Файл: Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования (Основополагающие начала налоговой системы России и зарубежных стран).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Особенности законотворческого процесса. Причины, входящие в данную группу, существенно отличаются в разных странах. Схожим для всех государств является только перманентное увеличение массива налогово-правовых норм. Данный фактор, подкрепленный впечатляющими количественными показателями роста объема налогового законодательства, практически всегда приводится как пример усложнения системы налогового права[26]. Однако, на наш взгляд, абсолютная зависимость между этими двумя обстоятельствами отсутствует. Например, подлинная причина усложнения системы налогового права за счет судебного толкования заключается как раз в отсутствии своевременной законодательной активности. Кроме того, опытным путем было доказано, что краткий текст налогового закона не является залогом упрощения налогового права.

Более важным представляется ритмичность, плановость и последовательность изменений налогового права, которых, к сожалению, в России достичь пока не удалось. Также в данную группу причин можно отнести следующие недостатки отечественного налогового законотворчества, обобщенные С.Г. Пепеляевым: "смешанная налоговая инициатива, изменение сути налогового законопроекта на этапе второго или третьего чтения и фактически отсутствие финансово-экономического обоснования"[27].

4. Стремление обеспечить более справедливое налогово-правовое регулирование. Эта причина часто рассматривается как базовая, прямо или косвенно обусловливающая большинство других факторов сложности. Ряд исследователей считает, что сложность налогового права является неизбежной платой за соблюдение принципов равенства и справедливости[28]. С этим сложно не согласиться, так как дифференцированные условия налогообложения для разных категорий налогоплательщиков вряд ли возможно обеспечить лапидарными нормами. С другой стороны, сложность налогового права далеко не во всех случаях способствует справедливому налогообложению. Данная причина получила наиболее неоднозначные оценки в научной литературе. Так, австралийские авторы подчеркивают необходимость решительных мер по упрощению не только налогового права, но и всей налоговой системы, даже если при этом придется поступиться принципами равенства и справедливости. В меньшей степени согласованы позиции представителей США, где часть авторов полагает, что налоговое право США нуждается в радикальном упрощении, а согласно другой точке зрения сложность налогового права США объективно обусловлена особенностями регулируемых отношений, поэтому в лучшем случае возможно только исключить ее некоторое избыточное усложнение.


Указанные причины усложнения способствуют существенному снижению эффективности налогового правового регулирования. Соответственно является актуальным вопрос о мерах по упрощению системы налогового права. В странах Содружества наций в 90-х гг. прошлого века шли дискуссии между сторонниками максимальной детализации налогово-правовых норм и приверженцами регулирования налоговых отношений за счет установления общих принципов. Схожее обсуждение ведется и в отечественной правовой науке. Так, А.В. Демин указывает на ограниченные возможности регулирования налоговых отношений точными правовыми нормами и последовательно отстаивает необходимость обращения к относительно определенным средствам (правовым принципам, общим стандартам, оценочным понятиям, судебным доктринам и т.п.)[29]. А.О. Якушев рассматривает возможность совершенствования налогового законодательства за счет повышения уровня юридической техники налогового правотворчества[30].

С учетом изложенного представляют особый интерес итоги экспериментов, проведенных в Англии, Новой Зеландии и Австралии, по совершенствованию налогового законодательства. В ходе реформ тексты нормативно-правовых актов были изложены простым языком, юридические конструкции сокращены, а различия между отдельными категориями налогоплательщиков - нивелированы. В результате объем законодательства радикально сократился, но эффективность налогово-правового регулирования не повысилась. Чем больше реформаторы уделяли внимание совершенствованию текстов и меньше затрагивали вопросы по изменению налоговой политики и администрирования, тем скромнее оказались результаты преобразований.

Опыт указанных стран свидетельствует, что подлинные причины сложности налогового права часто находятся за пределами его системы. В социологических системных исследованиях такая ситуация известна как «аллопоэзис» права и в целом рассматривается как негативный эффект, разрушающий систему права. Впрочем, этот вывод не отрицает необходимость и не умаляет значения работы по совершенствованию налогового права. Напротив, с учетом вышеуказанных факторов сложности, а также того, что налоговое право не основывается на фактически сложившихся отношениях, следует с особой тщательностью подходить к формированию налогово-правовых норм.

В завершении параграфа подытожим, что существующая система налогообложения в России не является застывшими образованиями и периодически становятся объектами реформирования, что отчасти объясняется особенностями англосаксонской и романной – германской систем права: гибкостью, оперативностью, непосредственной связью с повседневной жизнью.


Основные изменения в налоговой системе России, планируемые к реализации в ближайшие годы, уже определены в нескольких документах. Это Основные направления налоговой политики на очередной год и плановый период, утвержденные в предыдущие годы, послания и поручения Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, а также утвержденные к настоящему времени «дорожные карты» в различных отраслях.

2.2 Проблемы и пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации

На протяжении последнего десятилетия Россия находится в состоянии перманентного реформирования налоговой системы.

Процесс совершенствования налоговой системы бесконечен, так как каждый новый этап в развитии общества имеет свои приоритеты экономического развития, что, в свою очередь, требует адекватного решения проблем взаимодействия хозяйствующих субъектов с государством. Анализ исполнения федерального бюджета показывает, что основные причины бюджетного кризиса имеют воспроизводственный характер и кроются в накопившихся глубинных негативных явлениях в экономике, сужающих базу налогообложения и снижающих уровень поступления налоговых доходов.

Наиболее серьезные проблемы - низкий уровень собираемости налогов и высокая неплатежеспособность предприятий. Несоблюдение налоговых правил предприятиями и гражданами - тому основная причина. Существенный недосбор налогов связан, прежде всего, с тем, что действующее законодательство не содержит необходимых норм, обеспечивающих полноту учета налогоплательщиков. В среднем в стране около 3% предприятий и организаций, зарегистрировавшихся в органах государственной регистрации, не встают на налоговый учет и, соответственно, не платят налогов. Кроме того, примерно 40% налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете, ежегодно не представляют бухгалтерскую и налоговую отчетность, а 10% предприятий и организаций представляют так называемую нулевую отчетность.

Решение проблемы стимулирующего влияния системы налогообложения на экономическую деятельность предприятий, развитие производства и экономическое развитие страны в целом являются в настоящее время также одной из первоочередных задач государства.


Эффективное налогообложение, возможно, обеспечить путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит перед собой государство при управлении экономикой страны. В сложившейся налоговой системе страны с экономической точки зрения можно выявить определенные недостатки, которые необходимо устранить или минимизировать:

  1. Налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию стимулирующей и регулирующей функций налогообложения.
  2. Довольно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами имеют косвенные налоги (налоги с оборота, продаж, различные сборы), а не прямых, причем доля косвенных налогов постепенно возрастает.
  3. Косвенные налоги и сборы в целом не способствуют стимулированию экономики и увеличению сбора налогов, скорее наоборот.
  4. Неоптимальная шкала ставок подоходного налога с физических лиц, т.к. разрыв между группами лиц с наименьшими и наивысшими доходами составляет 1:25, а в ставках налогообложения всего лишь 1:3. Поэтому основная налоговая нагрузка падает на малообеспеченные слои населения, а не на наиболее богатых.
  5. Недостаточно эффективный контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов (т.е. большой доли теневой экономики), вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50% налогов. Особенно важное значение в этом направлении приобретает борьба за устранение неучтенного в налоговых целях наличного оборота денежных средств (т.н. "черный налог"), доля которого, по разным источникам, достигает 40% денежного оборота страны, вследствие чего расчеты между юридическими лицами не через расчетные счета приводят к недобору платежей в бюджет не менее чем на 20-25%.
  6. Неэффективность существующих льгот. Сокращение налоговых льгот не только сделает налоговую систему более нейтральной по отношению к отдельным участникам экономической деятельности, не только поставит дополнительные барьеры перед злоупотреблениями и коррупцией, но и расширит налогооблагаемую базу.
  7. Усложненность налоговой системы РФ, т.к. на данный момент в России насчитывается вместе с местными налогами свыше 100 различных налогов и сборов.

Требуется существенное упрощение налоговой системы страны, при существенном снижении общего числа налогов и сборов. Необходимо отменить ряд "нерыночных" налогов, которые взимаются с выручки, а не с прибыли (это транспортный налог, сбор на содержание жилищного фонда и др.), а также ряд налогов с целевым назначением (налог на пользователей автомобильных дорог для развития дорожного хозяйства, целевые налоги на содержание милиции). Требуется объединение налогов, имеющих сходную налогооблагаемую базу (например, платежей за право пользования природными ресурсами, акцизов на минеральное сырье и платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы). Есть предложение вместо действующих сейчас имущественных налогов ввести единый налог на недвижимость. Следует отказаться от налогов- двойников, т.е. от одноименных налогов, поступающих в разные бюджеты (например, налог на прибыль. Более оправданным является наличие единых налогов с законодательным разделением долей, зачисляемых в федеральный и территориальные бюджеты. Должны быть отменены налоги, затраты на взимание которых превышают сумму собранных налогов.


  1. Постоянное изменение налогового законодательства и ставок налогообложения, что не способствует долгосрочному вложения капиталов и росту экономики. Необходимо законодательно установить стабильные (в течение нескольких лет) базовые нормативы ставок и отчислений от основных налогов.
  2. Несовершенство законодательства, противоречивость и запутанность нормативной базы и процедур налогообложения, отсутствие оперативной связи исполнительной и законодательной властей, что выражается в первую очередь в затягивании окончательного принятия нового Налогового кодекса.

Заключение

Исходя из материала представленного в курсовой работе можно сделать следующие выводы:

Налоговая система представляет собой совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Система налогообложения выстраивается в соответствии с формой государственного устройства (федерация или унитарное государство). В этом плане налоговая система России имеет три уровня: федеральный, уровень штатов (или субъектов Федерации) и местный.

В основе налоговой системы России и иных стран лежат определённые принципы. Основополагающие начала налоговой системы находят отражение в сфере налоговой политики, налогового администрирования и в целом в правовом регулировании налоговых правоотношений. А принципы, обеспечивающие реализацию конституционных норм, являются базовой институциональной основой налоговой системы Российской Федерации.

Современные налоговые системы используют целый ряд принципов, среди которых: всеобщность, стабильность, равнонапряженность, обязательность, социальная справедливость, одновременность обложения.

Основные изменения в налоговой системе России, планируемые к реализации в ближайшие годы, уже определены в нескольких документах. Это Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период (2016-2017 гг.), утвержденные в предыдущие годы, послания и поручения Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, а также утвержденные к настоящему времени «дорожные карты» в различных отраслях.

Основными целями современной налоговой политики являются, с одной стороны, сохранение бюджетной устойчивости, получение необходимого объема бюджетных доходов, а с другой стороны, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающей налоговую конкурентоспособность страны на мировой арене.