Файл: Общество с ограниченной ответственностью - ООО.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Встречается на практике и еще одна проблема при выборе места нахождения ЮЛ. В случае указания в заявлении в качестве места нахождения жилого помещения учредитель рискует получить отказ в регистрации по многим основаниям[26].

Во-первых, в связи с тем что, жилое помещение предназначено для проживания граждан и не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилые, то есть на основании ст. 288 ГК РФ[27].

Во-вторых, в связи с тем, что юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан (п. 2 ст. 671 ГК РФ).

В-третьих, в связи с тем, что допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств (п. 2 и 3 ст. 17 ЖК РФ[28]).

Налоговый орган может потребовать представления доказательства перевода помещения из жилого в нежилое. Или отказать в государственной регистрации по причине непредставления доказательства того, что помещение является нежилым. Такие действия налоговых органов, по нашему мнению, также являются неправомерными. Требования законодателя к пакетам документов, представляемых на государственную регистрацию, не могут быть истолкованы расширительно[29]. Завершает такую «неудачную» попытку регистрации обычно отказ регистратора в возврате уплаченной государственной пошлины. Мотивом отказа является то, что налоговый орган считает принятие документов на регистрацию совершением действий по регистрации ЮЛ, а в случае совершения таковых уплаченная госпошлина не возвращается.

Многие из требований, являются незаконными, что и может являться основанием для дальнейшего оспаривания действий органов ФНС РФ в установленном законом порядке.


Отметим, что в 2015 г. законодатели предприняли ряд мер, целью которых является упрощение регистрации новых хозяйствующих субъектов. В частности, внесены изменения[30] в ГК РФ[31], в Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ[32] и Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ[33]. Изменения коснулись сроков регистрации индивидуальных предпринимателей и новых организаций, а также норм, регулирующих использование учредительного документа (устава) общества с ограниченной ответственностью (в перспективе такие же нововведения могут быть предусмотрены и для иных организационно-правовых форм). Сроки регистрации индивидуальных предпринимателей, а также вновь созданных организаций сокращены с предусмотренных ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ пяти рабочих дней до трех (такие сроки предусматриваются п. 3 ст. 13 и п. 3 ст. 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ). Аналогично сокращен и срок для принятия решения об отказе в государственной регистрации (п. 3 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

В российском законодательстве появился также новый вид устава организации - типовой. Так, п. 1 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ предусмотрено, что общество действует на основании одного из двух видов учредительных документов:

  • устава общества, утвержденного его учредителями (участниками);
  • типового устава, утвержденного уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (далее - типовой устав).

Первый вид - это давно существующий устав общества, который утверждается учредителями общества и представляется при его регистрации. Теперь в законодательстве он называется по-новому: устав общества, утвержденный его учредителями (участниками). Второй вид представляет собой новеллу российского законодательства. Он должен обеспечить упрощение регистрации организаций. При этом уставы организаций стандартизируются, что должно повысить эффективность государственного регулирования коммерческой деятельности.

Следует отметить, что в прежней редакции п. 2 ст. 52 ГК РФ[34] говорилось об использовании для государственной регистрации юридических лиц типовых уставов, формы которых утверждаются уполномоченным государственным органом в порядке, установленном Законом о государственной регистрации юридических лиц. Новая редакция названного пункта закрепляет, что юридические лица могут действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом. Типовой устав утверждается нормативным правовым актом, вступающим в силу не ранее чем по истечении 15 дней со дня его официального опубликования, если самим актом не предусмотрен более поздний срок вступления в силу. В течение 3 рабочих дней со дня официального опубликования названного нормативного правового акта типовой устав направляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для размещения на его официальном сайте. Такой же порядок предусмотрен для внесения изменений в типовой устав. Согласно п. 10 ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ[35] регистрирующий орган не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем получения от уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти типового устава, утвержденного в соответствии с данным Законом, размещает такой типовой устав на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обеспечивает открытость и общедоступность такого типового устава. Согласно п. 2.1 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ типовой устав должен содержать такие же сведения, что и уставы, утвержденные учредителями (участниками) общества (перечень закреплен в п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ[36]), за исключением:


  • полного и сокращенного фирменного наименования общества;
  • сведений о месте нахождения общества;
  • сведений о размере уставного капитала общества.

Законодательство предоставило предпринимателям свободу выбора: разрабатывать свой собственный устав либо использовать типовой. Также предусмотрена возможность изменить используемый вид устава - перейти со своего на типовой и наоборот (абз. 4 и 5 п. 4 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ). Для перехода необходимо представить документы, предусмотренные ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ (абз. 1 и 2 п. 2.1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ[37]). Тот факт, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, должен быть отражен в решении о его учреждении (наравне с иными сведениями, указанными в п. 3 ст. 50.1 ГК РФ[38]: сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) органов юридического лица). Кроме того, согласно ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ это должно быть указано в заявлении о государственной регистрации. Аналогичные правила предусмотрены для создания организации путем реорганизации (ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ). Обязанность сообщать в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, что общество действует на основании типового устава, закреплена в абз. 3 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ. Сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, должны отражаться в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Для таких лиц сведения о наименовании, фирменном наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала юридического лица также указываются, но только в ЕГРЮЛ (типовой устав таких сведений не содержит). Если лицо действует на основании собственного устава, то, как и ранее, названные сведения указываются как в его уставе, так и в ЕГРЮЛ. Согласно п. 3 ст. 54 ГК РФ в ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Общество, действующее на основании типового устава, обязано в течение одного месяца со дня принятия соответствующего решения сообщать в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, об увеличении уставного капитала общества (как за счет его имущества, так и за счет дополнительных вкладов его участников и вкладов третьих лиц, принимаемых в общество), об увеличении номинальной стоимости долей участников общества, внесших дополнительные вклады, о принятии третьих лиц в общество, об определении номинальной стоимости и размера их долей и при необходимости об изменении размеров долей участников общества (абз. 4 п. 4 ст. 18, абз. 4 п. 2.1 ст. 19 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ[39]).


Решение о том, что общество действует на основании типового устава, равно как и решения об учреждении общества, утверждении его устава, утверждении денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных имеющих денежную оценку прав, вносимых учредителями общества для оплаты долей в уставном капитале общества, должно приниматься учредителями общества единогласно (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ). Следует отметить, что утверждение устава общества, внесение в него изменений или утверждение устава общества в новой редакции, принятие решения о том, что общество в дальнейшем действует на основании типового устава, либо о том, что общество в дальнейшем не будет действовать на основании типового устава, изменение размера уставного капитала общества, наименования общества, места нахождения общества отнесено к компетенции общего собрания участников общества (пп. 2 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Помимо нововведений, касающихся типовых уставов в законодательстве, изменены некоторые требования, предъявляемые к уставам, утвержденным учредителями (участниками) общества. Сведения о филиалах и представительствах общества теперь должны содержаться в ЕГРЮЛ, а не в уставе общества (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ[40]). Соответственно, при их создании или упразднении нет необходимости вносить изменения в устав.
Изменяются и требования к содержанию решения об учреждении общества - расширяется круг вопросов, по которым результаты голосования учредителей общества и принятые ими решения должны быть отражены в решении. Пунктом 2 ст. 11 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ закрепляется следующий круг таких вопросов:

  • об учреждении общества;
  • об определении фирменного наименования общества, места нахождения общества, размера уставного капитала общества;
  • об утверждении устава общества либо о том, что общество действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
  • об избрании или о назначении органов управления общества;
  • об образовании ревизионной комиссии или избрании ревизора общества, если такие органы предусмотрены уставом общества либо являются обязательными в соответствии с Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ.

Таким образом, с 2016 г. регистрация обществ с ограниченной ответственностью будет происходить по новым правилам - названные изменения вступают в силу с 29 декабря 2015 г.


2.2. Участники общества с ограниченной ответственностью

Порядок и условия создания и деятельности ООО установлены ГК РФ[41] и Законом об обществах с ограниченной ответственностью[42]. Участники общества, не полностью оплатившие доли, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченной части доли каждого из участников. Данное правило, соответственно, не распространяется на участников, полностью оплативших свои доли. Кроме того, законодатель установил ряд специальных правил при создании ООО[43].

ООО создается на основании решения участников ООО и договора, заключаемого всеми участниками общества. С этой целью учредители ООО заключают между собой договор об учреждении ООО, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, размер их долей в уставном капитале общества и иные установленные Законом об ООО условия. В частности, согласно п. 5 ст. 11 Закона об ООО[44] учредительный договор должен содержать еще порядок и сроки оплаты таких долей в уставном капитале общества. Договор об учреждении ООО заключается в письменной форме и подписывается всеми его участниками. Особым правилом законодателя является положение о том, что устав общества может также содержать иные положения.

Продажа доли в ООО - это на сегодняшний день один из самых сложных вопросов в регистрации изменений в обществах с ограниченной ответственностью, а потому требует особенно внимательного подхода и детальной проработки. Разногласия по поводу правовой природы доли в уставном капитале носят самый острый характер. Понятие доли участника ООО подробно анализируется в правовой литературе, при этом большинство исследователей безоговорочно признают обязательственно-правовой характер доли в уставном капитале ООО. Например, В. Залесский полагает, что доля участника ООО в уставном капитале общества определяет размер обязательственного требования, принадлежащего участнику по отношению к обществу[45]; такого же мнения придерживается С.Д. Могилевский, который считает, что доля участника в уставном капитале, будучи объектом гражданских прав, представляет собой разновидность объектов имущественных прав, поскольку доля в уставном капитале определяет объем обязательственных прав участника[46]. Однако некоторые эксперты определяют долю участника ООО как комплекс имущественных и неимущественных прав, указывая, что к неимущественным правам относятся: право на получение информации, право на участие в управлении делами ООО и некоторые другие[47]. Таким образом, доля участника в уставном капитале ООО является самостоятельным объектом гражданских прав, сочетающим комплекс имущественных и неимущественных прав участника ООО, носящих обязательственно-правовой характер.