Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Эмоции и их выражение).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

визуально-тактильные;

визуально-акустическитактильные жесты.

Основными являются визуальные жесты, поскольку реакция по визуальному каналу часто опережает вербальную.

Например, кивок головой в знак согласия значительно опережает словесный утвердительный ответ.19 В языке жестов, употребляемом в повседневном общении, выделяются два типа жестовых семиотических систем — жесты-знаки и жесты-сигналы.

Жесты-знаки — это преднамеренно воспроизводимые движения или позы рук и головы, рассчитанные на чье-либо восприятие и предназначенные для передачи информации.

Жесты-сигналы непроизвольны, неосознанны и не рассчитаны на чье-либо восприятие (хотя и имеют значение для опытного наблюдателя).

Все жестовые средства общения делятся на натуральные, дактилологические и конвенционные.

Натуральные жесты (естественные и потенциально естественные) употребляются в обыденном общении совместно с речью, усваиваются в контексте повседневного общения без специального обучения.

Конвенционные жесты (условные, символические) относительно независимы от языка, они повторяют структуру языка и требуют специального обучения. К таким жестам относятся, например, тайный язык жестов кочевых народов, язык жестов американских индейцев, системы жестов глухонемых, ритуальные жесты монахов, системы профессиональных жестов (регулировщиков дорожного движения, спортивных судей, дирижеров, водолазов, строителей, военных и т.д.).

Дактилологические жесты — своеобразная форма речевого общения, воспроизводящая посредством пальцев рук орфографическую форму слова речи, поскольку использует дактильную азбуку.

Тем самым дактилология сочетает в себе признаки как устной речи, поскольку используется для оперативного общения, так и письменной, поскольку имеет форму последовательности знаков в соответствии с нормами орфографии.

Выбор жеста (из принятых в определенной национальной культуре) обусловливается не только конкретной коммуникативной ситуацией, отношениями между коммуникантами (случайные, официальные, интимные, дружеские и др.), но и личностью исполнителя. Жесты могут многое рассказать о человеке. Они могут указать на национальность, темперамент, эмоциональное состояние, отношение к собеседнику. Жесты показывают внутреннее состояние, характер высшей нервной деятельности человека, склонность к логическому или художественному типу и т.д.

Таким образом, каждой личности свойственна своя манера жестикуляции. Она характеризуется формально-динамическими особенностям (темп, амплитуда, плоскость выполнения, количество жестов) и содержанием (индивидуальный жестовый тезаурус личности, включающий типичные жесты человека). Все эти особенности более или менее устойчивы, но могут меняться при изменении эмоционального состояния человека.


Любого человека выдают жесты, и очень многие эмоции при неподвижном лице выдают руки. Раскрытые руки ладонями вверх означают искренность, открытость, расстегнутый пиджак — открытость, дружеское расположение.

Руки спрятаны (за спину, в карманы) — чувство собственной вины или напряженное восприятие ситуации. Руки скрещены на груди — защита, оборона. Кулаки сжаты (или пальцы вцепились в какой-то предмет до побеления суставов) — защита, оборона. Человек сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена вперед или набок, опирается на руку — заинтересованность, внимательное слушание. Человек опирается подбородком на ладонь с согнутыми пальцами, при этом указательный палец вытянут вдоль щеки — критическая оценка. Почесывание подбородка, прищуривание глаз — обдумывание решения. Человек медленно снимает очки, протирает стекла — желание выиграть время, подготовка к решительному сопротивлению. Человек прикрывает рот рукой во время своего высказывания — обман. Человек прикрывает рот рукой во время слушания — сомнение, недоверие к говорящему. Человек избегает на вас смотреть — скрытность, утаивание своей позиции. Взгляд в сторону от вас — подозрение, сомнение. Говорящий касается носа или века (чаще указательным пальцем) — обман. Слушающий слегка касается века, носа или уха — недоверие к говорящему. При рукопожатии человек держит свою руку сверху — превосходство, уверенность, признак доминирования. При рукопожатии человек держит свою руку снизу — подчинение. Ноги или все тело человека обращены к выходу — желание уйти. Рука человека находится в кармане, большой палец снаружи — превосходство, уверенность. Пиджак застегнут на все пуговицы — официальность, подчеркивание дистанции.

Человек сидит верхом на стуле — агрессивность. Зрачки расширены — заинтересованность или возбуждение. Зрачки сузились — скрытность, утаивание позиции. Пальцы рук сложены домиком — этот жест имеет одно-единственное толкование — уверенность. Мужчины чаще располагают такой домик на столе, женщины — на коленях.

Если человек прячет руки в карманы, значит, он что-то скрывает, а если сжимает их в кулак, значит, чувствует угрозу, чего-то боится. Классический признак лжи — рука, мелькающая надо ртом или рядом с ним. О неуверенности или страхе говорят такие жесты, как почесывание лба или скрещивание рук за спиной. Вообще, привычка держать руки за спиной говорит о том, что человек отсидел. Привычка держать вытянутыми указательный и безымянный пальцы выдает вора-щипача. Так же выдает криминальное прошлое так называемая «поза орла». Если вы видите, что люди сидят на корточках в «позе орла» и курят, это либо тюремный, либо больничный вариант. В местах заключения и в больницах, особенно психиатрических, курить разрешается только в туалете. Сидеть там не на чем, стоять некомфортно. В результате привычка курить, сидя на корточках, остается на всю жизнь. Невербальные сигналы выдают в толпе маньяков и террористов, если уметь считывать невербальную поведенческую информацию. Так, если человек готовится совершить неадекватный или опасный поступок, это обязательно проявится в его поведении. Выделяют два типа поведения: первый — тоннелизированное поведение. Человек словно идет по тоннелю и ничего не замечает вокруг. Взгляд направлен в одну точку, он не реагирует на толчки и обращения к нему, на вопросы не отвечает или отвечает невпопад. Он явно напряжен и погружен в свои мысли. Второй тип — это нервозное поведение. Блуждающий взгляд, постоянно оглядывается, смотрит себе под ноги. Иногда террористов можно вычислить по несогласованности реакций разных частей тела. Мимику лица можно натренировать и сделать неподвижной, но руки и ноги при этом “живут” своей жизнью. Вот он сидит неподвижно, но авторучка в его руках ломается, ноги себе места не находят. По ногам нервозное поведение можно выявить быстрее всего, так как движение ног труднее всего поддается контролю.


Существует несколько признаков, по которым можно выявить человека в неадекватном состоянии:

1) он старательно избегает визуального контакта, отводит глаза;

2) у него наблюдается внезапное покраснение или побледнение, а также потоотделение, не соответствующее окружающей обстановке; 3) он поминутно прячет руки в карманы, потом вытаскивает их, поправляет одежду, головной убор без видимых причин. В жестикуляции преобладают закрытые позиции, он практически не показывает открытые ладони окружающим; 4) его ноги находятся в постоянном беспрерывном движении. Он притоптывает, шаркает, непрерывно переминается с ноги на ногу; 5) осанка: он горбится, сутулится, старается сделать свою фигуру незаметной, преодолеть открытые места не в одиночку, а, смешавшись с какой-нибудь группой; 6) проксемика: нормальная личная зона (45—120 см) у него неадекватно увеличивается, он ото всех шарахается, близко не подпускает никого. И напротив, якобы супруги отчужденно стоят на расстоянии полутора метров друг от друга и не сближаются. Если женщина смущается и постоянно одергивает свою мини-юбку, а ее руки подсознательно пытаются поправить несуществующий платок на голове, вы понимаете, что ее переодели в одежду, которую она не привыкла носить.

Невербалика помогает определить мошенника в толпе. Первым, кто описал типы внешности потенциального преступника, был знаменитый итальянский психиатр XIX в. Ч. Ломброзо. Он является родоначальником антропологического направления в криминологии и уголовном праве. Определить мошенника или жулика в толпе возможно по внешнему виду: у мошенников всегда сверхправильный вид. Для обычного человека они кажутся открытыми, располагающими к себе людьми. А опытный профессионал всегда обратит внимание на то, что они слишком безукоризненны в своей одежде. И эта безупречность должна насторожить. Любой VIP, будь то министр или президент, допускает некоторую небрежность: теребит галстук, почешет нос и т.п., а мошенник — никогда, он всегда начеку.

2. МЕТОДИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОЦИО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

В процессе изучения человека исследователи ставят перед собой все более сложные задачи, пытаются глубже проникнуть в его личностно-психологическую сферу, полнее изучить мотивацию, ценностные установки, потребительские привычки. Результатом быстрого накопления практических знаний нередко становится разрыв между применением того или иного метода на практике и его теоретическим обоснованием. Невербальные проявления в общении и методика работы с ними оказались в одном из таких «разрывов».


Анализ литературы показал, что в отечественной исследовательской ситуации проблема невербального поведения не привлекает внимания методологов, что и определило содержание данного исследования. Его целью является рассмотрение невербального общения на фоне ретроспективного междисциплинарного контекста. При этом автор не претендует на исчерпывающую полноту охвата последнего. Рассматриваются лишь некоторые, наиболее заметные, повлиявшие на изучение невербального языка.

Мы попытаемся также внести ясность в терминологию и наметить возможные пути применения знаний о невербальных проявлениях в групповом фокусированном интервью. Метод группового фокусированного интервью (фокус-группа) - один из наиболее динамично развивающихся методов качественной социологии, психологии, педагогики и маркетинге. На эмпирическом уровне специалисты сталкиваются с тем, что невербальный язык очень важен для успешного использования этого метода. Например, одним из факторов его эффективного применения является групповая динамика, а невербальное поведение - важный компонент ее проявления и одновременно инструмент контроля.

2.1. Ретроспектива развития знаний о невербальном языке в междисциплинарном контексте

Невербальный язык был известен и использовался с древних времен. Один из ярких примеров - древнегреческий театр масок, в котором внешнему выражению внутренних состояний придавалось большое значение. Актеры по ходу пьесы меняли маски, которые изображали различные застывшие эмоциональные состояния: радость, страх, гнев. Знания о невербальном выражении эмоций описывались в древних трактатах по ораторскому мастерству. Немаловажную роль позы, жесты и мимика играли и в античной скульптуре.

В период расцвета древнегреческого театра к изучению внешних проявлений внутренних состояний человека обратился Аристотель, посвятив этому свой труд «Физиогномика». Это стало первой попыткой систематизации знаний о внешности человека и ее связи с чертами характера. Среди признаков, по которым, по мнению Аристотеля, можно распознать характер человека, преобладают: тип тела, фигура, цвет, волосатость, гладкость, мясистость и т.п. Он писал, что «искусство физиогномиста требует тонкой наблюдательности и глубокого ума, умения анализировать и помощи всевышнего»[25], т.е. указывал на границы получения и использования физиогномического знания. Существует мнение, что физиогномикой еще до Аристотеля занимался Пифагор, хотя история не донесла до нас эти труды. Сохранились также исторические данные, что искусством читать человеческое лицо обладали бедуины на Дальнем Востоке - это искусство называлось «кийяфа».


У Аристотеля было множество последователей, среди которых Цельс, Цицерон, Квинтилиан. В средние века развитием этого направления занимался Ибн Сина, в эпоху Возрождения - Леонардо да Винчи и И. Скотт, позже - Ф. Бэкон и один из самых заметных физиогномистов XVI-XVIII столетий И.Г. Лафатер. И хотя физиогномику нельзя причислять к системе знаний, которая занимается невербальным поведением как таковым, она оказала существенное влияние на развитие знаний о невербальных проявлениях в поведении человека.

Физиогномика так и не стала наукой, оставшись скорее искусством. Но знания, накопленные в этой сфере, легли в основу некоторых научных направлений. Например, френология легла в основу биокриминалистики. Направлением физиогномики, которое в XX столетии получило статус самостоятельного и признанного медицинского метода, является иридодиагностика - диагностика состояния здоровья человека по радужной оболочке глаза.

Здесь следует остановиться и провести воображаемую черту, которая отделяет различные типы знаний в обозначенном русле. Застывшие выражения масок древнегреческого театра, творения древнегреческих скульпторов и художников, работы физиогномистов - это знания о статических невербальных проявлениях. Ниже речь пойдет о динамических выразительных невербальных компонентах. В исторической перспективе именно подход, поставивший во главу угла изучение динамических показателей внешности человека (жесты, позы, мимика, вокальные характеристики и т.п.) раскрыл перед исследователями множество тайн человеческого поведения.

Проблема внешнего выражения внутреннего состояния, а точнее, понимания того, что скрывается за теми или иными динамическими невербальными проявлениями человеческого поведения, привлекала внимание многих исследователей. Попытку понять и объяснить динамические аспекты невербального поведения с научной точки зрения предпринял Ч. Дарвин. И хотя он был не первым ученым, попытавшимся сделать это (до него были Пидерит, Дюшен, Белл, на которых ссылался сам Дарвин), его работа стала своеобразной точкой отсчета в истории исследования невербального языка, от которой отталкивалось большинство специалистов в этой области.

В конце XIX века Дарвин попытался определить, что же такое невербальное поведение (он называл его «выражением ощущений»). Он посвятил этой теме целый труд[26]. Будучи биологом, Дарвин наблюдал за тем, как ведут себя животные в тех или иных ситуациях, как проявляются их эмоции (например, «выказывание собакой своей преданности хозяину или переживание животным сильной боли»). Результатом этих наблюдений было выделение неких последовательностей невербальных символов экспрессивного поведения у животных. Но Дарвин пошел дальше и сравнил экспрессивное поведение животных с экспрессивным поведением человека в однотипных эмоциональных ситуациях, обнаружив при этом значительное сходство. Возможно, этот факт стал одним из доводов в его известной теории о происхождении человека.