Файл: Объекты авторского права (Понятие и правовые основания признания произведения объектом авторского права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 295

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выражение произведения в устной форме значительно затрудняет реализацию и за­щиту авторских прав на него, довольно сложно заключить в этом случае авторский дого­вор.

Законом в качестве признака, необходимого для признания произведения объектом авторского права, возможность воспроизведения прямо не предусмотрена. Тем не менее в юридической литературе часто подчеркивается важность данного признака.

Например, В. Хохлов отмечает, что законодатель прямо не указал на воспроизводи­мость произведения как обязательный признак, ограничившись ссылкой на наличие определенной объективной формы. Однако ссылка на «объективную форму» может и должна пониматься как обозначение неких объективных процессов во внешнем мире, которые вызвали последствия в результате презентации формы. Нельзя же утверждать, что допустимо считать объектом авторского права и такие произведения, с которыми никто не знаком, а материальный или иной объективный носитель их содер­жания отсутствует[3].

Требование относительно выражения произведения в объективной форме как основа­ния для охраны его авторским правом преследует цель обеспечения воспроизводимости произведения.

Согласно ст. 1257 ГК РФ автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Для того чтобы произ­ведение охранялось авторским правом, оно должно быть создано творческим трудом. Наличия объективной формы недостаточно, необходимо также содержание, которое представляет собой определенный результат творческого труда. А этот результат, в свою очередь, должен быть выражен в объективной форме.

В. Хохлов отмечает, что целесообразно различать творческий подход к делу, наличие признаков творчества в процессе деятельности и признак творчества в полу-ченном результате; для определения какого-либо произведения как творческого важно, конечно же, последнее. С точки зрения задач правового регулирования вовсе не требуется уста­навливать степень напряжения мысли и неординарность подходов автора в процессе создания полученного результата. Достаточно, если есть возможность квалифициро­вать итог в качестве связанного с индивидуальностью автора, поэтому на практике творческий характер всех произведений, созданных лично автором (авторами), презю­мируется, предполагается имеющимся, пока не доказано иное[4].

В и. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитраж­ного Суда РФ от 26 марта 2009 года № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторско­го права.


Иначе говоря, для того чтобы произведение было признано объектом авторского пра­ва, оно не обязательно должно быть абсолютно новым. На это часто обращается внима­ние в юридической литературе[5].

Творческая деятельность предполагает создание чего-либо нового. Для определения творческого характера произведения абсолютная новизна не является обязательным условием. Если бы авторское право распространялось на идеи, авторам нужно было бы постоянно придумывать что-то абсолютно новое и уникальное, чтобы не заимствовать чужие идеи, а это привело бы к упадку развития творческой деятельности. Многих авто­ров на создание произведений нередко вдохновляют идеи, раскрытые в произведениях созданных ранее.

Например, сюжет детективно-приключенческого романа английского писателя В. Каннинга «Письма Скорпиона», в котором главные герои преследуют преступника- шантажиста по прозвищу Скорпион, вызывает некоторые ассоциации с сюжетом рас­сказа А. Конан Дойля «Конец Чарльза Огастера Милвертона», где Шерлок Холмс и доктор Ватсон преследуют преступника-шантажиста. Поскольку рассказ А. Конан Дойля был написан раньше, чем роман В. Кан-нинга, можно предположить, что В. Каннинг заимствовал для написания своего романа идею А. Конан Дойля.

Д. Липцик относительно правового положения идей отмечает, что они могут представ­лять большую коммерческую или художественную ценность. Присвоение чужой идеи способно причинить ущерб, что, если его не возместить, будет несправедливо. В такого рода случаях необходимо помнить, что, хотя отказ от авторско-правовой охраны идей и объясняется вполне конкретными соображениями, это не означает отсутствия в подоб­ной ситуации правовых средств защиты. Обязательство возместить причиненный ущерб может быть предусмотрено другими институтами частного права и на него распространимы, например, положения о неосновательном обогащении или о недобросо­вестной конкуренции. В случае, например, если будет установлен состав преступления разглашение тайны, наступает ответственность по уголовному законодательству.[6]

В и. 2 ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» под информацией, составляющей коммерческую тайну (секрет производства), понимаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональ­ной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободно­го доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.


Например, вероятна следующая ситуация. У творческого работника кинокомпании возникла идея создания фильма с сюжетом на тему, являющуюся в силу каких-либо не­давних событий актуальной. Продюсер, ознакомившись с идеей, решит, что картина, созданная на основе упомянутого сюжета, будет иметь успех у зрителей, что, в свою оче­редь, приведет к получению кинокомпанией большой прибыли. Поэтому руководство кинокомпании в отношении идеи такого фильма может ввести режим коммерческой тай­ны.

Если конкурирующей кинокомпании станет известно об идее создания данной карти­ны и она реализует ее раньше, создание картины первой кинокомпанией уже не принесет ожидаемой коммерческой выгоды. То есть в данной ситуации заимствование чужой идеи способно причинить материальный ущерб. Но идея в данном случае охраняется законода­тельством не об авторском праве, а о коммерческой тайне.

Требование закона о том, что произведение для признания его объектом авторского права должно носить творческий характер, означает, что для объекта авторского права имеет значение не только объективная форма, но и содержание произведения. Если со­держание результат творческого труда, то в совокупности с объективной формой оно и составляет объект авторского права.

Итак, основными признаками, которым должно соответствовать произведение как объект авторского права, являются объективная форма, в которой должно быть выражено произведение, а также творческий характер произведения, наличие которого определяется характером художественной формы.

1.2 Перечень способов использования объектов авторского права

Перечень интеллектуальных прав на произве­дения науки, литературы и искусства приведен в ст. 1255 ГК РФ. Согласно данному перечню автору произведения принадлежат следующие права:

исключительное право на произведение;

право авторства;

право автора на имя;

право на неприкосновенность произведения;

право на обнародование произведения.

Особо ГК РФ выделяет случаи, когда автору произведения кроме указанных прав принадлежат другие права, такие как право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к про­изведениям изобразительного искусства.


При этом в качестве автора произведения, являющегося объектом авторского права, ГК РФ называет гражданина, творческим трудом которо­го это произведение создано. Ранее в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» термин «автор» обозначал физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Однако, учитывая, что в качестве участников отношений, регулируемых гражданским законодательством, ГК РФ называет именно граждан и юридических лиц (ст. 2 ГК РФ), такая замена одного термина на другой обоснована необходимостью соответствия специальных норм IV части ГК РФ основным по­ложениям гражданского законодательства.

В составе личных неимущественных прав выделяют право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения и защиту произведения от искажений. И как было отмечено ранее, такие права охраняются бессроч­но. Кроме того, в силу положений ст. 1267 ГК РФ автор при составлении завещания вправе назначить лицо (исполнителя завещания), у которого после смерти автора возникнет пожизненная обязанность по охране авторства, имени автора и неприкосно­венности произведения. Если же автор не назна­чит исполнителя завещания в данной части, либо исполнитель завещания откажется от выполнения указанных полномочий, охрана названных личных неимущественных прав осуществляется наслед­никами автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами[7].

К исключительным правам, являющимся пра­вами имущественного характера, относится право автора и/или иного правообладателя распоряжать­ся результатом интеллектуальной деятельности лю­бым не противоречащим закону и существу такого права способом, в том числе путем его отчуждения другому лицу или предоставления другому лицу права использования результата интеллектуальной деятельности в установленных договором преде­лах. Перечень способов использования результа­та интеллектуальной деятельности указан в п. 2 ст. 1270 ГК РФ. Так, использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответству­ющие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:

воспроизведение произведения, т. е. изготов­ление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения;


распространение произведения путем про­дажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;

публичный показ произведения, т. е. любая демонстрация оригинала или экземпляра произве­дения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непос­редственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо оттого, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одно­временно с демонстрацией произведения;

импорт оригинала или экземпляров произ­ведения в целях распространения;

прокат оригинала или экземпляра произ­ведения;

публичное исполнение произведения, т. е. представление произведения в живом исполне­нии или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, неза­висимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;

сообщение в эфир, т. е. сообщение произ­ведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю;

сообщение по кабелю, т. е. сообщение про­изведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптичес­кого волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неогра­ниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;

перевод или другая переработка произве­дения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсце­нировки и тому подобного);

практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово­паркового проекта;

доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).