Файл: Анализ гражданско-правового регулирования рекламной деятельности (Характеристика видов рекламы).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 2
Введение
Современный мир невозможно представить без рекламы. С каждым годом ее количество в средствах массовой информации, в интернете растет. Ее сила влияния на людей приводит к осознанию ее социальной важности в продвижении товаров, работ, услуг на современном рынке. На основе рекламы у потребителя формируется желание (нежелание) приобрести рекламируемый товар. При этом действующим законодательством предусмотрено гарантия потребителя на получение достоверной, полной информации о товаре, его производителе, а также закреплена государственная защита его прав и интересов.
Все более ужесточающаяся конкуренция за определенный сегмент рынка приводит к тому, что некоторые недобросовестные субъекты устанавливают для себя или своего товара (работы, услуги) преимущественное положение путем действий, признаваемых незаконными. Для этого применяются разнообразные приемы и способы распространения рекламы, которые, по мнению субъекта, позволят наиболее эффективно продвинуть товар (работу, услугу) на рынке.
Для достижения коммерческих целей достаточно часто информация искажается, реклама начинает носить недостоверный характер, зачастую основана на некорректных сравнениях, либо становится неэтичной.
Распространение подобной информации нарушает законные права и интересы потребителей, выступает в форме недобросовестной конкуренции. Законодатель установил запрет на использование и распространение подобной рекламы.
Использование ненадлежащей информации выступает одной из социально-экономической и социальной проблемы, что отягощается достаточно частым нарушением моральных, этических принципов при использовании и распространении рекламы.
Однако в последнее время в связи с научно-техническим прогрессом все чаще стали использоваться новые формы рекламы, которые еще не нашли достаточно полного регулирования в законах, например, рассылка рекламы с помощью спама, скрытая реклама, реклама через форумы в сети интернет.
В связи с этим постоянно наблюдается необходимость в совершенствовании законодательства о рекламе с целью своевременного внесения изменений.
Указанные и другие факторы подчеркивают актуальность настоящего исследования.
Целью работы является анализ гражданско-правового регулирования рекламной деятельности.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
- Дать понятие рекламы.
- Охарактеризовать основные виды рекламы.
- Изучить государственное регулирование рекламной деятельности.
Объектом работы выступают общественные отношения, которые возникают при создании и распространении рекламы.
Предметом работы являются нормативно-правовые акты Российской Федерации, которые регулируют рекламную деятельность, труды российских ученых, посвященные данной проблеме, а также правоприменительная практика в данной области.
Теоретической основой работы явились труды отечественных ученых, занимающихся вопросами правового регулирования. Среди таковых ученых следует отметить труды Белоусовой Е. Г., Василенковой И. И., Давыдовой С. А., Вольдмана Ю. Я., Всеволожского К. В., Мединского В. Р., Завидовой С. С., Крючковой П. В., Павловец Е. В., Сорк Д. М., Фонаревой Н. Е., Янина Д. Д., других авторов.
Нормативной основой работы является Гражданский кодекс РФ, Закон «О рекламе», а также иные федеральные законы и подзаконные правовые акты в сфере рекламы.
В работе анализируется практика арбитражных судов в сфере рекламы.
Структура работы полностью подчинена цели и задачам исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении работы указывается актуальность, цель и задачи, предмет и объект, методы исследования, теоретическая и нормативная база проведенного исследования.
В первой главе дается характеристика понятия рекламы и ее государственного регулирования.
Во второй главе представлена краткая характеристика видов рекламы – недобросовестной, недостоверной и скрытой.
В заключении кратко формулируются выводы, которые автор формулирует в результате проведенной работы.
Глава 1. Общая характеристика рекламы
1.1. Понятие рекламы
В ст. 3 Закона «О рекламе»[1] закреплено понятие рекламы как информации, распространенной любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижение на рынке.
Таким образом, к рекламе, в частности, относятся направленные на продвижение на рынке и адресованные неопределенному кругу лиц сведения:
- о наименовании товара и (или) его описании, характеристиках, свойствах;
- о наименовании юридического лица или названии его торгового предприятия, в том числе с указанием профиля его деятельности, контактной информации;
- о названии мероприятия любого характера, его описании, в том числе о месте и сроках его проведения.
Целью рекламы являются привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Успешное продвижение товаров, работ, услуг на рынке немыслимо без проведения рекламных мероприятий. Реклама может выражаться любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Чаще всего реклама распространяется через СМИ, путем размещения специальных рекламных конструкций на зданиях, улицах и т.д. Реклама может быть также доведена до потребителя в каталоге, брошюре, буклете. Иногда в целях рекламы потребителям раздаются подарки - ручки, брелоки, блокноты, календари и т.п.
Рекламой товара также признается демонстрация отдельных элементов его упаковки или средств его индивидуализации, например товарных знаков, если такая демонстрация призвана формировать или поддерживать интерес к данному товару и способствовать его реализации.
Объектом рекламирования в соответствии с п.2 ст. 3 Закона о рекламе является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Этот же Закон определяет товар как продукт деятельности, включая услугу, работу, который предназначен для продажи, обмена или другого введения в оборот.
Федеральная антимонопольная служба определила, что товаром может выступать вещи, которые не изъяты из оборота[2].
Реклама товара всегда содержит информацию о конкретном товаре, который можно без труда выделить внутри группы подобных товаров.
Таким образом, слова и выражения «вино», «пиво», «вина Кубани», «живое пиво», «табак», «сигареты» и т.п. не являются рекламой, т.к. это обобщенное наименование определенной группы товаров и не позволяют выделить конкретный товар среди ряда однородных товаров и сформировать к нему интерес.
Законодательство о рекламе не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Так, например, в соответствии с п.1 ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей»[3] изготовитель (продавец) должен довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает эти данные на вывеске.
На практике возникают сложности при разграничении понятий «реклама» и «вывеска». Законодательство четко не разграничивает понятия «реклама» и «вывеска», арбитражная практика по данному вопросу противоречива. Достаточно часто организациям достаточно сложно отстоять свою правоту и доказать, например, что размещенная информация не является рекламной, а только вывеской.
Практика арбитражных судов не однозначна по такому поводу. Существуют решения судов признания информации, которая предназначена для индивидуализации юридического лица, рекламой.
Подобную арбитражную практику ФАС не поддерживает и предлагает воздерживаться от оценки в качестве рекламы информации об обобщенном наименовании группы товаров без выделения конкретного товара среди ряда однородных товаров, размещаемой в месте производства или реализации таких товаров.
Несмотря на рекомендации, которые Федеральная антимонопольная служба дала в Письмах своим территориальным органам, арбитражная практика свидетельствует, что споры относительно разграничения понятий «вывеска» и «реклама» продолжаются. Например, в Постановлении ФАС УО от 21.08.2012 № Ф09-5931/12 предметом спора послужила «крышная» конструкция, содержащая название «пицца Мафия»[4]. Антимонопольная служба признала слово «мафия» непристойным словом, вывеска признана рекламной, а реклама с использованием данных слов - ненадлежащей, нарушающей требования ч.6 ст.5 Закона о рекламе.
Суд на основании Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37[5], разъяснений ФАС о разграничении понятий рекламы и вывески, содержащихся в Письме № АЦ/24234, пришел к выводу, что спорная конструкция, размещенная на здании, где осуществляются изготовление и реализация пиццы, а не в ином месте, не является рекламной, а служит целям индивидуализации торгового объекта и реализации права организации на коммерческое обозначение. В данном случае информация не была предназначена для привлечения внимания неопределенного круга лиц к хозяйствующему субъекту и его товарам, идеям и начинаниям, а лишь указывала на местонахождение хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность по продаже пиццы, и была направлена на возможность обнаружения кафе-пиццерий.
Доводы антимонопольного органа о том, что словосочетание «пицца Мафия» содержит непристойное слово ввиду четко выраженного буквального смысла слова «мафия» и образов, возникающих при использовании данного слова, были отклонены судом в связи с отсутствием доказательств, подтверждающих указанное обстоятельство. Кроме того, исходя из заключения лингвистической экспертизы судьи установили отсутствие в исследуемом обозначении бранных слов, непристойных и оскорбительных образов.
Решение в пользу того, что вывеска является информационной, было принято Постановлением ФАС ПО от 16.02.2012 № А57-4387/2011 и в отношении вывески с надписью: «GO Галерея Обуви»[6]. В Решении Арбитражного суда Свердловской области от 28.03.2012 № А60-9393/2012 на основании Письма ФАС России № АЦ/24234 суд пришел к выводу, что размещение в месте осуществления деятельности организации профиля деятельности (японская кухня) и вида реализуемых товаров (зеленый чай, роллы), оказываемых услуг (услуги питания) может быть признано обычаем делового оборота[7].
Таким образом, при возникновении спорной ситуации предприятие общепита может обращаться за поддержкой в суд. При этом нужно учитывать, что, если вывеска будет изготовлена в виде, например, отдельно стоящей установки многосторонней плоскостной конструкции, устанавливаемой на поверхности земли, конструкцию признают рекламной, что означает, что если ее установка была проведена без получения соответствующих разрешений, то штрафных санкций не избежать[8].
1.2. Государственное регулирование рекламной деятельностью
Федеральная антимонопольная служба осуществляет общий надзор за соблюдением всех требований к рекламе. Среди функции ФАС в сфере рекламы следует выделить следующие:
1) проведение плановых и внеплановых проверок субъектов рекламной деятельности на предмет соблюдения ими требований к осуществлению деятельности в сфере рекламы;
2) возбуждение и рассмотрение дел по признакам нарушения законодательства о рекламе;
3) возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях;
4) обращение в арбитражный суд с исковыми заявлениями и заявлениями, перечисленными в Законе о рекламе.