Файл: Учетная политика организации: цель, задачи, формирование, применение (Основные положения учетной политики).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Понятие учетной политики
1.1 Основные положения учетной политики
1.2 Правила формирования учетной политики
1.3 Факторы, влияющие на учетную политику
Глава 2 Структура учетной политики
2.2 Формирование учетной политики организации для целей налогообложения
2.3 Формирование учетной политики организации для целей бухгалтерского учета
Глава 3 Учетная политика организации на примере ООО «Контур»
3.1 Общая характеристика предприятия ООО «Контур»
3.2 Организация и форма бухгалтерского учета в ООО «Контур»
3.3 Учетная политика для целей налогооблажения в ООО «Контур»
3.4 Рекомендации по совершенствованию учетной политики на ООО «КОНТУР»
При формировании учетной политики организации для целей налогообложения выбирается один способ из нескольких, допустимых законодательством по налогам и сборам. Кроме того, фиксируются особенности определения налоговой базы и ведения раздельного учета объектов налогообложения по тем видам деятельности, которые осуществляются конкретной организацией. [12, с. 162]
Информация в налоговом учете обобщается двумя способами:
- регистры бухгалтерского учета дополняются информацией, необходимой для расчета налога на прибыль;
- составляются самостоятельные регистры налогового учета.
Так как действующим законодательством унифицированных форм налоговых регистров не разработано, необходимо разработать эти формы документов в самой организации и утвердить порядок отражения в них данных первичных документов.
В приложении к учетной политике необходимо указать как самостоятельные регистры налогового учета, так и регистры бухгалтерского учета, дополненные необходимой информацией.
Кроме того, в налоговой учетной политике необходимо закрепить способ ведения аналитических регистров налогового учета:
- с использованием компьютерной техники;
- ручным способом.
2.3 Формирование учетной политики организации для целей бухгалтерского учета
Действующими нормативными документами по бухгалтерскому учету организации представляется несколько вариантов ведения учета по отдельным участкам учета. Предприятие, исходя из особенностей хозяйственной деятельности, выбирает для себя один из нескольких способов учета изменений в составе хозяйственных процессов, предусмотренных действующим законодательством и нормативными актами. Если нормативные акты не предусматривают способа ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу его хозяйственной деятельности, то оно самостоятельно разрабатывает его и отражает в своей учетной политике.
На выбор и обоснование учетной политики организации влияют следующие основные факторы:
- форма собственности и организационно-правовая форма;
- вид деятельности или отраслевая подчиненность;
- объемы производства;
- отношения с системой налогообложения;
- стратегия финансово-хозяйственного развития;
- наличие технического оснащения функции управления;
- наличие эффективной системы информационного обеспечения организации;
- уровень квалификации бухгалтерских кадров;
- система материальной заинтересованности в эффективности работы организации и материальной ответственности за выполняемый круг обязанностей. [8, с. 103]
Принимая во внимание всю эту совокупность влияющих факторов, организация может правильно и обоснованно разработать свою учетную политику.
В связи с изменением внутренних и внешних условий деятельности организации изменяется и хозяйственная ситуация, что влечет за собой корректировку учетной политики. Это может произойти в следующих случаях:
- запрет или ограничение той или иной деятельности;
- изменение условий договоров, заключаемых с потребителями продукции, работ, услуг, в том числе с государственными органами и поставщиками материально-технических ресурсов, услуг;
- введение или отмена государственного регулирования цен на продукцию;
- изменение источников формирования финансовых ресурсов;
- изменение условий внешнеэкономической деятельности;
- изменение налогового режима, уровень инфляции и др.
В финансово-хозяйственной деятельности каждой организации присущи свои цели и задачи. Поэтому каждая организация самостоятельно формирует свою учетную политику в соответствии с требованиями законодательства.
Бухгалтер выбирает способ ведения учета, указывая по каждому отдельному элементу учетной политики норму, в соответствии с которой организация принимает конкретное решение. При этом нормативы действующего законодательства по бухгалтерскому учету делятся на одновариантные и многовариантные.
При одновариантном нормативе установлен однозначный порядок учета конкретных операций, который обязателен для всех организаций. Например, при зачислении иностранной валюты на счет организации ее нужно пересчитать в рубли по курсу Центрального банка России на дату отражения операции. Других вариантов просто не может быть. Поэтому такие моменты, которые одинаковы для всех, в учетную политику включать не нужно.
Если же законодательство допускает несколько способов ведения бухгалтерского учета, то в учетной политике отражается один из них. Например, амортизация в бухгалтерском учете может быть начислена одним из четырех способов. При формировании учетной политики бухгалтер выбирает один из предложенных способов и закрепляет его в учетной политике.
В процессе деятельности организации возникают такие ситуации, когда способы учета отдельных операций не прописаны в нормативных актах. Например, порядок ведения раздельного учета по товарам, которые облагаются и не облагаются НДС, или же облагаются НДС по разным ставкам. Тогда бухгалтер имеет право самостоятельно разработать свой вариант учета и указать его в учетной политике организации с соблюдением при этом всех действующих Положений по бухгалтерскому учету.
В том случае, когда нормативными документами по бухгалтерскому учету не учитывается специфика деятельности организации, не позволяющая достоверно отразить ту или иную операцию, в соответствии с законодательством бухгалтеру разрешается не применять правила учета, установленные действующим законодательством. При этом необходимо раскрыть и обосновать факты таких отступлений в учетной политике, а также в пояснительной записке.
В состав бухгалтерской учетной политики необходимо включить:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета - с содержанием синтетических и аналитических счетов, которые организация будет использовать в своей работе;
- формы первичных документов, применяемых предприятием - утверждаются только те первичные документы, типовые формы для которых не предусмотрены, и разрабатываются формы документов, необходимых для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств предприятия;
- методы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями и т. д. [1, с. 214]
Обособленные подразделения фирм не вправе разрабатывать и применять учетную политику, отличную от учетной политики головного предприятия. Учетная политика принимается по организации в целом.
Если организация только создается, то утвердить учетную политику ей нужно до первой публикации бухгалтерской отчетности, не позднее 90 дней со дня государственной регистрации в качестве юридического лица. В этом случае считается, что фирма применяет учетную политику с момента государственной регистрации.
Метод ведения бухгалтерского учета представляет собой совокупность приемов:
- первичного наблюдения - документация и инвентаризация;
- стоимостное изменение - оценка и калькуляция;
- текущая группировка - счета и двойная запись;
- итоговое обобщение - баланс и отчетность.
В действительности в деятельности каждого предприятия каждый из перечисленных методов может применяться по-разному. Например, оценка товарно-материальных запасов может производиться либо по средней их себестоимости, либо по себестоимости первых покупок, либо другими способами; износ основных средств может быть рассчитан либо по средним нормативам амортизации или по ускоренным способам; для ведения учета используются различные счета и субсчета и т.д.
Следовательно, из числа допущенных стандартами способов ведения бухгалтерского учета на предприятии можно использовать те методы, которые не противоречат законодательству страны и наилучшим образом обеспечивают учетный процесс, а также формирование полной и достоверной картины имущественного и финансового положения предприятия. Естественно, при этом выбранный вариант учета должен соответствовать требованиям национального стандарта.
В соответствии с действующим законодательством, организация бухгалтерского учета и отчетности возложены непосредственно на руководителя предприятия. В частности, руководитель предприятия должен обеспечить:
- разработку систему внутреннего учета и отчетности;
- определение порядка контроля за хозяйственными операциями;
- полноту и точность бухгалтерского учета;
- единство учетной документации;
- подготовку финансовой отчетности для представления внешним пользователям;
- своеобразное ведение расчетов и их представление;
- определение лиц, имеющих право подписи;
- определение состава комиссии и сроков проведения инвентаризации активов предприятия, контроль за своевременностью их проведения.
Глава 3 Учетная политика организации на примере ООО «Контур»
3.1 Общая характеристика предприятия ООО «Контур»
Общество с ограниченной ответственностью «Контур» является юридическим лицом – коммерческой организацией, Уставный капитал которой разделен на доли определенных учредительными документами размеров, созданным в целях извлечения прибыли.
Общество создано 17 июля 2007 г. по решению единственного учредителя, и действует на основании Гражданского кодекса РФ, Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Устава общества.
ООО «Контур» имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, может от своего имени совершать сделки, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, выступать истцом или ответчиком в суде, арбитражном суде.
Предметом деятельности предприятия являются ):
-
-
- электромонтажные работы;
- охранная сигнализация;
- видеонаблюдение;
- компьютерные сети.
-
ООО «Контур» обязано в соответствии с Уставом:
- выполнять обязательства, вытекающие из законодательства РФ и заключенных им договоров;
- заключать трудовые договоры;
- полностью и в срок рассчитываться с работниками предприятия по заработной плате и социальным пособиям;
- осуществлять все виды обязательного страхования;
- своевременно предоставлять декларацию о доходах и бухгалтерскую отчетность;
- уплачивать налоги в соответствии с налоговым законодательством.
Предприятие имеет круглую печать с указанием своего полного наименования, а также штампы, бланки и расчетный счет, открытый в Западно-Уральском банке СБ РФ .
Основной целью деятельности ООО «Контур» является извлечение прибыли.
Организационная структура ООО «Контур» представлена на рисунке 1:
Общее собрание участников Общества |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Директор |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Заместитель директора |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Главный бухгалтер |
Сметчик |
Проектировщик |
||||||||||||||||||||||||||||||
Бухгалтер |
Электромонтажники |