Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления рентабельность предприятия
1.1.Экономическое содержание рентабельности
1.2. Направления управления рентабельностью
Глава 2. Анализ показателей рентабельности ООО «Кредо»
2.1.Краткая характеристика ООО «Кредо»
2.2. Оценка показателей рентабельности
Введение
Эффективность экономической деятельности измеряется при помощи показателей рентабельности – прибыльности или доходности капитала, ресурсов и продукции. Рентабельность предприятия отражает степень прибыльности его деятельности. Современное состояние российской экономики требует переоценки многих устоявшихся понятий, представлений об экономических процессах. Это касается и понятия «рентабельность». Необходимость исследования такой категории, как рентабельность, обуславливается как потребностью теории, так и потребностью практики. Так как анализ рентабельности позволяет предприятию выявить большое число тенденций развития, то он призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявляет резервы роста прибыли, что, в конечном счете позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.
В экономической литературе даются различные толкования понятия рентабельности. Многие экономисты рассматривали вопросы, касающиеся ее экономической сущности. Следует отметить исследования основоположников политической экономии Д. Рикардо, А. Смита, К. Маркса. В российской экономической литературе известны посвященные проблеме рентабельности производства статьи и монографии ученых Н. А. Цаголова, B. C. Немчинова, A. M. Бирмана, В. А. Медведева и др. Тем не менее, понятие «рентабельность» не имеет достаточно четкого определения, существуют различия в его толковании.
Актуальность управления рентабельность обусловлена тем, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.
Целью работы является выявление путей совершенствованию рентабельностью предприятия.
Задачами работы являются:
- изучение теоретических аспектов управления рентабельностью предприятия;
- проведение анализа рентабельности исследуемого предприятия;
- разработка рекомендаций, направленных на повышение уровня рентабельности исследуемого предприятия.
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Кредо».
Предметом исследования являются показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Научно-методической основой работы явились нормативные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность в Российской Федерации, порядок бухгалтерского учета и финансовой отчетности, литературные источники и публикации по исследуемой проблеме.
Глава 1. Теоретические аспекты управления рентабельность предприятия
1.1.Экономическое содержание рентабельности
Рентабельность – это категория, которая характеризует полученную прибыль. Так как доход может принимать неодинаковые формы, то рентабельность может рассматриваться в разных значениях. В широком смысле рентабельность отражает любой доход, получаемый в хозяйственной деятельности человека. В более узком понимании рентабельность проявляется в прибыльности. Иначе говоря, если предприятие получает прибыль, то оно рентабельно[1].
Рассматривать экономическую систему можно на двух уровнях: на микроэкономическом и макроэкономическом. Соответственно, можно выделить два вида рентабельности – рентабельность на микро- и рентабельность на макроуровне. Микроэкономику интересуют явления на уровне отдельных хозяйствующих структур. Отсюда рентабельность, рассчитываемая на микроэкономическом уровне, характеризуется доходностью – прибыльностью этих структур.
Экономическую эффективность деятельности предприятий можно измерить при помощи показателей рентабельности, которые наиболее полно характеризуют уровень отдачи от затрат и степень использования средств предприятия. Рентабельность принимается как комплексный интегральный показатель - относительная величина, характеризующая эффективность применения в производстве ресурсов овеществленного труда или текущих издержек производства. Предприятия заинтересованы не только в получении максимальной прибыли, но и в эффективности использования вложенных в производство средств. Поэтому категория рентабельности приобретает более широкое значение.
Рентабельность (доходность) предприятия означает, что средства, полученные предприятием от реализации своей продукции, возмещают себестоимость и обеспечивают сверх того получение дохода. Рентабельность характеризует экономическую эффективность работы предприятия за определенный период времени.
Рентабельность – показатель эффективности, прибыльности работы предприятия. Различают рентабельность продукции и рентабельность капитала. Первая определяется соотношением валовой (чистой) прибыли от реализации к себестоимости реализованной продукции. Вторая – соотношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала[2].
Рентабельность – это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами[3].
Рентабельность – основной показатель эффективности хозяйственной деятельности. Показатели рентабельности рассчитываются как относительные показатели финансовых результатов, полученных предприятием за отчетный период. Экономическое содержание показателей рентабельности сводится к прибыльности деятельности предприятия[4].
Рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы, используемого для организации своей деятельности[5].
Рентабельность как количественный показатель представляет собой разницу между ценой и стоимостью товаров, между объемом продаж и себестоимостью (в сфере обращения между валовыми доходами и издержками обращения). Рентабельность, являясь конечным результатом деятельности предприятия, создает условия для его расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности[6].
Рентабельность – один из критериев качества управления[7].
Рентабельность как категория объективно существует лишь потому, что имеется другая экономическая категория – прибыль. Поэтому понятие «рентабельность» рассматривается в органической связи с понятием прибыли.
Рентабельность – это, по сути, норма прибыли, то есть соотношение прибыли к себестоимости продукции или производственных фондов. Рентабельность (или доходность) производства означает, что выручка, полученная предприятиями от реализации продукции, возмещает себестоимость и обеспечивает сверх того получение дохода.
Рентабельность – отношение всей массы полученного чистого дохода к стоимости основных производственных фондов и оборотных средств или к полной себестоимости реализованной продукции. Рентабельность – показатель экономической эффективности производства. Рассчитывается как отношение прибыли к затратам или себестоимости продукции. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов и природных богатств[8].
Рентабельность – показатель эффективности единовременных и текущих затрат. В общем виде рентабельность определяется отношением прибыли к единовременным или текущим затратам, благодаря которым получена эта прибыль.
Рентабельность — прибыльность бизнеса. Рассчитывается как отношение прибыли к выручке (производственный бизнес и бизнес в сфере услуг), отношение прибыли к обороту (коммерческий бизнес и бизнес в сфере услуг), отношение прибыли к собственному капиталу (для финансового бизнеса).
На сегодняшний день проблема рентабельности капитала (а вместе с ней и рентабельности бизнеса вообще) является одной из ключевых.
Для предпринимателя должны представлять интерес, в первую очередь, два основные показателя рентабельности. Во-первых, это рентабельность продукции, рассчитываемая как отношение прибыли к себестоимости. Данный показатель характеризует прибыльность текущей деятельности и является мерилом доходности бизнеса. В настоящее время этот показатель – наиболее прозрачный критерий эффективности операционной деятельности.
Во-вторых, рентабельность капитала, при расчете которой прибыль соотносится с затраченными ресурсами. При этом в качестве ресурсов рассматривают собственный капитал, а также совокупный и инвестированный.
С практической точки зрения, уровень рентабельности инвестированного капитала более важен при принятии стратегических решений относительно возможных вариантов развития бизнеса. Рентабельность продукции имеет значение при управлении текущей деятельностью и оценке эффективности последней, поиске путей снижения затрат.
В настоящее время в деятельности многих компаний получил распространение расчет показателя доходности продаж как отношение прибыли к объему выручки от реализации продукции. Использование тается не совсем корректным, так как нарушает основной принцип расчета рентабельности – сопоставление результатов и затрат.
Целесообразность использования рентабельности собственного капитала в практической деятельности вызывает сомнения, поскольку расчеты предполагают учитывать в составе знаменателя размер уставного фонда предприятия. При этом в большинстве случаев уставный фонд по различным причинам не отражает реальных затрат на создание бизнеса и поэтому не может объективно учитываться в расчетах.
Также следует иметь в виду, что система оценки деятельности предприятия, включающая показатели рентабельности, не должна содержать большого количества их разновидностей. Для целей управления достаточно выбрать 2-3 ключевых показателя рентабельности, учитывающих специфику бизнеса, – его капиталоемкость, скорость оборота, структуру затрат и источников финансовых ресурсов
Информативность наиболее популярных показателей эффективности, лежащих в основе управленческих решений, часто сомнительна. К примеру, рентабельность продукции определяется итогами работы предприятия за отчетный период. Вероятный эффект от долгосрочных инвестиций этот показатель не отражает. Кроме того, используемые методики учета затрат служат преимущественно для наибольшей прозрачности по налогообложению, а не для сбора управленческой информации.
Ни показатель бухгалтерской прибыли, ни размер затрат, отнесенных на себестоимость, почти не учитывают (или учитывают в малой степени) изменений в оборотном капитале, которые происходят при изменении структуры ассортимента. Все это приводит к тому, что предприятие может в значительных объемах производить «проблемные» продукты, не генерирующие достаточного денежного потока.
Поэтому целесообразно определенные статьи расходов «разносить» между продуктами на основе структуры оборотного капитала. При этом принципиально важно, чтобы в оценках продуктов фигурировали и расходы, не учтенные в себестоимости реализованной продукции. Корректно их можно учесть в чистых операционных денежных потоках по каждому продукту, которые изначально отталкиваются от прироста чистой нераспределенной прибыли, оставшейся после вычитания всех расходов, не относимых на себестоимость.
Кроме того, необходимо скорректировать выручку и затраты путем приведения бартерных расчетов к денежному эквиваленту.
Существуют определенные особенности оценки составляющих показателя рентабельности собственного капитала[9]. Чистая прибыль – динамична, отражает результаты деятельности и сложившийся уровень цен в основном за истекший период. Собственный капитал формируется в течение ряда лет. Его бухгалтерское значение может существенно отличаться от рыночного.
Кроме того, бухгалтерская оценка собственного капитала не имеет отношения к будущим доходам предприятия. Не все параметры могут быть отражены в балансе предприятия. Например, престиж компании, торговая марка, современные технологии, квалифицированный управленческий персонал. Соответственно, высокое значение рентабельности не эквивалентно высокой отдаче на капитал. Поэтому в процессе принятия финансовых решений необходимо не только ориентироваться на рентабельность собственного капитала, но и принимать во внимание рыночную цену компании.
Рентабельность – показатель экономической эффективности бизнеса, характеризующий соотношение дохода и затрат за определенный период времени. В практике используют: а) рентабельность производства, рассчитываемую как соотношение прибыли к стоимости авансированного средства (капитала). Рентабельность производства характеризует прибыльность, доходность отдельных видов производств, предприятий и более крупных систем; б) рентабельность продукции, рассчитываемую как отношение прибыли от реализации продукции к полной ее себестоимости.