Файл: Психофизиология человека. Невербальные проявления эмоциональных состояний.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В настоящее время отмечается возрастающий интерес к изучению эмоций, процессам их интерпретации и опознания. Это в первую очередь связано с тем, что успешное опознание эмоций позволяет адекватно описывать, перерабатывать и в дальнейшем выражать эмоции, а следовательно, способствует более эффективному общению.

Для эмоций в значительно большей мере, чем для других психических функций, характерен внешневыразительный аспект. Экспрессия, являясь одним из древнейших и универсальных способов общения людей, существует в неразрывном единстве с импрессивной деятельностью человека, т. е. способностью опознавать выразительные движения окружающих. В различных видах экспрессии, к числу которых, прежде всего, относятся мимико-интонационные выражения, непосредственно проявляются эмоции человека. Независимо от семантики слова, невербально слушателю передается весьма значительная информация о говорящем и его эмоциональном состоянии, его отношении к собеседнику и т. п.

Люди значительно различаются по возможностям опознания эмоций других людей. Этот факт констатируется большинством работ, посвященных исследованию опознания экспрессии. Отдельные вопросы, касающиеся особенностей опознания эмоций, освещаются в работах П. В. Симонова, В. А. Лабунской, В. А. Барабанщикова, Т. Н. Малковой, К. Изарда, П. Экмана и др. (исследования лицевой экспрессии), В. П. Морозова, А. X. Пашиной, А. А. Борисовой (исследования невербальных характеристик речи).

Актуальность темы исследования обуславливает выбор его объекта и предмета, цели и задач.

Цель исследования – исследовать невербальные проявления эмоциональных состояний человека.

Гипотезой исследования явилось следующее предположение: эмоциональные состояния человека распознаются по выражению лица. Данная общая гипотеза может быть конкретизирована в следующих частных гипотезах:

1. Наиболее успешно распознаются эмоции по фотографиям знакомых людей, чем незнакомцев.

2. На точность опознания эмоций по выражениям лицевой экспрессии влияет межличностный аспект эмоционального интеллекта, а именно эмпатия и способность к распознанию, пониманию эмоциональных состояний других людей.

Поставленная цель и гипотеза исследования определили задачи исследования:

  1. Изучить теоретические аспекты невербального проявления эмоционального состояния человека.
  2. Разработать методики исследования выражения и распознавания эмоционального состояния человека в контексте невербального общения.
  3. Обработать и проанализировать полученные данные.

Объектом исследования являются особенности восприятия эмоционального состояния человека по выражению лица на фотоснимке.

Предмет исследования – невербальные эмоции.

Экспериментальная база. На различных этапах экспериментального исследования, разработки и адаптации методик изучения особенностей в распознавании и интерпретации эмоций, нами были привлечены учащиеся 9-х классов, в состав выборки вошли 30 учащихся.

Теоретико-методологической основой исследования явилась теория базовых эмоций – подход П. Экмана, концепция универсального способа мимических выражений и выделение 6 базовых эмоций: гнев, отвращение, страх, радость, грусть, удивление. Программа исследований выражений лица 1997, периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге, структурно-функциональный подход к анализу невербальных средств общения В.А. Лабунская, тест на распознавание выражений лица Пола Экмана, методика диагностики «эмоционального интеллекта» Н. Холл. (Опросник EQ).

Теоретическая значимость: Изучение невербальной экспрессии как неотъемлемого компонента эмоций в целом может стать перспективным направлением в развитии теории эмоций и теории межличностного общения и педагогической психологии.

Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что полученные данные могут быть учтены при разработке образовательных программ, методик и социально-психологических тренингов. Направленных на развитие способностей к опознанию и интерпретации эмоций, повышение чувствительности к эмоциональному компоненту межличностных отношений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИЙ ЧЕЛОВЕКА

1.1 Невербальная коммуникация как объект исследования

В научной литературе выделяются два основных взгляда на процесс общения. С одной стороны, общение отождествляется с коммуникацией и трактуется как целенаправленный процесс информационного обмена между двумя и более сущностями с помощью определенной семиотической системы. С другой стороны, исследователи различают эти понятия. Общение считается более общим понятием, специфической формой взаимодействия человека с другими членами общества, а коммуникация – конкретное понятие, которое рассматривается в рамках общения как смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия[1]. В данном случае общение рассматривается исследователями на трех уровнях: коммуникативном (общения состоит в обмене информацией между людьми, продуктами духовной сферы, идеями, состоянием сознания, чувствами), интерактивном (общение ориентировано на организацию взаимодействий между людьми, то есть их личностные характеристики) и перцептивному (общение охватывает процесс восприятия друг друга адресантом и адресатом).


Общим для коммуникации и общения является знаковый характер существования. Оба процессы обозначены, оформленные вербально, или невербально, а человеческая мысль, идея материализуется в форме соответствующего знака – вербального (естественная речь) или невербального (например, архитектура, живопись, графика и др).

Особенностью невербального общения является тот факт, что его проявление обусловлено импульсами подсознания, а отсутствие возможности подделать их позволяет доверять языку жестов и мимики больше, чем вербальном канала общения.

Успех любого контакта в значительной мере зависит от умения устанавливать доверительные отношения с собеседником, что в значительной степени зависит от того, как человек себя ведет[2].

Понимание информации, которая передается с помощью мимики и жестов, а также позволяет более точно определить позицию и отношение субъекта коммуникации, способствует не только лучшему пониманию собеседника, но и обеспечивает предвидение того, какое впечатление произвело услышанное еще до того, как осуществляется высказывание по этому поводу. Другими словами, такое взаимодействие может способствовать достижению нужного коммуникативного результата.

О роли невербального общения в возникновении человеческого языка писали исследователи, которые придерживались различных теорий происхождения звуковой речи. Так, В. Вундт считал, что первоначально существовали два языка – язык жестов (движение рук и лица) и язык звуков (движения языка и губ). С помощью звуков выражали чувства с помощью жестов – представления о предметах. Рукой и мимикой выражали разрешение и запрет, указание и просьбу, угрозу и радость.

Невербальные проявления, как произвольные, так и непроизвольные, первоначально являясь целесообразной реакцией в ситуациях защиты (неприятия, отторжения), нападения (присвоения), сосредоточения (ожидания), при соблюдении ритуалов в довербальный период эволюции человека были самостоятельными средствами коммуникации[3]. В ходе эволюции человека звуковая речь совершенствовалась, а язык жестов стала играть вспомогательную роль, однако их содержание и функции, как понятно, имели единую направленность. Это позже появилось несовпадение содержания и интенции вербальной и невербальной информации и возможности манипулирования в такой способ поведением реципиентов.

Итак, невербальное общение – это процесс взаимодействия между людьми, которое реализуется с помощью знаковых систем (мимики, жестов, пространства, цвета, одежды и тому подобное).


Общение как живой процесс непосредственного взаимодействия субъектов, закономерно проявляет эмоции тех, кто общается, образовывая невербальный аспект обмена информацией. Средства невербальной коммуникации, как «язык чувств», продукт общественного развития людей, они значительно усиливают смысловой эффект коммуникации, а при определенных обстоятельствах могут ее заменять[4]. Видимо, например, что молчание иногда бывает красноречивее, чем слова, а обмениваясь взглядами, люди могут понять содержание информации, которая не укладывается в адекватные категории вербального высказывания.

Невербальные средства общения дополняют вербальный язык, характеризуют эмоциональные состояния партнеров по общению, создают психологический контакт между партнерами[5]. Искусство общения предполагает безупречное владение как письменным и устным языком, так и умением правильно устанавливать оптимальное соотношение вербальной и невербальной речи для каждой ситуации общения.

У разных народов невербальные знаки имеют неодинаковое знания. Например, качание головой из стороны в сторону для украинца означает «нет», а для болгарина – «да». Обычно в общении люди достигают точного понимания невербальных знаков, когда связывают его с конкретной ситуацией, а также с социальным положением и культурным уровнем конкретного собеседника.

Общаясь, люди по-разному реагируют на невербальные сигналы: одни чувствительны к ним, другие – ничего не знают об их значения. В процессе общения от 60% до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств.

1.2 Кинесические особенности невербального общения

Большое значение в процессе общения уделяется эмоциям, позам и мимике собеседников. Благодаря им мы можем понять отношение окружающих к информации, которую они получают.

Кинесика – это способ коммуникации с помощью движений тела и жестов[6].

К невербальным способам коммуникации входят жесты и позы. Жесты обусловлены строением человеческого тела, они необходимы в тех случаях, когда невозможно общение с помощью языка, например, через языковой барьер или проблемы со слухом.

Когда человек испытывает тревогу, ему свойственны быстрые, беспокойные движения рук и ног, дрожание рук. Подавленный человек движется очень медленно, словно каждое движение дается ей чрезвычайно сложно.

  1. Жесты. Жест – это движение тела, который передает определенное психическое состояние личности в процессе общения[7].

Жестикуляция включает в себя все жесты рук и тела, а также некоторые другие действия, которые несут в себе определенную смысловую нагрузку. В практике взаимодействия выделяют жесты, отражающие внутреннее состояние человека, его отношение к собеседнику и к информации, которую он получает.

Эмоциональные реакции в процессе коммуникации позволяют делать вывод о темпераменте человека, который проявляется в скорости реакции на полученную информацию; черты характера человека, степень его уверенности в себе, зажатость или раскованность, осторожность или порывистость; культурные нормы, усвоенные человеком в течение жизни.

Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся жесты «раскрытые руки» и «расстегивание пиджака».

Жест «раскрытые руки» состоит в том, что собеседник протягивает вперед в вашу сторону свои руки ладонями вверх. Этот жест особенно часто наблюдается у детей[8]. Когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают свои руки. Когда же дети чувствуют свою вину, они прячут руки либо за спину, либо в карманы.

Жест «расстегивание пиджака» также является знаком открытости. Открытые люди, которые дружественно к нам относятся, часто расстегивают, и даже снимают пиджак в нашем присутствии.

Лучший способ узнать, откровенен, и честен с вами в данный момент собеседник – это понаблюдать за положением его ладоней. Когда человек откровенен с вами, обычно раскрывает перед собеседником ладони полностью или частично. Этот жест абсолютно бессознательный и подсказывает, что собеседник говорит сейчас правду.

Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к собеседнику, сомнения в правоте, о желании что-то скрыть. В этих случаях собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Но чаще всего он старается не смотреть на вас, отводя взгляд в сторону.

Жесты и позы защиты являются знаком того, что собеседник чувствует опасность или угрозу. Наиболее распространенным жестом этой группы знаков являются руки, скрещенные на груди. Простое скрещивание рук является универсальным жестом, что означает не только оборонительное или негативное состояние собеседника, но и просто покой и уверенность. Это бывает тогда, когда атмосфера беседы не имеет конфликтного характера.

Жесты размышления и оценки отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы. Задумчивое выражение лица сопровождается жестом «рука у щеки». Этот жест свидетельствует о том, что вашего собеседника что-то заинтересовало.