Файл: «Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава II. Организация содействия граждан подразделениям органов внутренних дел, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, их социальная и правовая защита

§ 2.1 Уровень организации содействия граждан подразделениям органов внутренних дел, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Одним из основных направлений совершенствования деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, является повышение их уровня организации, управления силами и средствами. В организацию содействия граждан подразделениям органов внутренних дел, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, входят следующие функции:

  • обеспечение профессиональной подготовки оперативного состава ОВД;
  • анализ оперативной обстановки на участке (зоне, объекте, линии) оперативного обслуживания;
  • планирование сотрудничества;
  • подбор граждан для сотрудничества с оперативными работниками;
  • расстановка внештатных сотрудников по участкам (зонам, объектам, линиям) деятельности;
  • обучение и воспитание внештатных работников в процессе решения ими оперативно-служебных задач;
  • создание оптимального режима работы общественников и обеспечение надлежащей связи с работниками органов внутренних дел;
  • учет работы, анализ содержания и результатов сотрудничества;
  • контроль за деятельностью субъектов сотрудничества.

Профессиональный уровень подготовки включает в себя способность оперативного работника к работе с лицами, изъявившими желание содействовать ОВД в борьбе с преступностью. Этот уровень должен не только подтвердить его сформировавшееся позитивное отношение к решению проблем активного сотрудничества с населением в любых его формах, но и обеспечить специальный допуск сотрудника оперативного аппарата к такой работе в соответствии с порядком, установленным ведомственными нормативными актами.[4]

Конечно же планирование работы с внештатными сотрудниками осуществляется на основе анализа оперативной обстановки на обслуживаемом участке (оперативной зоне, объекте, линии), а также нужно оценивать реальную возможность оперработника по руководству ими. Данный анализ позволяет определить реальную потребность в количестве сотрудников, места применения их возможностей, специализацию содержания и направленность деятельности “внештатников”. В условиях сегодняшней ориентации работать особенно важно не на формально количественные показатели, а на действительное качество участия граждан в решении задач оперативно-розыскной деятельности.


Непосредственная работа внештатных сотрудников, имеющих постоянные поручения, планируются на квартал. Планы составляются под руководством сотрудников оперативных аппаратов и, как правило, включают мероприятия по участию в профилактическом воздействии на объекты контроля (лиц, места повышенного криминального внимания и т.п.), в плановых рейдах, поисковых операциях и др.

Подбор кандидатов во внештатные сотрудники должен осуществляться с учетом половозрастного, мировоззренческого, медицинского, интеллектуального и профессионального критериев.

Если законом установлены общие возрастные критерии и определяется психическая и физическая способность и возможность лица к сотрудничеству, то остальные критерии подбора определяются задачей, на решение которой приоритетно для оперативного работника.

Одним из параметров подбора внештатного сотрудника является его отношение к необходимости борьбы с преступностью. Обязательно учитываются уровень и характер социальной активности, морально-нравственные установки.[5] Как уже говорилось, в основе изъявления желания к сотрудничеству могут лежать не только патриотические, но и материальные и иные мотивы. Такие лица требуют особого внимания, так как они могут использовать свое участие в ОРД в преступных целях.

Следует сказать, что по медицинским критериям внештатным работником не может быть гражданин, состоящий на учете в медицинском учреждении по поводу психического заболевания либо наркомании, а также имеющий ярко выраженные дефекты речи и заболевания, при которых физические и психологические нагрузки противопоказаны.

Под интеллектуальным уровнем развития подразумевается соответствующий уровень образованности, а также способности к анализу, обобщениям и другие умственные возможности индивида. Немаловажно и наличие природной смекалки, которая, может быть, не менее существенна, чем глубина познания в какой-либо отрасли науки и практики.

Учет профессионального критерия предполагает оценку уровня готовности лица к выполнению обязанностей, т.е. его возможности без предварительной дополнительной подготовки выполнять отдельные правоохранительные действия, в т.ч. оперативно-розыскного характера. При таком подходе приоритетное положение среди кандидатов должны занимать бывшие работники полиции и прежде всего те из них, кто знаком с оперативной работой. Однако не следует думать, что занятие в прошлом ОРД автоматически дает право на сотрудничество с оперативными аппаратами ОВД.


Основные этапы подбора и привлечения отдельных лиц к сотрудничеству:

  • подбор кандидата, пригодного по своим возможностям для решения конкретных оперативно-тактических задач;
  • проверка и изучение кандидата (его личностных и деловых способностей и возможностей);
  • привлечение кандидата к выполнению отдельных поручений несложного характера при участии оперативного сотрудника, преимущественно профилактической направленности (например, участие в охране общественного порядка);
  • правовое закрепление (оформление) внештатного сотрудничества;
  • обучение некоторым приемам выполнения поручений по решению задач оперативно-розыскной деятельности;
  • привлечение к подготовке или осуществлению отдельных оперативно-розыскных мероприятий под руководством оперработника;
  • самостоятельное выполнение поручений по подготовке или осуществлению оперативно-розыскных мероприятий (под контролем оперработника).

Результативность сотрудничества с внештатными помощниками, как показывает практика, обеспечивается компетентным руководством со стороны работников оперативных аппаратов ОВД, которое содержит два основных компонента.

Первый: создание для внештатных сотрудников необходимого режима работы. Следует учитывать реальную возможность и личные способности выполнять предполагаемую работу, но и наличия для этого времени.

Формы организации работы внештатного сотрудника:

1) индивидуальная, предусматривающая самостоятельную деятельность по выполнению поручений под контролем оперативного работника;

2) групповая, когда внештатный сотрудник действует в группе с другими такими же сотрудниками, оказывая помощь в подготовке либо осуществлении оперативно-розыскных мероприятий с участием или под контролем сотрудника ОВД;

3) смешанная, при которой внештатный работник осуществляет оперативно-розыскные мероприятия или иное действие вместе с сотрудником оперативного аппарата.

Второй включает в себя планирование их работы (о чем уже говорилось), дачу им конкретных поручений, обучение методам и тактике их выполнения, оказание на них необходимого воспитательного воздействия, контроль за правильностью и законностью действий по выполнению поручений.

Поручение внештатному сотруднику, как правило, дает тот работник оперативного подразделения, за которым он закреплен в связи с обслуживанием последним оперативной зоны (территории), объекта или линии деятельности. Сотрудник ОВД информирует внештатного помощника об элементах оперативной обстановки, которые могут помочь ему в выполнении поручения, инструктирует о способах и методах его выполнения, определяет линию поведения, формы непосредственной связи, а также взаимодействия с другими внештатными сотрудниками и работниками ОВД. В завершении инструктажа проверяется, как внештатный сотрудник понял поручение и уяснил способы достижения его выполнения.[6]


Инструктаж может проходить и во время специальных занятий, проводимых их непосредственным руководителем либо другими наиболее подготовленными сотрудниками ОВД, прокуратуры, суда, преподавателями учебных заведений, при необходимости к занятиям могут привлекаться специалисты различных отраслей знаний.

Занятия для внештатных сотрудников должны проходить с учетом возможностей использования различных форм обучения, по специальной программе, включающей общую, юридическую и специальную подготовку.

В общую подготовку следует включать изучение комплекса вопросов, связанных с психологией и этикой общения, педагогикой, психиатрией, оказанием медицинской помощи и пр.

Юридическая подготовка должна предусматривать изучение основ административного и уголовного права, уголовного процесса, организации и тактики защиты личности, собственности, чести и достоинства граждан. Внештатные помощники должны иметь четкое представление о содержании институтов необходимой обороны и крайней необходимости.

Специальная подготовка должна включать изучение основ предупреждения, раскрытия преступлений и розыска преступников, тактики сбора оперативно-значимой информации, распознания преступников по поведению и внешности, одежде и другим признакам, а также приемов самообороны, задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений.

Воспитательное воздействие на внештатных сотрудников оказывается в процессе общения с ними при даче поручений, инструктажах о порядке их выполнения, обучении, а также при осуществлении контроля и должно быть основано на неукоснительном соблюдении законности.

За оказание активной помощи в борьбе с преступностью внештатные сотрудники могут поощряться руководством органа внутренних дел.

§ 2.2. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, проблемы правового регулирования

В ст. 18 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" впервые были закреплены вопросы социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Отношения гласного и негласного сотрудничества контролируются и охраняются государством. Таким образом, государство гарантирует лицам, сотрудничающим с подразделениями, осуществляющими ОРД, социальную и правовую защиту. Но прошу заметить, что главной проблемой толкования данной нормы является то, что основные гарантии и права распространяются на лиц, осуществляющих данную деятельность исключительно на контрактной основе.


В ч. 3 ст. 18 Закона точно не указан круг лиц, на которых распространяются гарантии данной нормы, существует лишь расплывчатая формулировка «здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность». Законодатель употребляет такой термин как «отдельные лица» и не понятно, какой круг лиц он имеет в виду. Но все же в данной норме закреплены гарантии защиты со стороны государства, что при получении сведений о возникновении реальных угроз жизни, здоровью, имуществу таких лиц, а также членов их семей или близких органы внутренних дел обязаны принять достаточные меры по предотвращению противоправных действий. Если же такие действия уже совершены, то предпринимаются меры оперативно-розыскного, уголовно-процессуального и иного характера по установлению виновных и привлечению их к ответственности.

Гарантии правовой защиты определены для лица “из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным способом загладившее причиненный вред”[7], освобождается от уголовной ответственности. Основания освобождение от уголовной ответственности предусмотрены ст.75 УК РФ в связи с деятельным раскаянием. Ее расширительное толкование дает основания претендовать на освобождение от уголовной ответственности не только лицам из числа членов преступной группы, но и лицу, впервые совершившему преступление небольшой тяжести, деятельное раскаяние которого проявилось в форме оказания содействия подразделениям ОВД, осуществляющим ОРД. Так же выполнению ряда условий, предусмотренных нормами УК РФ, без чего не может быть принято решение об освобождении от уголовной.

Следующая социальная гарантия, предусмотренная ч.5 ст.18 Закона, распространяется на всех лиц, сотрудничающих с органами внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Данные лица имеют право получать вознаграждение и другие выплаты, на что из федерального бюджета по статье сметы “Особые расходы” выделяются финансовые средства. Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие выплаты налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются. Однако лица, оказывающие конфиденциальную помощь оперативным подразделениям ОВД без оформления контракта, моральное и материальное стимулирование их результативной работы получают только в разовом порядке. Те, кто сотрудничает с указанными органами на контрактной основе, для таких лиц сотрудничество с ОВД является основным родом занятий, имеют право на ежемесячное денежное содержание, а период их содействия по контракту по их желанию включается в общий трудовой стаж. При этом исчисление трудового стажа может устанавливаться в льготном порядке. Это, в свою очередь, в соответствии с законодательством о государственных пенсиях обусловливает возможность их пенсионного обеспечения.