Файл: Внешние и внутренние коммуникации в организациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 201

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В информационном обществе наиболее важным конкурентным преимуществом компании становится человеческий капитал, который включает в себя такие факторы, как знания, умения и навыки, присущие отдельным сотрудникам организации в целом. В развитых компаниях появляются отделы управления знаниями, отделы развития и обучения сотрудников, несущие цель оценивать и расширять человеческие ресурсы, которым обладает компания.

В современном обществе, происходящие изменения, в первую очередь, связаны со значительным повышением значимости человеческого фактора, а так же уровню внешних и внутренних коммуникаций предприятия. В связи с этим, управление человеческими ресурсами встало на передний план управленческой деятельности, что, в свою очередь, стимулирует бурное развитие научных исследований в данной области. Так как в современной литературе имеется огромное количество разнообразных трактовок понятия управление человеческими ресурсами – это усложняет и обогащает деятельность по управлению человеческими ресурсами и ее изучения.

Под управление человеческими ресурсами, а так же внешними и внутренними коммуникаций предприятия (УЧР, HRM (humanresourcesmanagment)) понимают комбинацию последовательных и связанных между собой операций по управлению человеческим ресурсом, занятом в организации, вносящим как коллективный, так и индивидуальный вклад в решение задач, стоящий перед предприятием.

Успешность работы компании зависит от занятых на нем работников, а так же уровню внешних и внутренних коммуникаций предприятия.

Целью данной работы является изучение системы внешних и внутренних коммуникаций предприятия в международном бизнесе.

Основными задачами данной работы являются:

  • изучить сущность и основные понятия системы внешних и внутренних коммуникаций предприятия;
  • выявить современные тенденции управления внешними и внутренними коммуникациями предприятия;
  • изучить особенности формирования системы управления внешними и внутренними коммуникациями предприятия в современных условиях, на примере компании GeneralElectric;

Объектом исследования является мировая корпорация GeneralElectric.

Предмет исследования – система управления внешними и внутренними коммуникациями предприятия.

Проблемам формирования и совершенствования системы управления внешними и внутренними коммуникациями предприятия, посвящено значительное количество работ как зарубежных, так и отечественных авторов. Среди них можно отметить таких авторов, как: М. Армстронг, Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремиева, А.А. Лобанова, М.Х. Мескон, Х.Т. Грэхем, Р. Беннетт, А.Я. Кибанов, В. Бавыкин, С. Адамс, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, А.Н. Аверин, А.П. Егоршин, С.Э. Пивоваров, С.В. Шекшня.


Методы исследования.Общенаучные методы (аналитический, синтетический, системный, метод моделирования), частные методы (анализ документации, финансовый анализ, экспертный анализ). Теоретико-методологической основой для написания работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов, информационными источниками стали результаты исследований, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике создания и применения мотивационных механизмов, а также интернет-источники.

Структура работы. Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, которая состоит из трех глав, заключение, список использованной литературы.

Часть 1 Теоретические аспекты природы и понятия коммуникаций

В современных условиях нового технологического уклада, характеризующегося «экономикойзнаний», большинство ученых [12, стр. 13-17] выделяют в качестве ведущего ресурса, влияющего на конкурентоспособность организации, человеческий капитал и интеллектуальные ресурсы. Именно поэтому в качестве измерителя результатов функционирования предприятия и его подсистем на первый план выходят компетентностные методики [11, стр. 22-27]. При этом процесс управления, являющийся процессом взаимодействия управляющей и управляемой подсистем, составляющий ядро «черного ящика» при кибернетическом представлении системы управления, характеризуется постоянным изменением методов управления, в том числе на инновационной основе.

Суть современного процесса управления состоит в следующем [22, стр. 25-29]. Управляющая подсистема на основании информации о ресурсах вырабатывает управленческие решения (реализует соответствующие методы управления). Управляемая подсистема сообщает информацию о заданных ей технико-экономических параметрах в процессе производственной и финансово-хозяйственной̆ деятельности в результате реализации управленческих решений и методов, реализуя обратную связь (которая тоже может содержать новшества или изменения). На основе полученной информации управляющая подсистема вырабатывает команды управления (управленческие решения) и передает их в управляемую систему для исполнения [1, стр. 33-35].

Информация, которая используется в процессе управления, может быть классифицирована следующим образом (Рисунок 1):


Рисунок 1 - Классификация информации в процессе управления*

*Составлено автором

Информационные системы обычно соответствуют сложности и специфике производства и управления предприятием.

В научной литературе информационные системы различают: (Рисунок 2)

Рисунок 2 - Виды информационных систем

*Составлено автором

Процесс обмена информацией между подсистемами управления (линейными и функциональными), между отдельными индивидуумами в коллективе представляет обмен различными знаниями, предложениями, взглядами, идеями в ходе совместной деятельности. Процесс обмена информацией в социально-экономической системе, таким образом, представляется процессом коммуникаций. При этом, учитывая информационный характер всех видов управленческой деятельности, коммуникации являются связующим процессом управления[3, стр.111-113].

Тенденцией последних лет считается принципиальное изменение общественных ориентиров, то есть усиление роли информации и информационных технологий, и в силу этого увеличение роли проектного управления и взаимосвязи между предприятиями-участниками проектных решений, что, в свою очередь, влечет виртуализацию экономики с последующим выделением трех основных факторов: знаний, изменений, глобализации.

Однако, следует отметить, что процесс коммуникации в организации, лежащий в системе координат «субъект - субъектные отношения», невозможно трактовать только как передачу информации.

Коммуникация включает в себя и предмет коммуникации (информацию), и процесс коммуникации (передачу информации и качество этой передачи).

Многие исследователи [4, стр.22-28] считают возможным обоснование коммуникации как научной категории, исходя из трех схем: предметной (когда коммуникация рассматривается как средство воздействия на знания, установки и поведение людей (по Ю. Д. Красовскому)), процессной (когда под коммуникацией понимается процесс передачи информации) и смешанной (под коммуникацией понимается единство элементов, или узлов, коммуникации и обмена информацией между ними).

Ряд авторов [5, стр. 55-57] выделяют два ключевых подхода к коммуникациям, объединяя в две группы большинство существующих теорий (Рисунок 3).

Рисунок 3 - Научные подходы к коммуникациям

*Составлено автором


При этом в механической парадигме коммуникация представляется как однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения [10, стр. 101-109]. В деятельностной парадигме коммуникации понимаются как деятельность, в процессе которой вырабатывается общее (до определенного предела) понимание предмета коммуникации.

Ряд исследователей процесс коммуникации рассматривают как дешифровку вербальной информации вневербальную и наоборот, но при этом имеет место искажение ее при прохождении от «входа» до «выхода» системы. Они отмечают, что «для коммуникации характерен переход от вербализации мысли одного человека к действиям другого. Именно ради этого реализуется передача знаний между двумя разными автономными системами, которыми являются два человека» [8, стр. 55-57].

Считаем справедливым мнение Ю.Д. Красовского о коммуникации как средстве достижения единства организации в достижении общей цели . Поэтому вэкономике большинство авторов трактуют коммуникации как объективную категорию, возникающую во всех организационных системах, создающихся для достижения определенных целей путем объединения людей и ресурсов [9, стр. 88-91].

Так, Э.Ф. Хандамова определяет коммуникационное пространство как «сферу взаимодействия многих участников рыночных обменов» и считает главным принципом его построения «сбалансированность интересов участников обменов» [11, стр. 44-46]. Мотивационное поле при этом «характеризует содержательную основу взаимоотношений участников обмена... отражает вектор изменения мотиваций, динамику возможных последствий изменения мотивов, вскрывает глубину противоречий между партнерами и т.п.» [12, стр. 33-38]. То есть, прослеживается смешанная схема рассмотрения феномена коммуникации – как единства участников коммуникаций и содержательной основы их взаимоотношений. Считаем необходимым использовать именно такой подход к определению коммуникации при рассмотрении организационных изменений на инновационной основе.

Основным процессом управленческой деятельности в организации являются коммуникации, они связывают все элементы предприятия и способствуют более эффективному взаимодействию между руководителем и подчиненными. Негативные изменения в коммуникациях влекут за собой нарушения кооперации – конвенциональных образцов поведения. Предприятия функционируют в коммуникациях и через них [13, стр. 12-15].

Производственно-хозяйственная деятельность организации, представленная данными различных видов учета (статистического, оперативного, бухгалтерского), которая складывается под влиянием факторов как объективных, так и субъективных, определяет предмет коммуникаций [14, стр. 44-48].


Исходя из вышеприведенного понятия коммуникаций, можно выделить следующие их функции:

- информативная (передача информации истинной и искаженной);

- побудительная (влияние на поведение и действия путем использования различных форм воздействия);

- организующая (организация взаимодействия между членами коллектива или элементами предприятия и среды);

- перцептивная (установление взаимопонимания между субъектами коммуникации).

Исходя из анализа научной литературы, система коммуникации должна отвечать следующим принципам (Рисунок 4):

Рисунок 4 - Принципы системы коммуникаций предприятия*

*Составлено автором

В работе С. Ю. Тюковой приводится следующая классификация коммуникаций (Рисунок 6).

Исследователи выделяют межличностные и организационные коммуникации, которые, в свою очередь, целесообразно подразделять на внутренние и внешние. Систему внутренних коммуникаций можно представить как множество информационных каналов, по которым протекает информация, носящая деловой, эмоциональный и интеллектуальный окрас и связывающие воедино сотрудников внутри организации [15, стр. 123-133].

Рисунок 5 - Классификация коммуникаций*

*Составлено автором

Внутренние коммуникации могут быть как формальными (вертикальными и горизонтальными), так и неформальными.

Применительно к процессу организационных инноваций можно заключить, что новшества могут быть реализованы как в определении участников коммуникации и их инновационном изменении, так и в процессе передачи и обмена информацией. При этом следует выделять новшества во внешних и внутренних коммуникациях; в организации коммуникационного пространства (наличии и числе вертикальных и горизонтальных коммуникаций и их узлов); в формальных коммуникациях (в том числе с целью оптимизации неформальных коммуникаций, например, преодоления сопротивления изменениям); в качестве процесса передачи информации (уменьшение искажений информации и увеличение скорости передачи).

На качество информации, а так же на ее искажение в процессе передачи и скорость прохождения по информационным каналам, влияет организационная структура предприятия. Чем эффективнее на предприятии процесс коммуникаций, тем оперативнее оно реагирует на изменения, происходящие на рынке, связанные с совершенствованием технологий производства, а следовательно, и с ростом инновационной активности. А самое главное, эффективность инновационных изменений зависит от степени искажения коммуникаций [16, стр.44-46].