Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты проведения анализа собственного капитала
1.1 Собственный капитал, его структура
1.2 Методика анализа и управлением собственным капиталом
Глава 2 Анализ собственного капитала ООО «Строймаркет»
2.1 Общая характеристика организации
2.2 Исследование динамики и структуры собственного капитала организации
2.3 Анализ эффективности использования собственного капитала предприятия
Исследование накопленного капитала основано на изучении основного элемента капитала – нераспределенной прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов, выплаты дивидендов и использования на другие цели. Анализ нераспределенной прибыли необходимо начинать с исследования формирования чистой прибыли, факторов ее определяющих.
Предложенная методика анализа собственного капитала позволяет систематизировать последовательность исследования и процедуры оценки его элементов, порядка формирования и эффективности использования, что необходимо для принятия управленческих решений по инвестированию предприятия и развитию его стратегии.
Глава 2 Анализ собственного капитала ООО «Строймаркет»
2.1 Общая характеристика организации
ООО «Строймаркет» является специализированным предприятием, выполняющим полный комплекс общестроительных и монтажных работ при строительстве зданий и сооружений I и II уровней ответственности, имеет лицензии на проектирование этих зданий и выполнение функций заказчика-застройщика. Предприятие участвует в реализации федеральных целевых программ: «Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы», «Глобальная навигационная система».
Особое внимание руководством ООО «Строймаркет» всегда уделялось и уделяется правильному планированию и тщательной подготовке производства, обеспечивающим своевременное и качественное выполнение работ. В настоящее время предприятием получены сертификаты соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 по строительно-монтажным работам и промышленному производству строительных конструкций и изделий. На предприятии работает аттестованная лаборатория неразрушающего контроля металла и сварных соединений. Освоены и широко используются новые технологии, прогрессивные материалы, расширяются производственные базы (включая заводы, складские базы и базы механизации).
Основные направления деятельности:
- монтаж бетонных, железобетонных и стальных конструкций, фундаментов и кровель;
- монолитное бетонирование;
- каменные работы;
- отделочные работы;
- санитарно - технические, вентиляционные и электромонтажные работы;
- прокладка наружных коммуникаций (теплосети, водоснабжение и канализация, газопроводы, электрический кабель);
-монтаж котельных, ЦТП, насосных станций, КИПиА, технологического оборудования с обвязкой;
- пуско-наладка систем: КИПиА, вентиляции и кондиционирования воздуха, дымоудаления с оформлением паспортов вентсистем;
- производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Организационная структура управления ООО «Строймаркет» отображена на рисунке 2.1.
Руководитель ООО «Строймаркт»
Заместитель руководителя по финансовым вопросам
Отдел снабжения
Производственный отдел
Отдел
кадров
Бухгалтерия
Склады
Производственные цеха
Рисунок 2.1 - Организационная структура ООО «Строймаркет»
Организационная структура предприятия в целом отвечает масштабу и характеру финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Тип организационной структуры, существующей на данном предприятии, можно определить как линейная. Линейная структура основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдать распоряжения имеет только руководитель. Такая структура выглядит в виде иерархической лестницы, т. е. каждый имеет одного руководителя, а руководитель имеет несколько подчиненных.
2.2 Исследование динамики и структуры собственного капитала организации
Показатели структуры собственного капитала представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Исследование структуры собственного капитала ООО «Строймаркет» за 2014 г.
Показатели |
Абсолютные величины, тысяч рублей |
Удельные веса в общей величине собственного капитала, % |
Изменения (+,-) |
||||
На начало года |
На конец года |
На начало года |
На конец года |
В абсолютных величинах |
В удельных весах |
Темп прироста, % |
|
Уставный капитал Добавочный капитал Резервный капитал Нераспределенная прибыль Общий размер собственного капитала |
2320 12916 20 1485 16741 |
2320 12916 55 2144 17435 |
13,9 77,2 0,1 8,8 100 |
13,3 74,1 0,3 12,3 100 |
0 0 +35 +659 +694 |
-0,6 -3,1 +0,2 +3,5 0 |
0 0 +175 +44 +4 |
Подсчитаем удельные веса на начало и на конец 2014 года. Для этого разделим каждую размер капитала предприятия на общую размер всего собственного капитала.
Доля уставного капитала на начало 2014 г. составляет: 2320/16741*100 = 13,9 %, на конец 2014 г.: 2320/17435*100 = 13,3 %.
Доля добавочного капитала на начало 2014 г. равна: 12916/16741*100 = 77,2 %, на конец 2014г.: 12916/17435 *100 = 74,1 %.
Доля резервного капитала на начало года составляет: 20/16741*100 = 0,1 %, на конец года составляет: 55/17435*100 = 0,3 %
И, наконец, доля чистой прибыли предприятия на начало года равна: 1485/16741*100 = 8,8 %, на конец года: 2144/17435*100 = 12,3 %
Наибольший удельный вес в собственном капитале ООО «Строймаркет» занимает добавочный капитал. Это говорит о том, что на предприятии часто проводится переоценка объектов основных средств в связи с их постоянно возрастающей стоимостью. Второе место занимает уставный капитал предприятия, Далее - чистая прибыль, которая к концу 2014 года почти достигла величины уставного капитала.
Далее посчитаем отклонения величины собственного капитала за год в абсолютном выражении и в процентах (темп прироста), а также отклонения в удельном весе.
Резервный капитал: 55 - 20 = 35 тысяч рублей, 0,3 % - 0,1 % = 0,2 %, 55/20*100 - 100 = 175%.
Чистая прибыль: 2144 - 1485 = 659 тысяч рублей, 12,3 % - 8,8 % = 3,5 %, 2144/1485*100 - 100 = 44 %
Изменение уставного капитала и добавочного капитала за год не произошло, а вот их удельный вес снизился в общей величине собственного капитала соответственно на 0,6 % и 3,1 %. Это объясняется тем, что возросла размер резервного капитала на 35 тысяч рублей (или на 175%) и чистой прибыли предприятия на 659 тысяч рублей (или на 44%), по сравнению с началом года. Увеличился и их удельный вес: резервного капитала на 0,2 % и чистой прибыли предприятия на 3,5 %.
В целом размер собственного капитала предприятия возросла на 694 тысяч рублей (на 4 %), по сравнению с началом года, что рассматривается как положительная тенденция.
Аналогично проанализируем структуру и изменения собственного капитала ООО «Строймаркет» за 2015 год.
Таблица 2.2
Исследование структуры собственного капитала ООО «Строймаркет» за 2015 г.
Показатели |
Абсолютные величины, тысяч рублей |
Удельные веса в общей величине собственного капитала, % |
Изменения (+,-) |
||||
На начало года |
На конец года |
На начало года |
На конец года |
В абсолютных величинах |
В удельных весах |
Темп прироста, % |
|
Уставный капитал Добавочный капитал Резервный капитал Нераспределенная прибыль Общая размер собственного капитала |
2320 12916 55 2144 17435 |
2320 12916 55 4869 20160 |
13,3 74,1 0,3 12,3 100 |
11,5 64,1 0,3 24,1 100 |
0 0 0 +2725 +2725 |
-1,8 -10 0 +11,8 0 |
0 0 0 +127 +15,6 |
В отчетном году изменения собственного капитала произошли только по чистой прибыли:
4869 - 2144 = 2725 тысяч рублей , 4869/2144*100 - 100 = 127 %
Сумма чистой прибыли предприятия увеличилась более, чем в 2 раза, что говорит о том, что предприятие наращивает обороты производственной деятельности.
Общая размер собственного капитала увеличилась на сумму увеличения чистой прибыли: 2725 тысяч рублей , а темп прироста составил: 20160/17435*100 - 100 = 15,6 %.
Произошли и изменения удельных весов статей собственного капитала. Удельный вес нераспределенной прибыли предприятия увеличился на 11,8 % и составил на конец 2015 года 24,1 % от общей величины собственного капитала предприятия, то есть почти одну четвертую его часть. Удельные веса уставного и добавочного капиталов снизились на 1,8 % и 10 % соответственно и составили на конец года 11,5 % и 64,1 %.
За два года деятельности предприятия видна тенденция увеличения доли чистой прибыли предприятия в общей стоимости собственного капитала. Это говорит, что ООО «Строймаркет» ведет успешную деятельность и расширяет свои позиции на рынке.
Теперь сравним размер собственного капитала с величиной заемного капитала и их динамику за 2014 и 2015 года. Удельный вес собственного капитала на начало 2014 года: 16741/60223*100 = 28 %, на конец 2014 года: 17435/86184*100 = 20 %. Удельный вес заемного капитала на начало 2014 года: 43482/60223*100 = 72 %, на конец 2014 года: 68749/86184*100 = 80 %
Отклонения заемного капитала в 2014 г.: 68749 - 43482 = 25267 тысяч рублей , 68749/43482*100 - 100 = 58 %. Удельный вес собственного капитала на конец 2015 года: 20160/152325*100 = 13 %. Удельный вес заемного капитала на конец 2015 года: 132165/152325*100 = 87 %
Таблица 2.3
Исследование структуры капитала предприятия за 2014 г.
Показатели |
Абсолютные величины, тысяч рублей |
Удельные веса в общей величине собственного капитала, % |
Изменения (+,-) |
||||
На начало года |
На конец года |
На начало года |
На конец года |
В абсолютных величинах |
В удельных весах |
Темп прироста, % |
|
Собственный капитал предприятия Заемный капитал Пассив баланса |
16741 43482 60223 |
17435 68749 86184 |
28 72 100 |
20 80 100 |
+694 +25267 +25961 |
-8 +8 0 |
+4 +58 +43 |
Собственный капитал предприятия Заемный капитал Пассив баланса |
17435 68749 86184 |
20160 132165 152325 |
20 80 100 |
13 87 100 |
+2725 +63416 +66141 |
-7 +7 0 |
+15,6 +92 +77 |
Отклонения заемного капитала в 2015 г.: 132165 - 68749 = 63416 тысяч рублей , 132165/68749*100 - 100 = 92 %
В результате проведенного исследования видно, что общий объем собственного капитала за 2014 - 2015 года увеличивается, однако удельный вес собственного капитала за два года снизился: с 28 % до 20 % в 2014 году и с 20 % до 13 % в 2015 году. Это объясняется значительным увеличение заемного капитала: на 25267 тысяч рублей (58 %) в 2014 г. и на 63416 тысяч рублей ( 92 %) в 2015 г.
Рассчитаем коэффициенты соотношения заемного и собственного капитала за 2014 - 2015 года и сравним их в динамике.
На начало 2014г.: Кз/с = 43482/16741 = 2,6
На конец 2014г., начало 2015 г.: Кз/с = 68749/17435 = 3,9
На конец 2015 г.: 132165/20160 = 6,6
На этом примере наглядно видно, как возрастает коэффициент соотношения заемных и собственных средств. Размер заемных средств все более возрастает и определяет все большую зависимость ООО «Строймаркет» от кредиторов и снижает финансовую устойчивость предприятия.
Далее осталось выяснить эффективность использования собственного капитала в ООО «Строймаркет» и подвести общие итоги.
2.3 Анализ эффективности использования собственного капитала предприятия
Эффективность использования собственного капитала - один из главных показателей деятельности предприятия. Зная, какие факторы оказывают наибольшее влияние на эффективность, можно разработать рекомендации по ее повышению.
Основные показатели эффективности использования собственного капитала - это рентабельность и капиталоотдача. Помимо рентабельности эффективность можно оценить и через некоторые коэффициенты, отражающие разные стороны деятельности организации.
Коэффициент накопления собственного капитала:
На начало 2014 г.: (20 + 1485)/16741 = 0,09
На начало 2015 г.: (55 + 2144)/17435 = 0,13
На конец 2015 г.: (55 + 4869)/20160 = 0,24
Доля собственных средств, направляемых на развитие основной деятельности все возрастает, что ведет к экономическому развитию предприятия и увеличению собственного капитала.
Коэффициент маневренности собственного капитала:
На начало 2014 г.: 49280/16741 = 2,94
На начало 2015 г.: 73880/17435 = 4,24
На конец 2015 г.: 142951/20160 = 7,09
Коэффициент маневренности собственного капитала все возрастает. Это означает, что большая часть собственного капитала вложена в оборотные средства, а это увеличивает капиталоотдачу.