Файл: Психофизиология человека. Невербальные проявления эмоциональных состояний.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Когда собеседник подносит руку к лицу, опираясь подбородком на ладонь, а указательный палец вытягивает вдоль щеки (остальные пальцы находятся ниже рта) – это является свидетельством того, что он критически воспринимает информацию[9].

Если во время беседы ваш собеседник опускает веки, то это сигнал о том, что вы для него стали неинтересны или просто надоели, или же он чувствует свое превосходство над вами.

В том случае, когда собеседник хочет быстрее закончить беседу, он незаметно поворачивается в сторону двери, при этом его ноги обращаются к выходу. Поворот тела и положение ног указывают на то, что ему очень хочется уйти. Показателем такого желания является также жест, когда собеседник снимает очки, и демонстративно откладывает их в сторону. В этой ситуации он стремится чем-то заинтересовать собеседника либо дать ему возможность уйти.

Жестом уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими является и жест «закладывание рук за голову».

Жесты несогласия проявляются вследствие сдерживания своего мнения. Собирание несуществующих ворсинок с костюма является одним из таких жестов. Это наиболее популярный жест неодобрения. Когда пение-разговорник постоянно собирает ворсинки с одежды, это является признаком того, что ему не нравится все, что здесь говорится, даже если на словах он со всем согласен.

Каждый жест подобен одному слову, а слово может иметь несколько различных значений. Наблюдательный человек может прочитать эти невербальные предложения и сравнить их со словесными предложениями и сделать для себя определенные выводы.

Быстрота некоторых жестов зависит от возраста человека. С возрастом жесты людей становятся менее броскими и более завуалированными, поэтому всегда труднее считать информацию человека старшего возраста, чем молодого.

Например, если ребенок скажет неправду своим родителям, то сразу же после этого он прикроет своими руками рта, это подсказывает родителям, что ребенок сказал неправду. Жест прикрывания рукой рта становится более утонченным во взрослом возрасте, когда человек врет, ее рука уклоняется ото рта и рождается другой жест – прикосновение к носу.

Чтобы чувствовать себя более уверенно и стать привлекательным для собеседника, необходимо научиться использовать открытые и позитивные жесты. Для понимания невербальных элементов общения необходимое, как правило, специальное обучение.

  1. Мимика. Исследования мимического выражения эмоций начались более 100 лет назад. Одной из первых была работа Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и у животного» (1872 г.)[10]. Гипотеза Дарвина заключалась в том, что мимические движения образовались из полезных действий, то есть то, что сейчас является мимическим выражением эмоций, ранее являлось реакцией с определенным приспособительным значением. Дарвин утверждает, что мимические реакции являются врожденными, и находятся в тесной взаимосвязи с видом животных.

К мимике относятся все изменения, которые можно наблюдать на лице человека во время общения: черты лица, контакт глаз и направление взгляда. С одной стороны, мимика обусловлена природными факторами отражение эмоций на лице человека, к которым относятся страх, радость, боль, а с другой – социальными нормами отношений между людьми. Благодаря мимике повышается эмоциональная значимость информации.

Мимика соответствует характеру речи, отношений: одобрение, осуждение, недовольство, радость, равнодушие, восхищение. Широкий диапазон чувств собеседников выражают улыбка, выражение глаз, движения бровей и тому подобное.

Факторы, влияющие на формирование мимического выражения эмоций:

  • врожденные мимические движения, соответствующие определенным эмоциональным состояниям;
  • заученные способы проявления чувств, подлежащие произвольному контролю;
  • индивидуальные особенности мимических движений, свойственные только определенной личности[11].

Именно лицо собеседника всегда притягивает наш взгляд. Выражение лица обеспечивает постоянную обратную связь: по нему мы можем судить поняла нас человек или нет.

Мимика и жесты в процессе вербального общения дают возможность усиливать смысловые ударения информации, эмоциональный эффект от осознания ее значимости. Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и предупредить его о том, следует ли изменить свое поведение для достижения нужного результата.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и предвидеть, какое впечатление произвело на него услышанное еще до того, как он выскажется по этому поводу.

Различные авторы придают неодинаковое значение этим компонентам эмоций. Так, Изард, выделяет в качестве основной составляющей эмоциональную экспрессию[12]. Я Рейковский, указывает на то, что эмоции отражают изменения, имеющие характер нарушения, и мобилизуют организм, чтобы он мог справиться со случившимся событием[13]. Таким образом, данный автор делает акцент на регуляторной функции эмоций.

Эмоциональные состояния – психические состояние, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно - энергетического обмена, но и направленность поведения. Эмоции управляют человеком намного сильнее, чем это кажется на первый взгляд. Даже отсутствие эмоций – это эмоция, точнее, целое эмоциональное состояние, которое характеризуется большим количеством особенностей в поведении человека[14].


Основные эмоциональные состояния, выделяемые в психологии:

  1. Радость (удовлетворение, веселье).
  2. Грусть (апатия, печаль, депрессия).
  3. Гнев (агрессия, озлобление).
  4. Страх (тревога, испуг).
  5. Удивление (любопытство).
  6. Отвращение (презрение, брезгливость).

В психологии и в смежных науках ведётся постоянное изучение эмоций и эмоциональных состояний. По данной теме проведены многочисленные теоретические и практические исследования. В них изложены концептуальные представления об эмоциях и их проявлениях, которые рассматриваются К. Изардом, П. В. Симоновым, С.Л. Рубинштейн, как один из факторов успешного развития личности человека. Существует тесная взаимосвязь, между эмоциями и общением. В общении мы выражаем себя, и познаём окружающих путём наблюдения и анализа их поведения. Наши действия и экспрессивные выражения наших эмоций и эмоциональных состояний, в процессе совместной деятельности с другими людьми имеют большое значение не только для нас, но и для наших партнёров.

1.3 Проксемические особенности невербального общения

Американский антрополог Эдуард Т. Холл ввел термин «проксемика».

Проксемика – организация пространства и времени коммуникативного взаимодействия.

Правильно выбранная дистанция задает тон общению. Она зависит от многих факторов: от направления, возраста, социального статуса личности, а также психических особенностей, национальных обычаев людей. Пол и личностные особенности также влияют на расстояние между партнерами: женщины стоят или сидят ближе к собеседнику, чем мужчины. Заинтересованные друг в друге собеседники сокращают дистанцию общения[15].

Американские психологи выделили следующие виды дистанции между партнерами в процессе общения:

Интимная дистанция (соответствует интимным отношениям) – до 0,5 м. Из всех зон эта самая главная, поскольку именно эту зону человек охраняет так, будто это ее собственность. Разрешается проникнуть в эту зону только тем, кто находится в тесном эмоциональном контакте с человеком. Это дети, родители, мужья, любовники, близкие друзья и родственники.

Личная дистанция (от 0,5 м до 1,2 м). Это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на официальных приемах, официальных вечерах и дружеских вечеринках[16].

Социальная дистанция (от 1,2 м до 3,6 м). На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей.

Публичная дистанция (более 3,6 м). Скученность людей на концертах, в кинозалах, на эскалаторах, в транспорте, лифте приводит к неизбежному вторжению людей в интимные зоны друг друга[17].


Визуальный контакт в процессе общения может сказать собеседнику гораздо больше, чем слова. Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Чем ближе находятся люди друг к другу, тем меньше они встречаются взглядами. И наоборот, на расстоянии они долгое время смотрят друг на друга и используют жесты для поддержания внимания во время разговора. Взгляд на собеседника означает не только заинтересованность, но и сосредоточенность на том, что говорят. Мы склонны дольше смотреть на тех, кем восхищаемся, с кем у нас близкие отношения. Визуальный контакт помогает говорящему почувствовать, что говорят именно с ним и произвести приятное впечатление.

Направление взгляда показывает направленность внимания собеседника, демонстрирует отношение собеседника к тем или других сообщений. Когда человек стремится к установлению более теплых взаимоотношений, он ищет взгляд собеседника. Однако, если кто-то смотрит нам в глаза слишком долго, то это внушает опасение.

Основа для настоящего общения может быть установлена только тогда, когда вы общаетесь с человеком с глазу воочию. В зависимости от того, как собеседник смотрит на вас, какова продолжительность его взгляда и как долго он может выдержать ваш взгляд, можно понять его отношение к информации, что он получает. Именно поэтому очень важно во время делового общения контролировать выражение своих глаз.

Взгляд должен встречаться с глазами партнера около 60-70% от всего времени общения. Часто встречается так называемый взгляд искоса, который используется для передачи заинтересованности или враждебности. Если такой взгляд сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность, а если опущенными вниз бровями, нахмуренным лбом или опущенными уголками рта – подозрительное, враждебное или критическое отношение к собеседнику[18].

Если человек подчеркивает свое превосходство, его прикрытые веки сочетаются с откинутой назад головой и долгим взглядом, известным как «высокомерный взгляд». Если вы заметили похожий взгляд у вашего собеседника, это означает, что ваше поведение вызывает у него негативную реакцию и нужно что-то изменить, чтобы успешно завершить разговор.

Учета всех факторов невербального общения чрезвычайно важна в деловом общении специалистов фармацевтической отрасли. Иногда именно жесты, мимика могут дать значительную информацию для обоих участников коммуникации. От знания специалистами различных особенностей невербального общения зависит успешность их делового общения.


В результате изученного теоретического материала возможно сделать основные выводы. Итак, невербальные средства общения – это элементы коммуникативного кода, которые имеют неречевую (но знаковую) природу и вместе со средствами языкового кода служат для создания, передачи и восприятия сообщений.

Все явления невербальной коммуникации и общения в научных исследованиях разделяют на относительно самостоятельные отрасли научных орудий: выразительные движения или жесты (периферические изменения, охватывающие весь организм во время переживания эмоций) и физиономику (экспрессия лица и фигуры человека, безотносительно к выразительных движений, которая обусловлена самой структурой лица, черепа, туловища, конечностей)[19].

Средства невербальной коммуникации и общения выполняют информативную, контактную, координационную, эмоциональную функции, функцию понимания смысла сообщения, установление связи и функцию воздействия. Эмоциональная функция, в частности, заключается в возбуждении необходимых эмоциональных переживаний, то есть «обмене эмоциями между партнерами по общению и изменению собственных переживаний и состояний.

Классификация невербальных средств общения в психологии и лингвистике, как правило, охватывает кинесические (движения тела), пространственные (организация поведения и межличностного поведения) и временные характеристики взаимодействия.

Невербальными средствами выражения эмоций являются: жесты, мимика, осанки человеческого тела, походка, контакт глазами, разнообразные психофизиологические симптомы. Ведущая роль в данном случае принадлежит экспрессии лица, которая характеризует эмоциональное состояние человека, его переживания и отношение к окружающей действительности. Относительно психомоторных средств выражения эмоций (жестов, поставь тела и т.п.), они не имеют значения вне вербального высказывания, а потому выполняют функции сопровождения и усиления (или дополнения).

Итак, невербальные средства выражения эмоций выполняют экспрессивно-регулятивную роль в процессе коммуникации, которая заключается в создании психологического контакта между партнерами, обогащении значение слов и экспрессии эмоций.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫРАЖЕНИЯ И РАСПОЗНАВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

2.1 Описание эксперимента