Файл: Учетная политика организации: цель, задачи, формирование, применение (Основные положения учетной политики).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Понятие учетной политики
1.1 Основные положения учетной политики
1.2 Правила формирования учетной политики
1.3 Факторы, влияющие на учетную политику
Глава 2 Структура учетной политики
2.2 Формирование учетной политики организации для целей налогообложения
2.3 Формирование учетной политики организации для целей бухгалтерского учета
Глава 3 Учетная политика организации на примере ООО «Контур»
3.1 Общая характеристика предприятия ООО «Контур»
3.2 Организация и форма бухгалтерского учета в ООО «Контур»
3.3 Учетная политика для целей налогооблажения в ООО «Контур»
3.4 Рекомендации по совершенствованию учетной политики на ООО «КОНТУР»
Утверждаемым документом при оформлении учетной политики является положение - правовой акт, устанавливающий системно связанные между собой правила по определенному вопросу, который подписывается руководителем подразделения, внесшего проект, а утверждается руководителем организации. Утверждаться положение может двумя способами:
- путем издания приказа об утверждении данного положения с проставлением на последнем грифе утверждения документа, состоящего в соответствии с требованиями из слова Утверждено (без кавычек), наименования утверждающего документа в творительном падеже, его даты и номера;
- проставлением должностным лицом на положении грифа утверждения, состоящего из слова Утверждаю, наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения. [3, с. 117]
При оформлении Положения используется практически тот же состав реквизитов, что и для приказов, однако к ним добавляется еще один реквизит - «Гриф утверждения документа», являющийся обязательным для этого вида документов.
Для оформления бухгалтерской и налоговой учетной политики могут разрабатываться как единый документ, так и два самостоятельных положения.
Причем наиболее рациональным может быть вариант, при котором издается единый для утверждения бухгалтерской и налоговой учетной политики документ - Положение о бухгалтерской и налоговой учетной политике организации.
Основными разделами Положения о бухгалтерской и налоговой учетной политике будут:
- общие положения;
- организационно-технические аспекты учетной политики;
- методологические аспекты учетной политики.
В Положении методические аспекты учетной политики, влияющие на порядок формирования финансовых результатов деятельности организации и оценки ее финансового состояния, должны быть отражены полностью, а организационно-технические вопросы, определяющие применение приемов и методов организации технологического процесса работы финансово-бухгалтерской службы, могут быть представлены выборочно. Оставшаяся часть организационно-технических вопросов может быть оформлена в виде приложений к Положению.
1.3 Факторы, влияющие на учетную политику
Рассмотренные ранее требования должны составлять основу разработки и внедрения на предприятии своей учетной политики, несоблюдение которых без достаточных на то оснований может исказить картину имущественного и финансового состояния предприятия, результаты его деятельности и, при определенных условиях, может трактоваться как неправильного ведения бухгалтерского учета.
Предприятие в какой ситуации не вправе отступать от этих предсказаний. В реальной жизни возможны случаи, когда предприятие может руководствоваться и другими предположениями. Например, предположения о непрерывности деятельности нельзя применять для определения учетной политики на период ликвидации предприятия. Однако такие ситуации являются исключением из общего правила.
Кроме того, при выборе способов ведения учета иногда возникает необходимость отдать предпочтение той или иной требованию. Чаще всего формирование учетной политики является процессом достижения баланса между всеми требованиями, которые предусмотрены для правильного ведения учетной политики.
Учетная политика предприятия может меняться, если: изменяются уставные условия; изменяются требования органа, который утверждает стандарты. Новые положения учетной политики обеспечивают достоверное отражения событий или операций в финансовой отчетности. [12, с. 132]
Не считается изменением учетной политики информация, касающаяся:
- событий или операций, отличающихся по содержанию от предыдущих событий или операций;
- событий или операций, которые не происходили ранее.
Когда предприятие проверяют аудиторы или налоговые органы, учетная политика определяется в первую очередь.
Таким образом, учетная политика - это такое толкование и применение рекомендованных принципов учета, удовлетворяющий потребности предприятия или необходимости его управления. Под учетной политикой предприятия понимают избранную определенным предприятием совокупность способов ведения бухгалтерского учета.
Глава 2 Структура учетной политики
2.1 Рабочий план счетов
Методология бухгалтерского учета предполагает использование плана счетов, обязательного для применения на всех предприятиях. Данный план счетов представляет собой унифицированный список закодированной информации т.е. такой, где каждому ее пункту присвоен определенный номер - код, отражающей в определенном списке бухгалтерских счетов положение об имуществе предприятия и источниках его формирования.
Но, как правило, на каждом предприятии существует информация, которая должна быть изложена более подробно, или, наоборот, отсутствует та информация, для которой предусмотрены унифицированные счета. Для того чтобы бухгалтерский учет на предприятии был более эффективен, существует понятие рабочего плана счетов, т.е. плана, принятого на предприятии, в котором указаны необходимые рабочие субсчета и аналитические счета в рамках унифицированных.
При формировании учетной политики любого предприятия должен быть утвержден рабочий план счетов.
Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается на основе типового Плана счетов, утверждаемого Министерством финансов, а также на основании методических рекомендаций, утвержденных ведомственными министерствами.
При утверждении рабочего плана счетов из перечня счетов выбираются те, которые применяются на предприятии и отражают его финансовое состояние.
Если в плане счетов отсутствуют счета, необходимые для деятельности организации, она может вводить дополнительные синтетические счета, используя свободные коды. При этом введение счетов должно быть согласовано с Министерством финансов.
Перечень субсчетов носит рекомендательный характер, и поэтому предприятия могут вводить дополнительные субсчета, исключать и уточнять отдельные из них.
Рабочий план счетов организации представляет собой:
- схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете;
- отражение активов;
- отражение обязательств;
- отражение финансовых и хозяйственных операций организации. [2, с. 97]
Рабочий План счетов содержит синтетические счета из Плана счетов Министерства финансов и разработанные к ним счета второго, третьего и четвертого порядков, отражающие специфику хозяйственных операций.
Счета первого порядка предназначены для общей классификации объектов учета. Они кодируются двузначными кодами, приведенными в Плане счетов бухгалтерского учета, утвержденного Министерством финансов. Если счет первого порядка не имеет счетов второго порядка, то к нему обязательно вводится счет второго порядка под нулевым кодом.
Счета второго порядка предназначены для классификации объектов учета, детализирующих содержание счетов первого порядка. Они кодируются трехзначными или четырехзначными кодами и являются счетами главной книги, корреспондирующими между собой при записи конкретных хозяйственных операций и событий в системном бухгалтерском учете. К каждому счету первого порядка открываются не менее одного счета второго порядка.
Счета третьего порядка являются наиболее общими аналитическими позициями, детализирующими информацию, отражаемую и накапливаемую на счетах первого порядка.
При необходимости, для большей аналитичности статей расходов и доходов, поставщиков и потребителей, покупателей и заказчиков и другой информации, можно ввести счета четвертого и пятого порядка.
План счетов позволяет учитывать и накапливать расходы с начала периода по сальдо соответствующих счетов и субсчетов, что облегчает ведение налогового учета и составление налоговой отчетности.
Правильное формирование рабочего плана счетов позволит упростить и упорядочить бухгалтерский учет на сельскохозяйственном предприятии, что приведет к сокращению затрат времени и средств и позволит добиться более точной учетной информации.
2.2 Формирование учетной политики организации для целей налогообложения
Налоговый учет представляет собой систему сбора, фиксации и обработки хозяйственной и финансовой информации, необходимой для правильного исчисления налоговых обязательств плательщика.
Законодательство о налогах и сборах содержит ряд норм, позволяющих налогоплательщику выбрать способы формирования налоговой базы. Свое решение налогоплательщик должен закрепить в учетной политике для целей налогообложения.
Учетная политика для целей налогообложения - это обязательные для организации правила, в соответствии с которыми налогоплательщики обобщают информацию о своих хозяйственных операциях в течение отчетного периода для определения налоговой базы по налогу. Эти правила закрепляются в предусмотренных законодательством случаях в приказе, распоряжении руководителя. [11, с. 174]
В связи с введением понятия «налоговый учет», в учетной политике стало необходимым раскрывать не только методы оценки видов имущества и обязательств, но и общие подходы к организации налогового учета. При формировании учетной политики организации по определенному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Налоговое законодательство также содержит ряд норм, которые позволяют организации выбрать из нескольких вариантов учета наиболее выгодный для себя.
В учетную политику организации целесообразно включать все стороны учетного процесса:
- методическую;
- техническую;
- организационную.
В методической части определяются применяемые способы оценки активов и обязательств организации, способы начисления амортизации по различным активам и их группам и пр.
В технической части определяется, каким образом эти способы реализуются в учетных регистрах, на счетах синтетического и аналитического учета.
В организационной части указываются форма построения бухгалтерской службы, ее взаимодействие с другими структурными подразделениями и службами – производственными, финансовыми.
В технической части учетной политики утверждается рабочий план счетов бухгалтерского учета, который должен содержать полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета в организации.
Учетная политика служит определенным инструментом налогового планирования и позволяет в известных пределах корректировать налоговые платежи. Она выполняет функцию доведения до сведения налоговых органов информации, необходимой для осуществления контроля за правильностью исчисления и уплаты сумм налога, и дает налогоплательщику возможность систематизировать и закрепить в едином документе те методы и способы, которые он посчитает необходимым применять при исчислении налогов.
Это означает, что:
- предприятие осуществляет выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательными актами, регулирующими порядок определения налоговой базы и исчисления тех или иных налогов и сборов в Российской Федерации;
- выбранные способы устанавливаются на предприятии, т. е. на всех структурных подразделениях включая выделенные на отдельный баланс, независимо от их места расположения;
- данные способы устанавливаются на длительный срок - как минимум, на отчетный год, и должны быть закреплены соответствующим документом.
Порядок утверждения и применения определенной учетной политики для целей налогообложения устанавливается налоговым законодательством. Учетная политика, утверждается соответствующим приказом руководителя.
Учетная политика организации сопровождает ее деятельность с момента создания и до момента ликвидации и изменяется только в исключительных случаях. Законодательством определены два момента, когда такое изменение возможно:
- в случае изменения законодательства о налогах и сборах;
- в случае изменения применяемых методов учета.
Отдельные элементы учетной политики для целей налогообложения могут быть включены в консолидированный приказ об учетной политике предприятия. Однако, на предприятии может быть принят специальный организационно-распорядительный документ по учетной политике для целей налогообложения и в соответствующем порядке согласован с главным бухгалтером и руководителем. Налогоплательщик самостоятельно, в установленных законодательством, рамках, разрабатывает и утверждает элементы учетной политики. Существуют определенные нормы, позволяющие налогоплательщику самостоятельно выбрать вариант расчета, порядка уплаты и т. п. того или иного налога.