Файл: Психофизиология человека. Невербальные проявления эмоциональных состояний.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Третий этап эксперимента

Последующим этапом нашего исследования стало изучение распознавания стандартных изображений мимических проявлений незнакомого человека. Для этого мы использовали тест на распознавание выражений лица Пола Экмана. Причиной выбора именно этого теста стали фотоснимки лица молодой девушки, возраст которой, по нашему мнению, соответствует как возрастной категории наших респондентов, так и участников первой части нашего исследования, чьи фотографии мимических проявлений, соответствующей эмоции мы предлагали нашим респондентам.

Таким образом, можно адаптировать данный тест в соответствии с нашим исследованием, а именно, из четырнадцати фотоснимков, предложенных автором теста, отобрать шесть, соответствующих шести базовым эмоциям: радость, гнев, страх, грусть, удивление и отвращение (Приложение 6).

В регистрационных бланках учащиеся-респонденты в верхней части листа писали слова «Гнев», «Отвращение», «Страх», «Радость», «Грусть», «Удивление», которые соответствовали возможным вариантам выбора выражений лица на каждой из шести фотографий, предъявленных.

2.4 Анализ результатов эксперимента «эмоциональные состояния по фото-тесту»

Итак, обработав результаты испытуемых, мы выявили, что из 100% респондентов, ни один правильно не идентифицировал все шесть предложенных эмоциональных состояний на фотографиях. Полученные данные по фото-тесту, с учётом допущенных ошибок, представлены на рисунке 2.6.

Рисунок 2.6 – Типичные ошибки в распознавании эмоций по выражению лица на фото-тесте П. Экмана

Результаты данных теста П. Экмана с учетом правильно идентифицируемых эмоциональных состояний отражены рисунке 2.7.

Рисунок 2.7 – Правильно идентифицируемые эмоциональные состояния по фото-тесту П. Экмана

Таким образом, мы получили 100% распознавание мимических выражений эмоции гнева. Радости и грусти выявлено 93,4%, что соответствует возрастной динамике склонности к проявлению базовых эмоций. Эмоции радости и гнева и грусти в данной возрастной группе явно преобладают, над эмоциями страха, отвращения, удивления.

В соответствии с этим, мы провели сравнительный анализ правильно идентифицируемых мимических проявлений эмоциональных состояний по фотографиям знакомых учащихся и по тестовым фото незнакомой девушки (рис. 2.8).

Рисунок 2.8 – Сравнительный анализ правильно идентифицируемых мимических проявлений эмоциональных состояний


Итак, было обнаружено, что существуют общие особенности восприятия человека на фотографии. Согласно полученным данным, видно, что мимические выражения радости и грусти распознаются респондентами-подростками с высокой точностью, как по фотографиям лиц знакомых подростков, так и незнакомой девушки. Большой процент учащихся (80%), в двух исследованиях одинаково точно определили эмоцию отвращения. Эмоцию страха распознали лучше на 53,4% по фото знакомого подростка. Эмоцию гнева идентифицировали на 46,6% лучше на фото незнакомой девушки, что может быть обусловлено, позитивным восприятием знакомого человека. Удивление, как эмоциональное состояние знакомого человека, лучше было распознано на 13,3%. Более того, 80% респондентов не могли распознать эмоцию страха по фото незнакомой девушки, и путали её с удивлением. На закономерности, связанные с этими данными мы обращали внимание в начальном этапе нашего исследования, опираясь на данные К. Изарда, П. Экмана, У. Фризена. В комплексе, мимические выражения эмоциональных состояний по лицевой экспрессии знакомых людей в 33,3% определяются с точностью до 100%, если сопоставить эти данные с возможностью восприятия эмоций по фото незнакомого человека, то ни один респондент правильно не идентифицировал все шесть эмоциональных состояний по предъявленному незнакомому фото-эталону.

Существуют специфические различия в особенностях восприятия человека по фотографии. Они проявляются в том, что восприятие человека на фотографии, направлено в большей мере на познание внешних, индивидуальных характеристик. Данный факт можно объяснить тем, что при распознавании эмоций на фотографиях лиц знакомых людей, наряду с процессами восприятия включаются механизмы осознания, интерпритации, что соответствует более глубокому уровню познания индивидуальности.

Многозначность восприятия эмоционального состояния человека по его мимике, отображённой фотографически, является скорее правилом, чем исключением. Можно полагать, что в процессе непосредственного общения эта многозначность восприятия снимается контекстом ситуации, а также особой динамикой выражения той или иной эмоции.

Таким образом, подводя итог нашему исследованию, можно выделить следующие особенности восприятия эмоционального состояния человека по выражению его лица на фотоснимке:

  • Существует некий диапазон выражения лицевой экспрессии, различные эмоции воспринимаются по-разному. Наиболее успешно идентифицируется весь комплекс базисных эмоциональных состояний по фотографиям знакомых нам людей, мы можем предположить о связи с такими факторами, как личное отношение к знакомому человеку, изображённому на фото, принадлежность к данной группе, предыдущего опыта общения.
  • Согласно проведённому опросу, третья часть испытуемых, точно определивших эмоции на фото, при распознавании эмоциональных состояний, пытались «вжиться в предъявленные образы». Что позволяет, опираясь на психологию межличностного общения и установить связь, с таким явлением, как «вживание», сопереживание, эмпатия.
  • В результате полученных данных, проведённого нами исследования эмоционального интеллекта, мы выявили, что высокий уровень эмпатии, находится в прямой зависимости от высокого уровня распознавания эмоций других людей и наоборот. Следовательно, чем выше уровень эмпатии, тем лучше распознаются эмоции другого человека.
  • Как было выявлено, внутриличностный аспект, а именно самомотивация, как произвольное управление своими эмоциями, находится в прямой зависимости от управления своими эмоциями, эмоциональной отходчивости, так и эмоциональной неригидности. То есть, учащиеся с низкой самомотивацией обладают низкой способностью управлять своими чувствами, могут испытывать трудности в поведенческой сфере, импульсивны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многочисленные исследования подтверждают, что отношения слабо поддаются вербализации, поэтому человек склонен использовать для их презентации экспрессию. При этом вопрос об изучении эмоций приобретает особую важность. Это, несомненно, связано с тем, что эмоции выполняют важную коммуникативную функцию в процессе общения людей, а адекватное опознание и интерпретация эмоций обеспечивает его эффективность.

В курсовой было установлено, что хотя и существует некий диапазон выражения лицевой экспрессии, различные эмоции выражаются по-разному. А так же установлено, что количественная характеристика правильного распознавания всех шести базальных эмоций знакомых людей, в значительной степени превосходит количество распознаваний всех шести эмоциональных состояний незнакомцев. Также, с помощью эмпирических исследований мы установили связь успешного распознавания эмоций по лицевой экспрессии, с таким явлением, как «вживание», сопереживание и эмпатия. В данном исследовании мы не ставили цель изучить влияние контекста, ситуации общения на точность опознания эмоций. Вместе с тем, на примере распознания эмоций по лицевой экспрессии мы показали, что наличие дополнительных содержательных факторов, в частности, смысловой наполненности текста или ситуации, значительно облегчает процесс опознания эмоций.

На первом этапе эксперимента анализировались эмоциональные реагирования учащихся на определённые ситуации, несущие некую эмоциональную нагрузку (гнев, отвращение, страх, радость, грусть, удивление), путём выборки наиболее информативных, в оценке которых наблюдатели проявили полное единогласие.

На первом этапе анализу подлежали показатели правильно распознаваемых эмоциональных состояний знакомых учащихся на фотоснимках, а также типичные ошибки при идентификации эмоций. Изучалась индивидуальные особенности личности, способности понимания отношения личности, репрезентуемые в эмоциях и управления эмоциональной сферой на основе принятия решений, используя методику оценки «эмоционального интеллекта» Н. Холл.Особый акцент был сделан на анализе уровней парциального эмоционального интеллекта. А также был изучен интегративный уровень эмоционального интеллекта.

На третьем этапе изучались, и анализировались распознавания стандартных изображений мимических проявлений, соответствующих эмоций. Для диагностики использовалась методика П. Экмана «тест на распознавание выражений лица», адаптированная к условиям нашего эксперимента.


Достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на теоретические положения отечественной и зарубежной науки, тщательностью анализа полученных материалов и применением адекватных методов математической обработки данных.

Итак, в данном психологическом исследовании проведено комплексное изучение опознания эмоций по лицевой экспрессии знакомых и незнакомых людей. Это позволило связать воедино рассмотрение связанные с принадлежностью людей к данной группе, с восприятием эмоциональных состояний других людей в зависимости от предыдущего опыта общения и индивидуальных особенностей личности.

Показано, что эмоциональные состояния знакомых людей по точности опознания, определяются лучше, чем незнакомых.

Раскрыта специфика лучшего распознавания эмоций по лицевой экспрессии людей с высоким уровнем эмпатии и распознавания эмоций по шкалам парциального эмоционального интеллекта.

А также выявлено, что самомотивация, как произвольное управление своими эмоциями, находится в прямой зависимости как с эмоциональной отходчивостью, так и с эмоциональной неригидностью. Т.е. учащиеся с низкой самомотивацией обладают низкой способностью управлять своими эмоциями, отличаются импульсивностью в поведенческой сфере.

Наша экспериментальная работа по изучению выражения эмоциональных состояний человека в контексте невербальной коммуникации только началась, однако можно с уверенностью говорить о том, что выдвинутая гипотеза подтверждается. Актуальным становится вопрос о разработке методик, направленных на развитие способностей к опознанию и интерпретации эмоций, на повышение чувствительности к эмоциональному компоненту межличностных отношений. На наш взгляд, необходимо внедрение в программу современного образования социально-психологических тренингов, ориентированных на развитие эмоциональной компетентности учащихся подростков.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аминов И.И. Психология делового общения: учебник / И.И. Аминов. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 288 с.
  2. Барабанщиков В. А., Малкова Т. Н. Исследование восприятия эмоционального состояния по выражению лица // Проблема общения в психологии. М.: «Наука». 1981. - С. 121 - 133.
  3. Бестужева, О.Ю. Развитие общества цифровой мобильности / О.Ю. Бестужева, О.Н. Вершинская, О.Н. Махрова // Народонаселение. – 2014. – № 4 (66). – С. 115-124.
  4. Борисова А. А. Восприятие эмоционального состояния человека по интонационному рисунку речи // Вопросы психологии. 1989. - №1. -С. 117-121.
  5. Денисова А.П. Специфика проявления феномена улыбки в русской и испанской лингвокультурах // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры : Материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ : в 15 т. / сост.: Н.М. Марусенко, М.С. Шишков. – СПб., 2015. – С. 95-100.
  6. Игебаева Ф.А. Деловое общение как искусство и наука // Актуальные проблемы коммуникации: теория и практика Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. 2011. С. 126-129.
  7. Игебаева Ф.А, Каюмова А.Ф. Межнациональные различия невербальной коммуникации. В сборнике информационная среда и её особенности на современном этапе развития мировой цивилизации. Материалы Международной научно-практической конференции. 2012. – С.81– 83.
  8. Игебаева Ф.А, Гареева А.М. Визуальный контакт в деловом общении // Экономика и социум. 2015. № 6-3 (19). – С. 61 – 63.
  9. Игебаева Ф.А., Кильдиярова И.Д. Язык жестов в деловой коммуникации.// Экономика и социум. 2015. № 6-3 (19). – С. 65 – 67.
  10. Изард К. Психология эмоций. –М., 1999.
  11. Крайг Г. Психология развития / Грейс Крайг, Дон Бокум ; науч ред. пер. на рус. яз. Т.В. Прохоренко ; пер. с англ. А. Маслов, О. Орешкина, А Попов. – 9-е изд. – Москва : Питер, 2012. – 939 с.
  12. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2013. - 471 c.
  13. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов-на-Дону, 1986.
  14. Мартынова Е. М. Невербальная коммуникация: теории и мнения // Вестник ЧГПУ. 2014. №8. – С.7.
  15. Общение // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. А. Бодалёва. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2015. – 672с.
  16. Овчаренко З. В. Понятие об общении. Типы и каналы общения. Фрагмент методической разработки // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 573-575.
  17. Павлова И.В. Секреты невербального общения // Via scientiarum – дорога знаний. – 2015. - № 4. – С. 90-93.
  18. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.,1979.
  19. Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 381 c.
  20. Эмоциональные и познавательные характеристики общения/ под ред. В.А. Лабунской. Ростов-на-Дону, 1990. С. 150-153.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1. Удивление 2. Грусть 3. Радость

4. Страх 5. Отвращение 6. Гнев

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1. Удивление 2. Грусть 3. Радость

4. Страх 5. Отвращение 6. Гнев

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

1. Удивление 2. Грусть 3. Радость

4. Страх 5. Отвращение 6. Гнев

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

1. Удивление 2. Грусть 3.Радость

4. Страх 5.Отвращение 6. Гнев

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Методика оценки «эмоционального интеллекта» (опросник EQ)

Ключ для диагностики

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Фото базальных эмоций из теста на распознавания выражений лица (Пол Экман)

1. Удивление 2. Грусть 3. Радость

4. Страх 5. Отвращение 6. Гнев

  1. Барабанщиков В. А., Малкова Т. Н. Исследование восприятия эмоционального состояния по выражению лица // Проблема общения в психологии. М.: «Наука». 1981. - С. 121 - 133.

  2. Игебаева Ф.А, Каюмова А.Ф. Межнациональные различия невербальной коммуникации. В сборнике информационная среда и её особенности на современном этапе развития мировой цивилизации. Материалы Международной научно-практической конференции. 2012. – С.81– 83.

  3. Борисова А. А. Восприятие эмоционального состояния человека по интонационному рисунку речи // Вопросы психологии. 1989. - №1. -С. 117-121.

  4. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2013. - 471 c.

  5. Бестужева, О.Ю. Развитие общества цифровой мобильности / О.Ю. Бестужева, О.Н. Вершинская, О.Н. Махрова // Народонаселение. – 2014. – № 4 (66). – С. 115-124.

  6. Павлова И.В. Секреты невербального общения // Via scientiarum – дорога знаний. – 2015. - № 4. – С. 90-93.

  7. Игебаева Ф.А. Деловое общение как искусство и наука // Актуальные проблемы коммуникации: теория и практика Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. 2011. С. 126-129.

  8. Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 381 c.

  9. Эмоциональные и познавательные характеристики общения/ под ред. В.А. Лабунской. Ростов-на-Дону, 1990. С. 150-153.

  10. Игебаева Ф.А, Гареева А.М. Визуальный контакт в деловом общении // Экономика и социум. 2015. № 6-3 (19). – С. 61 – 63.

  11. Денисова А.П. Специфика проявления феномена улыбки в русской и испанской лингвокультурах // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры : Материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ : в 15 т. / сост.: Н.М. Марусенко, М.С. Шишков. – СПб., 2015. – С. 95-100.

  12. Изард К. Психология эмоций. –М., 1999. С.77.

  13. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.,1979. С.21.

  14. Крайг Г. Психология развития / Грейс Крайг, Дон Бокум ; науч ред. пер. на рус. яз. Т.В. Прохоренко ; пер. с англ. А. Маслов, О. Орешкина, А Попов. – 9-е изд. – Москва : Питер, 2012. – 939 с.

  15. Нэпп М., Холл Д. Невербальное общение. Мимика, жесты, движения, позы и их значения // СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 512 с

  16. Аминов И.И. Психология делового общения: учебник / И.И. Аминов. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 288 с.

  17. Игебаева Ф.А., Кильдиярова И.Д. Язык жестов в деловой коммуникации.// Экономика и социум. 2015. № 6-3 (19). – С. 65 – 67.

  18. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов-на-Дону, 1986.

  19. Мартынова Е. М. Невербальная коммуникация: теории и мнения // Вестник ЧГПУ. 2014. №8. – С.7.