Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Эмоции и их выражение).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Способы выражения эмоций человека с помощью невербальных средств
1.2.1. «Многоречивая» мимика человека
1.2.2. О чем говорят позы и жесты
2. МЕТОДИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОЦИО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
2.1. Ретроспектива развития знаний о невербальном языке в междисциплинарном контексте
2.2. Современные направления в исследовании невербального поведения
2.3. Становление понятийного аппарата
2.4. Невербальное поведение в групповом фокусированном интервью
Вообще практика сравнения поведения человека с животными идет от Аристотеля. В своей «Физиогномике» он соотносит признаки, по которым можно распознать характер человека, с признаками животных. Например, по мнению Аристотеля, если у человека большие глаза - он ленив (сходство с волом), маленькие - малодушен (сходство с обезьяной), если у него рыжие волосы - хитрый (сходство с лисой) и т.д. Однако Дарвина в первую очередь интересовали механизмы перехода внутренних состояний во внешние выражения. Ученый ставил перед собой задачу понять причины возникновения невербальных символов экспрессивного поведения. Он попытался также объяснить механику возникновения тех или иных невербальных движений, проследить, работа каких мышц заставляет нас совершать эти движения (например, «причины косого положения бровей при страдании»).
В XX столетии изучением невербального поведения стала заниматься в основном психология. Именно эта наука дала ответы на многие вопросы, смогла классифицировать это явление, описать его наиболее полно по сравнению с попытками, предпринимавшимися ранее в других областях знания.
Долгое время изучение невербального поведения в психологии осуществлялось в русле идей, сформулированных Дарвином. Одно из поворотных открытий психологии в отношении невербального поведения - признание его коммуникативной функции. Российский ученый С.Л. Рубинштейн сформулировал утверждение о том, что выразительные движения не являются простым сопровождением эмоций, как считал Дарвин; они выполняют «определенную актуальную функцию, а именно - функцию общения; они - средство сообщения и воздействия, они - речь, лишенная слова, но исполненная экспрессии»[27].
2.2. Современные направления в исследовании невербального поведения
За последние несколько десятилетий возникали различные направления и школы, которые развивались, сливались, распадались, а на их месте возникали новые. Так, долгое время, до середины XX века, и в западной, и в российской психологии культивировался подход к невербальному общению как сопровождению вербального ряда - паралингвистический подход. В его рамках исследователей в основном интересовали такие явления, как частотный диапазон речи, громкость голоса, скорость и длительность речи, изменения мелодики, распределение пауз, речевые ошибки, звуковые заполнители пауз (звуки типа «м-м-м» или «э-э-э»). Исследователи данного направления полагали, что невербальное поведение «иллюстрирует» наши слова, помогает лучше донести до собеседника их смысл, т.е. имеет вспомогательное значение по отношению к речевому поведению.
Помимо паралингвистического, в изучении невербального общения долгое время ведущую роль играл лингвоцентрический подход, в рамках которого невербальные средства изучались по образу и подобию человеческой речи, на основе лингвистических критериев.
Психологи Е. Фейгенберг и А. Асмолов объясняют причины доминирования лингвоцентрического подхода в изучении невербального поведения тем, что «современный человек живет в мире слов, в лингвистическом мире, а древнее высказывание «вначале было слово» во многом определяет логику исследований в поведенческих и социальных науках»[28]. Весьма показательна точка зрения крупного лингвиста
Э. Бенвениста, который писал, что «вне языка есть только неясные побуждения, воле-вые импульсы, выливающиеся в жесты и мимику»[29].
Апогеем лингвоцентрического подхода стала лингвистическая модель, которую в 60-х годах предложил исследователь Бёрдвистл - один из представителей школы символического интеракционизма. По мнению Бёрдвистла, символические интеракции между людьми включают в себя ограниченный репертуар из 50-60-ти элементарных движений, жестов и поз тела. Поведение человека складывается из кинем - элементарных единиц движения (как бы «букв» движения тела), точно так же как человеческая речь организуется из последовательности слов. Именно Бёрдвистл первым ввел понятие кинесики (знания о невербальных движениях человека в процессе общения), которое продолжает использоваться в психологии.
Во второй половине XX века был проведен ряд исследований речевых нарушений, возникающих при локальных повреждениях мозга - афазиях. Психологами Келманом, России и Валенстайном были получены результаты, которые явно указывали на что, что многие люди с нарушениями речи сохраняют способность опознавать пантомиму. России делает вывод, что хотя нарушения речи и опознания пантомимы могут иногда коррелировать друг с другом, но представляют собой явления различного происхождения. Это говорит о том, что физиологически невербальный канал передачи информации может существовать автономно от речевого. Эти исследования пошатнули позиции сторонников паралингвистического и лингвоцентрического подходов.
Сильным аргументом против лингвоцентрического подхода стали исследования американского психолога П. Экмана, который долго занимался изучением универсальности основных человеческих эмоций (счастье, удивление, страх, гнев, отвращение и грусть) вне зависимости от культурных различий и уровня цивилизованности человека. Экман провел множество исследований и пришел к выводу, что практически во всем мире люди одинаково выражают и интерпретируют эти эмоции.
Наконец, американский исследователь Р. Харрисон внес определенность в статус невербального языка. Результаты его работ показали, что вербальный язык обладает следующими характеристиками - дискретностью, произвольностью, определенностью, в то время как невербальный язык имеет прямо противоположные характеристики - континуальность, непроизвольность, вероятностное происхождение. На основании этого Харрисон сделал вывод, что значительная часть невербальных текстов вообще не может быть переведена в код какого-либо языка без существенной потери их смысла для партнеров.
После серии исследований в этой области западные ученые отказались от лингвоцентрического и паралингвистического подходов в изучении невербального поведения. С этого момента (40-70-е годы) зарождается деятельностный подход, суть которого в том, что невербальная коммуникация представляет собой непосредственный канал передачи личностных смыслов. Сейчас деятельностный подход преобразовался в направление, которое современные психологи называют личностным подходом. В его рамках невербальное общение выступает формой существования, развития, а также способом целенаправленного формирования личности как индивидуальности и субъекта общения в социуме. Таким образом, еще одним важным достижением психологии можно считать включение социального контекста в изучение невербального поведения. Однако следует оговориться, что некоторые российские психологи до сих пор придерживаются в своих работах паралингвистического либо лингвоцентристского подхода в изучении невербального языка.
2.3. Становление понятийного аппарата
По мере появления все новых исследований оказалось, что полученной информации достаточно много, но она разрознена. Кроме того, в российской психологии процесс формирования понятийного аппарата до сих пор не завершен. Сложилось множество терминов, которые понимаются по-разному (невербальное общение, невербальное поведение, невербальные коммуникации, невербальные интеракции, язык тела и т.п.). Это связано, в том числе с некорректным использованием терминов, переведенных с иностранных языков, а также с большим акцентом на определение "невербальный" и противопоставлением этого вида общения речи. На путаницу в терминологии повлияли также отличия в подходах к изучению невербальных явлений разных психологических школ и течений. Но, судя по всему, в последнее время наблюдается стремление к интеграции различных подходов. По мнению современных специалистов, можно говорить о появлении «психологии невербального общения» как области психологических знаний, аккумулирующей в себе различные школы, подходы и теории.
Разными психологами определяются отдельные понятия, предпринимаются попытки рассмотреть системы, группы понятий. Одна из наиболее удачных терминологических систем, предложена российским психологом В. Лабунской (приводится ниже).
Невербальное общение - наиболее широкое и абстрактное понятие. Невербальное общение - это средство передачи информации, организации взаимодействия, формирования собственного образа, представления о партнере, осуществления влияния на другого человека невербальными средствами. Невербальное общение в понимании социальной психологии влечет за собой изменения в когнитивной и эмоциональной сфере личности, в области отношений и взаимоотношений, в формах поведения и способах обращения к другим людям.
Невербальное поведение - включено в понятие невербального общения. Его характеризуют целостность, или континуальность, непроизвольность и вариабельность. Очень важной характеристикой является непроизвольность, которая подразумевает неосознанное использование невербальных символов, формирующих имплицитные, т.е. скрытые коммуникации.
Невербальные коммуникации - данное понятие включено в понятие невербального поведения. Под невербальными коммуникациями понимается «система невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообщения с большой степенью точности, которая в той или иной степени отчуждена и независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как лингвистическая знаковая система»[30]. Иными словами, это в основном произвольные жесты, телодвижения, позы, которые приняты в конкретном социуме и могут варьироваться в зависимости от культурной среды или места проживания (например, жесты приветствия). Основными характеристиками невербальных коммуникаций, отличающими их от невербального поведения, являются произвольность, дискретность и инвариантность.
Невербальная интеракция - единица невербального общения, единичное взаимодействие в процессе невербального общения, которое, в свою очередь, характеризуется, протяженностью во времени. В основе невербальной интеракции «лежат механизмы согласования, подстройки, переноса программ невербального поведения»[31]. Невербальная интеракция - это обмен программами невербального поведения или невербальной коммуникации и одновременно результат данного обмена.
Резюмируя, следует отметить, что основными заслугами психологии можно считать открытие и изучение коммуникативной функции невербального языка, признание невербального языка самостоятельным явлением, существующим вне зависимости от вербального, а также развитие исследований социальных аспектов невербального общения. Знания о невербальном поведении используются и развиваются многими разделами психологии - тендерной, детской психологией, психолингвистикой, психологией затрудненного общения, патопсихологией; а также в других науках и областях знаний - культурологии, этнографии, криминологии, антропологии, филологии. Знания о невербальном языке стали активно использовать во многих прикладных областях бизнеса - рекламе, менеджменте, деловом общении, ведении переговоров, управлении персоналом. Этой теме посвящаются специальные тренинги и множество книг.
Итак, наработки в области невербального поведения представляют собой довольно разрозненную картину. Каждая отдельная область знаний сначала заимствовала уже накопленные знания о невербальном языке, а затем развивала и дополняла их в соответствии со своими потребностями. Социологии также придется самостоятельно решать методологические задачи, связанные с невербальным языком.
2.4. Невербальное поведение в групповом фокусированном интервью
Необходимость применения знаний о невербальном поведении возникла в связи с появлением и развитием качественных методов в исследованиях. Фокус-группы - частный случай таких исследований. Это метод, который широко используется не один десяток лет в маркетинговых исследованиях за рубежом и немногим больше десятилетия - в России. Его эффективное развитие крайне затруднительно без навыков работы с невербальным поведением. В процессе обсуждения может существенно затрагиваться мотивационная, ценностная и другие структуры личности. Необходимо всецело контролировать состояние участников в процессе исследования, создавая возможности для того, чтобы они «раскрылись», и соответственно отслеживать многие показатели состояния респондента - степень усталости, открытость, искренность и т.п., чувствовать изменения в состоянии респондента и сразу реагировать на них. Знания исследователя о невербальном поведении и умение работать с ним напрямую влияют на достоверность получаемой информации.