Файл: «Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В последние годы все более организованный и профессиональный рост преступности наблюдается на территории Российской Федерации. Современные условия жизни, социальные и экономические преобразования вызывают рост количества преступлений и других правонарушений. Чтобы бороться и справляться с таким масштабом преступности, а так же вовремя выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, эффективность работы правоохранительных органов во многом зависит от организации работы оперативно-розыскных органов.

Профессиональный опыт показывает, что обеспечить раскрытие преступлений невозможно без специального комплекса оперативно-розыскных мер и следственных действий, без использования информационных данных и без привлечения граждан к борьбе с преступностью и использования агентуры. Тема курсовой работы посвящена изучению вопроса, связанного с содействием граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (далее ОРД).

Актуальность данной темы, обусловлено вышеизложенным, а так же институт привлечения граждан в борьбе с преступностью быстро набирает обороты, изучение вопросов правового регулирования, практики применения, а так же привлечение граждан к такому содействию, соблюдения при этом их прав и свобод личности очень актуально в современных условиях.

Целью курсовой работы является комплексное изучение, исследование института содействия граждан органам, осуществляющим ОРД, а так же обоснование сущности проблем данного института, раскрытие особенностей правового регулирования.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

- изучить институт содействия граждан органам, осуществляющим ОРД, определить его содержание и значение для правоохранительных органов;

- выяснить основания и условия привлечения граждан к участию в осуществлении ОРД;

- проанализировать организацию содействия граждан подразделениям органов внутренних дел, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

- определить содержание и объем социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

- выявить проблемы правового регулирования данного института.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающих в связи с содействием граждан органам, осуществляющим ОРД.

Предмет исследования – правовое регулирование, организационные и тактические закономерности, а так же правоприменительная практика отношений связанных с содействием граждан органам, осуществляющим ОРД.


Методологическую основу курсовой работы составили системно- правовой, системно-структурный, сравнительно-правовой, логико-теоретический и конечно же метод познания. Данные методы применялись комплексно, чтобы объективно достичь нужных результатов исследования.

Правовую основу исследования составили положения Конституции Российской Федерации, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", Постановлений Правительства Российской Федерации, а так же Постановлений Верховного суда Российской Федерации.

Теоретическую основу курсовой работы составили научные труды по уголовному и уголовно-процессуальному праву, криминалистике, теории оперативно-розыскной деятельности и многим другим отраслям российского права таких ученых и деятелей как А.В. Рудого, В.В. Кашковского, П.А. Чиркова, В.В. Воронина.

В эмпирическую основу исследования входит судебная практика, использованная для наглядного примера, осуществления прав и свобод лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Институт содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, требует большой доработке в законодательной базе и в правоприменительной практике, данные проблемы будут освещены и проанализированы в курсовой работе, предложены решения некоторых проблем.

Глава I. Понятие и виды содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

§ 1.1. Понятие и классификация лиц, содействующих оперативно-розыскным органам

На территории Российской Федерации участниками оперативно-розыскной деятельности, помимо штатных сотрудников соответствующих государственных органов, могут быть и иные частные физические лица. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее Закон) официально закрепляет за гражданами возможность реализовать свое право на оказание помощи органам внутренних дел в решении задач борьбы с преступностью путем сотрудничества с оперативными аппаратами этих органов, признавая социальную необходимость и значимость подобного сотрудничества. Исходя их изложенного в Законе, можно обобщить все написанное и дать определение человеку, содействующему оперативно-розыскному органу.

Лицом, содействующему оперативно-розыскному органу, является всякий дееспособный человек, привлеченный к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий, т.е. предоставляющий информацию оперативно-розыскному органу (оперативнику) или иным образом участвующий в решении конкретных задач оперативно-розыскной деятельности и в данной связи наделенный соответствующими полномочиями, который подлежит социальной и правовой защите, а также ответственности в случае нарушения взятых обязательств.


Термин «привлечение», употребляемый в Законе, означает побуждение лица принять участие в осуществлении оперативно-розыскных мероприятий. Как правило, предложение о сотрудничестве исходит от оперативно-розыскного органа. Реализация самого права граждан на содействие органам внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной деятельности возможна только при обоюдном согласии.[1] Но окончательное решение о возможности задействования лица в ОРМ принимает только оперативно-розыскной орган (в лице своих должностных лиц), но не привлекаемое лицо.

Теперь можно перейти к классификации лиц, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность:

  1. По степени участия в оперативно-розыскной деятельности различают:

- основную группу, лица, предоставляющие информацию (агент, доверенное лицо и др.);

- дополнительную группу, лица, обладающие необходимыми знаниями, умениями, навыками (специалист, переводчик и др.).

Специалист – лицо, обладающее научными, техническими или иными специальными знаниями, умениями и навыками, привлекаемое оперативным работником в соответствии с оперативно-розыскным законодательством для участия в ОРМ в целях оказания содействия в собирании, исследовании, оценке и использовании фактической информации, необходимой для решения задач ОРД. Одним из числа специалистов, обладающих иными, кроме названных, специальными знаниями, является переводчик – лицо, владеющее языками, знание которых необходимо для перевода, либо понимающее знаки немого или глухого, привлеченное оперативным работником для участия в ОРМ (его подготовки) в целях оказания содействия в переводе на другой язык информации, необходимой для решения конкретных задач ОРД.

  1. По форме оказания содействия оперативно-розыскным органам:

- негласно (агент);

- гласно (доверенное лицо, дружинник и др.);

- в смешанной форме (специалист, переводчик и др.).

  1. По способам (этапам) задействования:

- лица, подготавливающие ОРМ; - участвующие в его проведении.

  1. По длительности содействия (в зависимости от срока решения конкретной задачи ОРД):

- лица, сотрудничающие на постоянной основе;

- лица, привлекаемые к выполнению определенных задач;

- лица, оказывающие разовое содействие.

  1. В зависимости от характера привлечения:

- лица, по собственной инициативе изъявившие желание оказывать содействие;

- лица, принявшие решение оказывать содействие под давлением исходя из сложившейся тяжелой жизненной ситуации;


  1. В зависимости от мотива оказания содействия:

- лица, сотрудничающие из корыстных мотивов (получение вознаграждения, использование негласной поддержки органов, устранение конкурента и т. д.);

- лица, сотрудничающие из иных мотивов (месть, зависть и т. д.).

Таким образом, классификация лиц, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность очень разнообразна. Физические лица могут оказывать содействие в качестве экспертов или специалистов при исследовании и оценке интересующей оперативных работников проблемы, а также предоставлять информацию и оказывать непосредственную помощь в подготовке и проведении ОРМ. Главным в таком сотрудничестве является его направленность на решение задач ОРД.

§ 1.2. Основания и условия для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности

Единственным основанием для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности является исходящая из принципов ОРД и нормативно определенная законодателем объективная необходимость достижения целей и решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Правовую основу гласного содействия составляют оперативно-розыскной закон, иные законы, а также нормативные акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, детализирующие указанный закон применительно к специфике своего ведомства.

Среди общих условий для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности можно выделить две группы:

  • основные (обязательные);
  • факультативные.

Согласно ч.1 ст. 18 Закона можно выделить три основных (обязательных) условий для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности.

Во-первых, к участию в ОРД можно привлекать только физических лиц, но не юридических лиц, общественных организаций и т.п.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.[2]

Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.


Во-вторых, такое привлечение должно происходить индивидуально и на добровольной основе. Добровольность, является основополагающим положением (принципом) института сотрудничества граждан с оперативными аппаратами. Физическое лицо сознательно принимает решения об оказании содействия в подготовке и проведении ОРМ. Такое решение может быть принято самостоятельно (в инициативном порядке) либо является следствием согласия на мотивированную просьбу оперативных работников. Не разрешается привлекать граждан на «общем собрании», одновременно двух и более лиц.

В-третьих, ст. 17 Закона требует обязательное наличие согласия при привлечении лица, к участию в ОРД с сохранением по его желанию конфиденциальности сотрудничества.

Принцип конспирации выступает здесь, во-первых, как гарантия соблюдения законных прав и интересов граждан, во-вторых, в качестве необходимого организационно-тактического условия эффективной помощи общественности в борьбе с преступностью.

Обязанность соблюдения конспирации возлагается не только на соответствующие государственные органы, но и на оказывающих содействие лиц. Они обязаны сохранять в тайне служебную информацию, ставшую им известной в ходе сотрудничества, равно как и нести ответственность за качество сообщаемых сведений, их соответствие реальной действительности.

Форма выражения согласия определяющего значения не имеет (допустима устная, документально оформленная и др.).

Факультативные условия привлечения лица к подготовке или проведению ОРМ, относятся не ко всем привлекаемым лицам, а только к тем, кто изъявил желание оказывать содействие на конфиденциальной основе.

Первым из этих условий является сохранение в тайне конфиденциальности сотрудничества, вторым - заключение контракта.

Законность привлечения граждан к содействию на конфиденциальной основе и соблюдение при этом принципа добровольного сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, проверять исключительно при наличии жалоб граждан в органы прокуратуры.

При осуществлении надзора учитываются, что сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, представляются прокурору только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности[3].