тому, что государство ограничивается формированием экономического строя, тогда как сама по себе регуляция и ход хозяйственного процесса происходят спонтанно.
Центральное место в концепции ордолибералов уделялось созданию функционально способной системы цен совершенной конкуренции, что, по их мнению, нужно сделать важным критерием каждого мероприятия хозяйственной политики. Конкуренция характеризовалась как государственный институт, который охраняется постоянно от посягательств монополий.[11.C.61]
Предпосылками возникновения системы рыночного хозяйства В. Ойкен считал основные принципы конкурентного строя (неприкосновенность частной собственности, конкурентные открытые рынки, свобода и защита хозяйственных договоров, свобода действий предпринимателя и его ответственность и постоянство экономической политики). [14.C.82]
Ордолибералы понимали под конкурентным порядком такую форму рыночного хозяйства, при которой рамочные условия конкуренции активно создаются государством с целью достижения максимально возможной интенсивности конкуренции и одновременного ограничения ее факторов, которые искажают конкурентные условия [11.C.61]. Таким образом, они считали, что важнейшая задача государства заключается в предотвращении и ограничении экономической монопольной власти.
С этим явно не могли согласиться представители английского неолиберализма, которые, наоборот, выдвигали идеи «минимального государства», которое лишь следит за действием рыночных сил. [18.C.7]
Если ордолибералы основывались на постоянном, систематическом стимулировании государством конкуренции и расширении конкурентного пространства, то английские неолибералы оставляли за государством функцию в качестве естественной, спонтанной реакции на ухудшение условий конкуренции или экономический спад.
А. Мюллер-Армак в 1947 г. впервые использовал термин «социальное рыночное хозяйство» [19. С. 243], целью которого является достижение высокого уровня благосостояния для подавляющего большинства общества в условиях экономической свободы на основе конкурентного строя. В своих работах он отказался от идеи возрождения условиях совершенной конкуренции путем «обуздания монополий». Антимонопольная направленность хотя и осталась составной частью доктрины, но уступала своей ведущей ролью вопросам социальной политики.
Ордолибералисты считали, что регулирование монополии и конкуренции автоматически способствует установлению социальной справедливости. А. Мюллер-Армак провозгласил, что активная социальная политика является отличительной чертой социального рыночного хозяйства, отличает его от капиталистического хозяйства. [20.C.22]