Файл: «Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность».pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 3
Введение
В последние годы все более организованный и профессиональный рост преступности наблюдается на территории Российской Федерации. Современные условия жизни, социальные и экономические преобразования вызывают рост количества преступлений и других правонарушений. Чтобы бороться и справляться с таким масштабом преступности, а так же вовремя выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, эффективность работы правоохранительных органов во многом зависит от организации работы оперативно-розыскных органов.
Профессиональный опыт показывает, что обеспечить раскрытие преступлений невозможно без специального комплекса оперативно-розыскных мер и следственных действий, без использования информационных данных и без привлечения граждан к борьбе с преступностью и использования агентуры. Тема курсовой работы посвящена изучению вопроса, связанного с содействием граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (далее ОРД).
Актуальность данной темы, обусловлено вышеизложенным, а так же институт привлечения граждан в борьбе с преступностью быстро набирает обороты, изучение вопросов правового регулирования, практики применения, а так же привлечение граждан к такому содействию, соблюдения при этом их прав и свобод личности очень актуально в современных условиях.
Целью курсовой работы является комплексное изучение, исследование института содействия граждан органам, осуществляющим ОРД, а так же обоснование сущности проблем данного института, раскрытие особенностей правового регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
- изучить институт содействия граждан органам, осуществляющим ОРД, определить его содержание и значение для правоохранительных органов;
- выяснить основания и условия привлечения граждан к участию в осуществлении ОРД;
- проанализировать организацию содействия граждан подразделениям органов внутренних дел, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
- определить содержание и объем социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
- выявить проблемы правового регулирования данного института.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающих в связи с содействием граждан органам, осуществляющим ОРД.
Предмет исследования – правовое регулирование, организационные и тактические закономерности, а так же правоприменительная практика отношений связанных с содействием граждан органам, осуществляющим ОРД.
Методологическую основу курсовой работы составили системно- правовой, системно-структурный, сравнительно-правовой, логико-теоретический и конечно же метод познания. Данные методы применялись комплексно, чтобы объективно достичь нужных результатов исследования.
Правовую основу исследования составили положения Конституции Российской Федерации, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", Постановлений Правительства Российской Федерации, а так же Постановлений Верховного суда Российской Федерации.
Теоретическую основу курсовой работы составили научные труды по уголовному и уголовно-процессуальному праву, криминалистике, теории оперативно-розыскной деятельности и многим другим отраслям российского права таких ученых и деятелей как А.В. Рудого, В.В. Кашковского, П.А. Чиркова, В.В. Воронина.
В эмпирическую основу исследования входит судебная практика, использованная для наглядного примера, осуществления прав и свобод лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Институт содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, требует большой доработке в законодательной базе и в правоприменительной практике, данные проблемы будут освещены и проанализированы в курсовой работе, предложены решения некоторых проблем.
Глава I. Понятие и виды содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность
§ 1.1. Понятие и классификация лиц, содействующих оперативно-розыскным органам
На территории Российской Федерации участниками оперативно-розыскной деятельности, помимо штатных сотрудников соответствующих государственных органов, могут быть и иные частные физические лица. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее Закон) официально закрепляет за гражданами возможность реализовать свое право на оказание помощи органам внутренних дел в решении задач борьбы с преступностью путем сотрудничества с оперативными аппаратами этих органов, признавая социальную необходимость и значимость подобного сотрудничества. Исходя их изложенного в Законе, можно обобщить все написанное и дать определение человеку, содействующему оперативно-розыскному органу.
Лицом, содействующему оперативно-розыскному органу, является всякий дееспособный человек, привлеченный к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий, т.е. предоставляющий информацию оперативно-розыскному органу (оперативнику) или иным образом участвующий в решении конкретных задач оперативно-розыскной деятельности и в данной связи наделенный соответствующими полномочиями, который подлежит социальной и правовой защите, а также ответственности в случае нарушения взятых обязательств.
Термин «привлечение», употребляемый в Законе, означает побуждение лица принять участие в осуществлении оперативно-розыскных мероприятий. Как правило, предложение о сотрудничестве исходит от оперативно-розыскного органа. Реализация самого права граждан на содействие органам внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной деятельности возможна только при обоюдном согласии.[1] Но окончательное решение о возможности задействования лица в ОРМ принимает только оперативно-розыскной орган (в лице своих должностных лиц), но не привлекаемое лицо.
Теперь можно перейти к классификации лиц, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность:
- По степени участия в оперативно-розыскной деятельности различают:
- основную группу, лица, предоставляющие информацию (агент, доверенное лицо и др.);
- дополнительную группу, лица, обладающие необходимыми знаниями, умениями, навыками (специалист, переводчик и др.).
Специалист – лицо, обладающее научными, техническими или иными специальными знаниями, умениями и навыками, привлекаемое оперативным работником в соответствии с оперативно-розыскным законодательством для участия в ОРМ в целях оказания содействия в собирании, исследовании, оценке и использовании фактической информации, необходимой для решения задач ОРД. Одним из числа специалистов, обладающих иными, кроме названных, специальными знаниями, является переводчик – лицо, владеющее языками, знание которых необходимо для перевода, либо понимающее знаки немого или глухого, привлеченное оперативным работником для участия в ОРМ (его подготовки) в целях оказания содействия в переводе на другой язык информации, необходимой для решения конкретных задач ОРД.
- По форме оказания содействия оперативно-розыскным органам:
- негласно (агент);
- гласно (доверенное лицо, дружинник и др.);
- в смешанной форме (специалист, переводчик и др.).
- По способам (этапам) задействования:
- лица, подготавливающие ОРМ; - участвующие в его проведении.
- По длительности содействия (в зависимости от срока решения конкретной задачи ОРД):
- лица, сотрудничающие на постоянной основе;
- лица, привлекаемые к выполнению определенных задач;
- лица, оказывающие разовое содействие.
- В зависимости от характера привлечения:
- лица, по собственной инициативе изъявившие желание оказывать содействие;
- лица, принявшие решение оказывать содействие под давлением исходя из сложившейся тяжелой жизненной ситуации;
- В зависимости от мотива оказания содействия:
- лица, сотрудничающие из корыстных мотивов (получение вознаграждения, использование негласной поддержки органов, устранение конкурента и т. д.);
- лица, сотрудничающие из иных мотивов (месть, зависть и т. д.).
Таким образом, классификация лиц, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность очень разнообразна. Физические лица могут оказывать содействие в качестве экспертов или специалистов при исследовании и оценке интересующей оперативных работников проблемы, а также предоставлять информацию и оказывать непосредственную помощь в подготовке и проведении ОРМ. Главным в таком сотрудничестве является его направленность на решение задач ОРД.
§ 1.2. Основания и условия для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности
Единственным основанием для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности является исходящая из принципов ОРД и нормативно определенная законодателем объективная необходимость достижения целей и решения задач оперативно-розыскной деятельности.
Правовую основу гласного содействия составляют оперативно-розыскной закон, иные законы, а также нормативные акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, детализирующие указанный закон применительно к специфике своего ведомства.
Среди общих условий для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности можно выделить две группы:
- основные (обязательные);
- факультативные.
Согласно ч.1 ст. 18 Закона можно выделить три основных (обязательных) условий для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности.
Во-первых, к участию в ОРД можно привлекать только физических лиц, но не юридических лиц, общественных организаций и т.п.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.[2]
Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.
Во-вторых, такое привлечение должно происходить индивидуально и на добровольной основе. Добровольность, является основополагающим положением (принципом) института сотрудничества граждан с оперативными аппаратами. Физическое лицо сознательно принимает решения об оказании содействия в подготовке и проведении ОРМ. Такое решение может быть принято самостоятельно (в инициативном порядке) либо является следствием согласия на мотивированную просьбу оперативных работников. Не разрешается привлекать граждан на «общем собрании», одновременно двух и более лиц.
В-третьих, ст. 17 Закона требует обязательное наличие согласия при привлечении лица, к участию в ОРД с сохранением по его желанию конфиденциальности сотрудничества.
Принцип конспирации выступает здесь, во-первых, как гарантия соблюдения законных прав и интересов граждан, во-вторых, в качестве необходимого организационно-тактического условия эффективной помощи общественности в борьбе с преступностью.
Обязанность соблюдения конспирации возлагается не только на соответствующие государственные органы, но и на оказывающих содействие лиц. Они обязаны сохранять в тайне служебную информацию, ставшую им известной в ходе сотрудничества, равно как и нести ответственность за качество сообщаемых сведений, их соответствие реальной действительности.
Форма выражения согласия определяющего значения не имеет (допустима устная, документально оформленная и др.).
Факультативные условия привлечения лица к подготовке или проведению ОРМ, относятся не ко всем привлекаемым лицам, а только к тем, кто изъявил желание оказывать содействие на конфиденциальной основе.
Первым из этих условий является сохранение в тайне конфиденциальности сотрудничества, вторым - заключение контракта.
Законность привлечения граждан к содействию на конфиденциальной основе и соблюдение при этом принципа добровольного сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, проверять исключительно при наличии жалоб граждан в органы прокуратуры.
При осуществлении надзора учитываются, что сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, представляются прокурору только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности[3].