Файл: Управление. Управление разными типами сотрудников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сравнив полученные результаты по шкалам «Экстра­версия» и «Нейротизм» с интерпретацией в таблицах, от­ложите на схеме (см. рисунок) полученные результаты по шкале «интроверсия — экстраверсия» и по шкале «нейро­тизм» (эмоциональная устойчивость — нестабильность). Сочетание характеристик по двум шкалам укажет на тип Вашего темперамента.

«Круг» Айзенка

Вы определили тип своего темперамента. В основе каж­дого из четырех типов лежат особые сочетания свойств нервной системы:

- у холерика сильная нервная система, он легко пере­ключается с одного на другое, но неуравновешенность его нервной системы уменьшает совместимость (уживчивость) с другими людьми. Холерик склонен к резким переменам в настроении, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоцио­нальным срывам;

— у сангвиника также сильная нервная система, а зна­чит, и хорошая работоспособность, он легко переходит к другой деятельности, к общению с другими людьми. Сан­гвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на происходящие события, сравнитель­но легко переживает неудачи;

— у флегматика сильная, работоспособная нервная си­стема, но он с трудом включается в другую работу и при­спосабливается к новой обстановке. У флегматика преоб­ладает спокойное, ровное настроение. Чувства обычно от­личаются постоянством; 

— меланхолик характеризуется низким уровнем пси­хической активности, замедленностью движений, сдержан­ностью мимики и речи, быстрой утомляемостью. Его от­личают высокая эмоциональная чувствительность ко все­му, что происходит вокруг него. Чуткость к другим делает меланхоликов универсально уживчивыми (совместимыми) с другими людьми, но сам меланхолик склонен пережи­вать проблемы внутри себя и, следовательно, склонен к саморазрушению.

Показатель «Интроверсия — Экстраверсия» характери­зует индивидуально-психологическую ориентацию человека либо (преимущественно) на мир внешних объектов (экст­раверсия), либо на внутренний субъективный мир (интро­версия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, боль­шая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная адаптированность. Экстраверты обычно обла­дают внешним обаянием, прямолинейны в суждениях, как правило, ориентируются на внешнюю оценку. Хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решений.


Интровертам присуща — необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настой­чивости), склонность к самоанализу и затруднения к со­циальной адаптации. Интроверты лучше справляются с монотонной работой, они более осторожны, аккуратны и педантичны.

Амбивертам (см. таблицу) присущи черты экстра- и интроверсии. Иногда лицам, для уточнения этого пока­зателя рекомендуется дополнительное обследование с ис­пользованием других тестов.

Показатель нейротизма характеризует человека со сто­роны его эмоциональной устойчивости (стабильности). Показатель этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующи­еся чрезвычайной эмоциональной устойчивостью, прекрас­ной адаптированностью (показатель 0-11 по шкале «нейротизм»), а на другом — чрезвычайно нервозный, неустой­чивый и плохо адаптированный тип (показатель 14-24 по шкале «нейротизм»).

Эмоционально устойчивые (стабильные)— люди, не склон­ные к беспокойству, устойчивые по отношению к внешним воздействиям, вызывают доверие, склонны к лидерству.

Эмоционально нестабильные (нейротичные) - чувстви­тельны, эмоциональны, тревожны, склонны болезненно переживать неудачи и расстраиваться по мелочам.

Приложение 3

Характерологический опросник К. Леонгарда

Инструкция к тесту:

Внимательно прочитайте вопрос. Отвечайте на него «да» или «нет», если ответ утвердительный — «да», проставляйте в регистрационном бланке соответственно «+»,  если ответ отрицательный  — «нет», то проставляйте в регистрационном бланке соответственно «–». Не задумывайтесь долго над ответом. Помните, нет плохих или неверных ответов.

Содержание теста:
1. У Вас чаще бывает веселое и беззаботное настроение?
2. Вы чувствительны к оскорблениям?
3. Бывает ли так, что у Вас на глаза навертываются слезы в кино, театре, в беседе и т.п.?
4. Сделав что-либо, Вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в этом?
5. В детстве Вы были таким же смелым, как другие Ваши сверстники?
6. Часто ли у Вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе?
7. Являетесь ли Вы обычно центром внимания в обществе, в компании?
8. Бывает ли так, что Вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с Вами лучше не разговаривать?
9. Вы серьезный человек?
10. Способны ли Вы восхищаться, восторгаться чем-нибудь?
11. Предприимчивы ли Вы?
12. Вы быстро забываете, если Вас кто-то обидит?
13. Мягкосердечны ли Вы?
14. Опуская письмо в ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо упало в него?
15. Стремитесь ли Вы всегда считаться в числе лучших работников?
16. Бывало ли Вам в детстве страшно во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может быть, такое чувство бывает и теперь)?
17. Вы стремитесь во всем и повсюду соблюдать порядок?
18. Ваше настроение зависит от внешних обстоятельств?
19. Любят ли Вас Ваши знакомые?
20. Часто ли у Вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной неприятности, беды?
21. У Вас часто бывает несколько подавленное настроение?
22. Переживали ли Вы хотя бы раз истерику или нервный срыв?
23. Трудно ли Вам долго усидеть на месте?
24. Если по отношению к Вам несправедливо поступили, Вы обычно считаете нужным энергично отстаивать свои интересы?
25. Можете ли Вы зарезать курицу или овцу?
26. Вас раздражает, если дома занавес или скатерть висят неровно, и Вы сразу же стараетесь поправить их?
27. Вы в детстве боялись оставаться в одиночестве дома?
28. Часто ли у Вас бывают беспричинные колебания настроения?
29. Вы стремитесь быть высококвалифицированным работником в своей профессии?
30. Быстро ли Вы начинаете сердиться или впадать в гнев?
31. Можете ли Вы быть абсолютно беззаботным?
32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает Вас?
33. Как Вы думаете, получился бы из Вас ведущий в юмористическом концерте?
34. Вы обычно высказываете свое мнение достаточно откровенно и прямо?
35. Вам трудно переносить вид крови, он вызывает у Вас неприятные ощущения?
36. Нравится ли Вам работа с большой личной ответственностью?
37. Вы склонны выступать в защиту лиц, по отношению к которым допущена несправедливость?


38. Было бы Вам страшно спускаться в темный подвал?
39. Вы предпочитаете работу, в которой надо действовать быстро, но требования к качеству выполнения невысоки?
40. Общительны ли Вы?
41. В школе Вы охотно декламировали стихи?
42. Убегали ли Вы в детстве из дома?
43. Кажется ли Вам жизнь трудной?
44. Бывает ли так, что после конфликта, обиды Вы были до того расстроены, что идти на работу казалось просто невыносимым?
45. Можно ли сказать, что при неудаче Вы не теряете чувства юмора?
46. Если бы Вас кто-либо обидел, предприняли бы Вы первым шаги к примирению?
47. Вы очень любите животных?
48. Вы иногда возвращаетесь, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в порядке, и там ничего непредвиденного не случилось?
49. Вас иногда преследует неясная мысль, что с Вами или Вашими близкими может случиться что-то страшное?
50. Считаете ли Вы, что Ваше настроение очень изменчиво?
51. Трудно ли Вам выступать перед большим количеством людей?
52. Вы можете ударить обидчика, если он Вас оскорбит?
53. У Вас очень велика потребность в общении с другими людьми?
54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние?
55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности?
56. У Вас хватает настойчивости добиваться поставленной цели, несмотря на то, что на пути к ней приходится преодолевать много препятствий?
57. Трагический фильм может взволновать Вас так, что на глазах выступают слезы?
58. Часто ли Вам бывает трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого или будущего дня все время крутятся в голове?
59. В школе Вы подсказывали или давали списывать товарищам?
60. Вам потребовалось бы большое напряжение воли, чтобы пройти ночью одному через кладбище?
61. Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы дома каждая вещь была всегда на своем месте?
62. Бывает ли так, что Вы ложитесь вечером спать в хорошем настроении, а наутро встаете в подавленном, которое длится чуть ли не весь день?
63. Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям?
64. Бывают ли у Вас головные боли?
65. Вы часто смеетесь?
66. Вы можете быть приветливым даже с теми, кого Вы явно не цените и не уважаете?
67. Вы подвижный человек?
68. Вы очень переживаете из-за несправедливости?
69. Вы настолько любите природу, что можете назвать ее своим другом?
70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери?
71. Вы очень боязливы?
72. Изменяется ли Ваше настроение при приеме алкоголя?
73. В юности Вы охотно участвовали в художественной самодеятельности?
74. Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости?
75. Часто ли Вас тянет путешествовать?
76. Ваше настроение может изменяться так резко, что состояние радости вдруг сменяется угрюмостью и подавленностью?
77. Легко ли Вам удается поднять настроение друзей в компании?
78. Долго ли Вы переживаете обиду?
79. Долго ли Вы переживаете горести других людей?
80. Будучи школьником, Вы нередко переписывали страницу, если случайно ставили на ней кляксу?
81. Вы относитесь к людям скорее с осторожностью и недоверием, чем доверчивостью?
82. Часто ли Вы видите страшные сны?
83. Бывает ли, что Вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда или выпадете из окна, расположенного на высоком этаже?
84. В веселой компании Вы обычно веселы?
85. Способны ли Вы отвлечься от трудных проблем, требующих Вашего решения?
86. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя свободнее под влиянием алкоголя?
87. В беседе Вы скупы на слова?
88. Если бы Вам надо было играть на сцене, Вы смогли бы войти в роль настолько, чтобы забыть, что это только игра?
Ключи к тесту:
Гипертимность (× 3):
ответы «да» (+):  1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77;  ответы «нет» (-): –.
Застревание (× 2):
ответы «да» (+):  2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81;  ответы «нет» (-): 12, 46, 59.
Эмотивность (× 3):
ответы «да» (+):  3, 13, 35, 47, 57, 69, 79;  ответы «нет» (-): 25.
Педантичность (× 2):
ответы «да» (+):  4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83;  ответы «нет» (-): 36.
Тревожность (× 3):
ответы «да» (+):  16, 27, 38, 49, 60, 71, 82;  ответы «нет» (-): 5.
Циклоидность (× 3):
ответы «да» (+):  6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84;  ответы «нет» (-): –.
Демонстративность (× 2):
ответы «да» (+):  7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88;  ответы «нет» (-): 51.
Возбудимость (× 3):
ответы «да» (+):  8, 20, 30, 42, 52, 64, 75, 86;  ответы «нет» (-): –.
Дистимность (× 3):
ответы «да» (+):  9, 21, 43, 74, 87;  ответы «нет» (-): 31, 53, 65.
Экзальтированность (× 6):
ответы «да» (+):  10, 32, 54, 76;  ответы «нет» (-): –.


Подсчет ответов осуществляется в  соответствии с  ключом к тесту. За каждое совпадение с ключом к тесту начисляется 1 балл. Значение каждой шкалы умножается на определенное число, указанное в ключе к тесту. Черта характера является акцентуированной, если конечная сумма баллов равна или больше 19. О тенденции судим в случае, если конечная сумма баллов по черте характера находится в диапазоне от 15 до 19.

Приложение 4

Методика диагностики направленности личности Б. Басса

С помощью методики выявляются следующие направленности:

1. Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность. 

2. Направленность на общение (О) - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. 

3. Направленность на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. 

Инструкция. 

Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся вам равноценными. Просим вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению и более всего ценен для вас.

Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой «больше всего». Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от вашей точки зрения, наименее для вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «меньше всего». 

Таким образом, для ответа на каждый из вопросов вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются. Среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для вас. Время от времени контролируйте себя, правильно ли вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами. В случае, если вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы направление было четко видно. 


Тестовый материал

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от: 
А. Одобрения моей работы; 
Б. Сознания того, что работа сделана хорошо; 
В. Сознания того, что меня окружают друзья. 
2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть: 
А. Тренером, который разрабатывает тактику игры;
Б. Известным игроком; 
В. Выбранным капитаном команды. 
3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто: 
А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет свой подход;
Б. Вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;
В. Создает в коллективе атмосферу, при которой никто не боится высказать мнение. 
4. Мне нравится, когда люди: 
А. Радуются выполненной работе; 
Б. С удовольствием работают в коллективе; 
В. Стремятся выполнить свою работу лучше других. 
5. Я хотел бы, чтобы мои друзья: 
А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого есть возможности; 
Б. Были верны и преданы мне; 
В. Были умными и интересными людьми. 
6. Лучшими друзьями я считаю тех: 
А. С кем складываются хорошие взаимоотношения; 
Б. На кого всегда можно положиться; 
В. Кто может многого достичь в жизни. 
7. Больше всего я не люблю: 
А. Когда у меня что-то не получается; 
Б. Когда портятся отношения с товарищами; 
В. Когда меня критикуют. 
8. По-моему, хуже всего, когда педагог: 
А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается над ними; 
Б. Вызывает дух соперничества в коллективе; 
В. Недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.
9. В детстве мне больше всего нравилось: 
А. Проводить время с друзьями; 
Б. Ощущение выполненных дел; 
В. Когда меня за что-нибудь хвалили. 
10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто: 
А. Добился успеха в жизни; 
Б. По-настоящему увлечен своим делом; 
В. Отличается дружелюбием и доброжелательностью. 
11. В первую очередь школа должна: 
А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь; 
Б. Развивать, прежде всего, индивидуальные способности ученика; 
В. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми. 
12. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал бы его:
А. Для общения с друзьями; 
Б. Для отдыха и развлечений; 
В. Для своих любимых дел и самообразования. 
13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда: 
А. Работаю с людьми, которые мне симпатичны; 
Б. У меня интересная работа;
В. Мои усилия хорошо вознаграждаются.
14. Я люблю, когда:
А. Другие люди меня ценят; 
Б. Испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы; 
В. Приятно провожу время с друзьями. 
15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы: 
А. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать; 
Б. Написали о моей деятельности; 
В. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю. 
16. Лучше всего я учусь, если преподаватель: 
А. Имеет ко мне индивидуальный подход; 
Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету; 
В. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем. 
17. Для меня нет ничего хуже, чем: 
А. Оскорбление личного достоинства; 
Б. Неудача при выполнении важного дела; 
В. Потеря друзей.
18. Больше всего я ценю: 
А. Успех; 
Б. Возможности хорошей совместной работы; 
В. Здравый практичный ум и смекалку. 
19. Я не люблю людей, которые: 
А. Считают себя хуже других; 
Б. Часто ссорятся и конфликтуют; 
В. Возражают против всего нового. 
20. Приятно, когда:
А. Работаешь над важным для всех делом; 
Б. Имеешь много друзей; 
В. Вызываешь восхищение и всем нравишься. 
21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть: 
А. Доступным; 
Б. Авторитетным; 
В. Требовательным.
22. В свободное время я охотно прочитал бы книги: 
А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми; 
Б. О жизни знаменитых и интересных людей. 
В. О последних достижениях науки и техники. 
23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть: 
А. Дирижером; 
Б. Композитором; 
В. Солистом. 
24. Мне бы хотелось:
А. Придумать интересный конкурс; 
Б. Победить в конкурсе; 
В. Организовать конкурс и руководить им. 
25. Для меня важнее всего знать: 
А. Что я хочу сделать; 
Б. Как достичь цели; 
В. Как организовать людей для достижения цели. 
26. Человек должен стремиться к тому, чтобы: 
А. Другие были им довольны; 
Б. Прежде всего выполнить свою задачу; 
В. Его не нужно было упрекать за выполненную работу. 
27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время: 
А. В общении с друзьями; 
Б. Просматривая развлекательные фильмы; 
В. Занимаясь своим любимым делом
Ключи к тесту