Файл: «Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность».pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 3
Обратимся к судебной практике и рассмотрим, дело Э.П. Кочедыкова. Являясь пенсионером Министерства внутренних дел Российской Федерации, с 20 июня 1994 года получающим пенсию за выслугу лет, в период с 1 сентября 1994 года по 31 марта 2014 года оказывал содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на основании заключенных с ним контрактов и ему выплачивалось ежемесячно денежное вознаграждение.
С 1 января 2007 года заявителю в дополнение к пенсии по выслуге лет была установлена страховая часть трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом ее размер был определен исходя из его трудового стажа, приобретенного до момента поступления на службу.
В 2014 году Э.П. Кочедыков обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о включении в трудовой стаж для назначения трудовой пенсии периода его сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, на основании заключенных контрактов. Однако ему в этом было отказано со ссылкой на отсутствие уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Управление МВД РФ по городу Ульяновску отказало Э.П. Кочедыкову в предоставлении документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж, и перечислении на его индивидуальный лицевой счет в Пенсионном фонде Российской Федерации денежных средств в порядке исполнения обязанности по уплате страховых взносов за период его сотрудничества по контрактам с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Считая данный отказ незаконным и нарушающим его пенсионные права, заявитель обратился в Ульяновский областной суд с иском к Управлению МВД РФ по городу Ульяновску об обязании предоставить в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации справку о периодах его сотрудничества по контрактам с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и перечислить за него страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за указанный период.
Решением Ульяновского областного суда от 21 мая 2015 года, оставленным без изменения Верховным Судом Российской Федерации, требования заявителя были частично удовлетворены: суд обязал УМВД Российской Федерации по городу Ульяновску предоставить в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации справку о периодах сотрудничества Э.П. Кочедыкова по контрактам с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, с 1 сентября 1994 года по 31 декабря 2001 года с указанием сведений о выплаченных вознаграждениях.
При этом заявителю было отказано в удовлетворении исковых требований. В обоснование отказа суд, ссылаясь на предписания Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в частности, указал, что включение в страховой стаж для назначения пенсии периодов работы и (или) деятельности, имевших место после 1 января 2002 года, предполагает уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а обязанность органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, по начислению (уплате) таких взносов за лиц, заключивших контракт об оказании ему содействия, отсутствует.[8]
Из данной практики видно, что права лиц, осуществляющих свою деятельность по контракту, так же не до конца закреплены в Законе.
Размер ежемесячного денежного содержания лицам, заключившим контракт о сотрудничестве с ОВД, определяется их руководителями, имеющими на это право.
Согласно ч.8 и 9 ст.18 Закона специальным видом социальной защиты лиц, содействующих ОВД, являются выплаты, возмещающие вред, нанесенной их здоровью, либо ущерб, нанесенный их имуществу, а также в связи с их гибелью в процессе такого сотрудничества. Прошу обратить внимание, что данная социальная защита распространяется только на лиц, у которых заключен контракт с ОВД.
В случае получения травмы, ранения, контузии или увечья лицом, сотрудничающим по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, наступивших в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий, компенсация производится в виде выдачи единовременного пособия (в размере 5-летнего денежного содержания этого лица) и назначения пенсии по инвалидности. В случае гибели внештатного сотрудника, в связи с участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий, назначается пенсия семье, а также лицам, находящимся на иждивении, либо пособия (в размере 10-летнего денежного содержания).
При одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат в случаях, установленных настоящей статьей, выплаты осуществляются по одному основанию по выбору получателя.
Виды, размеры, порядок выдачи вознаграждений, подарков, пособий и других выплат, а также подготовки документов, необходимых для органов социального обеспечения, устанавливаются ведомственными нормативными актами МВД России.
Федеральным законодательством и ведомственными нормативными актами МВД России предусмотрен ряд специальных мер, направленных на защиту лиц, содействующих правоохранительным органам в осуществлении оперативно-розыскной деятельности (вне зависимости от формы закрепления такого содействия), и членов их семей. Такие специальные мероприятия могут быть реализованы в виде физической охраны, предоставления квартир-убежищ, смены места жительства, замены паспортов с изменением фамилий и других необходимых и установленных законом мер.
Можно сделать вывод, что законодатель не до конца урегулировал данный институт социальной и правовой защиты лиц, содействующим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Требуются внести уточнения в Закон, особенно по поводу защиты прав круга лиц, осуществляющих содействие на безконтрактной основе.
Более того, на сегодняшний день, нет четкости в социально-правовой защите лиц, поставляющих ценную информацию для органов, осуществляющих ОРД, ведь в ряде случаев они рискуют не только своей жизнью, но и жизнью своих близких.[9]
Заключение
Опыт ведения оперативно-розыскной деятельности свидетельствует о том, что нельзя обойтись без такого института, как содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Данный институт оказывает огромную помощь в раскрытии, предупреждении преступлений, а так же очень полезен при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Проведя анализ законодательства, изучив данный институт, можно сделать вывод, что нормативно-правовые акты не полностью регулируют деятельность, связанную с содействие граждан органам, осуществляющим ОРД. Существует много пробелов в нормативно правовых актах, а именно в № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". Судебная практика подтверждает данный изъян, как мы видели на примере, приведенном в курсовой работе. Следует доработать законодательство и внести поправки.
Первое, что нужно изменить, это внести основные нормы и положения, касающиеся правового статуса лиц, гласно содействующих органам, осуществляющим ОРД.
Так же в Законе довольно обстоятельно раскрыты общие функции граждан, оказывающих конфиденциальное содействие на контрактной основе, однако другие категории, по существу, лишь обозначены, что привело к различиям статуса в определении их в ведомственных нормативных актах по организации и тактике оперативно-розыскной деятельности.[10] Основные проблемы освещены в § 2.2. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, проблемы правового регулирования.
Хотелось бы отметить, что данный институт содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, играет огромную роль в осуществлении оперативно-розыскной деятельности и проведении оперативно-розыскных мероприятий. Следует очень ответственно подходить к данной деятельности, это касается не только обычных граждан обывателей, но и самим сотрудникам органов внутренних дел. Поэтому законодатель должен внести коррективы в Закон, но и конечно же установить контроль за данной деятельностью.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018).
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2018).
- Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ // Рос. газ. – 1995.- 18 августа.
- О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ // Рос. газ. – 2004.- 25 августа.
- Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности : постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации» от 15 апреля 2014 г. № 345 // СЗ РФ. - 2014. - № 18 (ч. IV). - Ст. 2188.
- Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности : приказ Генпрокуратуры России от 15.02.2011 № 33 // Законность. – 2011.- № 5.
- Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кочедыкова Эдуарда Петровича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" : определение Конституционного Суда РФ от 27.09.2016 № 1751-О // Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».
- Анатолий, Григорьевич Маркушин Оперативно-розыскная деятельность 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата / Анатолий Григорьевич Маркушин. - М.: Юрайт, 2015. - 691 c.
- Дубоносов, Е. С. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник и практикум / Е.С. Дубоносов. - Москва: Огни, 2016. - 478 c.
- Рудой А.В. Содействие граждан оперативным подразделениям как основа оперативно-розыскной деятельности // Вестник экономической безопасности. – 2016. - № 4. - С. 217-221.
- Кашковский В.В, Чирков П.А., Воронин В.В. Институт конфидентов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2017. - № 2. - С. 131-133.
- Маслов А.А., Косов Д.В. Некоторые проблемы правового регулирования содействия граждан и иных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность // Пробелы в российском законодательстве. – 2011. - № 2. - С. 187-190.
-
Рудой А.В. Содействие граждан оперативным подразделениям как основа оперативно-розыскной деятельности // Вестник экономической безопасности. – 2016. - № 4. - С. 217-221. ↑
-
Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "Об оперативно-розыскной деятельности" ↑
-
Приказ Генпрокуратуры России от 15.02.2011 № 33 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности" ↑
-
О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ// Рос. газ. – 2004.- 25 августа. ↑
-
Дубоносов, Е. С. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник и практикум / Е.С. Дубоносов. - Москва: Огни, 2016. - 478 c. ↑
-
А.Г. Маркушин Оперативно-розыскная деятельность 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата / Анатолий Григорьевич Маркушин. - М.: Юрайт, 2015. - 691 c. ↑
-
Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 № 144-ФЗ ↑
-
Определение Конституционного Суда РФ от 27.09.2016 № 1751-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кочедыкова Эдуарда Петровича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации». ↑
-
Маслов А.А., Косов Д.В. Некоторые проблемы правового регулирования содействия граждан и иных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность // Пробелы в российском законодательстве. – 2011. - № 2. - С. 187-190. ↑
-
Кашковский В.В, Чирков П.А., Воронин В.В. Институт конфидентов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2017. - № 2. - С. 131-133.
↑