Файл: Совершенствование налоговой системы РФ: основные направления и особенности (Роль налоговых доходов в бюджете РФ).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Экономическая сущность и структура налоговой системы РФ
1.1 Экономическая сущность налогов
1.2 Понятие налоговой системы и ее функции
2. Налоговая система Российской Федерации
2.1 Особенности налоговой системы РФ: становление и современное состояние
2.2 Роль налоговых доходов в бюджете РФ
2.3 Проблемы налоговой системы РФ
Введение
Налоги являются неотъемлемой частью общественно-хозяйственной жизни.
От них зависит благополучие граждан, предприятий и государства в целом. Налоги – это важная экономическая категория.
Они исторически связаны с появлением государства и выполнением ряда общегосударственных функций.
К ним относятся управление, оборона, суд, охрана порядка и другие. В процессе исторического развития совершенствовались формы взимания налогов, а потому названия их неоднократно изменялись в зависимости от экономических и социальных условий.
Налогообложение проделало огромный путь развития. Налоговая система возникает ещё на раннем этапе развития государства и является неотъемлемой частью его функционирования.
Цель курсовой работы - изучение особенностей налоговой системы Российской Федерации и определение направлений развитию налоговой системы РФ.
Из цели работы следуют задачи:
1. Изучение теоретических аспектов формирования налоговой системы
2. Изучение особенностей налоговой системы РФ, роли налоговых доходов в формировании бюджета РФ, основных проблем налоговой системы РФ.
3. Изучение основных направлений совершенствования налоговой системы России
Объект исследования - налоговая система.
Предмет исследования - особенности формирования налоговой системы, ее особенностей в РФ.
Источники информации - научные статьи, учебные материалы, статистические данные.
Методы - обобщение, синтез, аналитический.
Структура работы: курсовая работа состоит введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Экономическая сущность и структура налоговой системы РФ
1.1 Экономическая сущность налогов
Любое государство может существовать лишь тогда, когда обладает определенной финансовой базой, когда оно имеет средства для содержания своего аппарата и покрытия расходов, возникающих в процессе реализации им своих функций.
Государство, являясь важнейшим общественным институтом, практически не имеет самостоятельного дохода. В современном обществе у государства есть доходы по принадлежащим ему акциям, а также доходы, создаваемые в государственном секторе экономики. Однако объем данных доходов несравним с объемом государственных расходов.
Основным источником, посредством которого современное государство получает себе необходимые денежные средства, выступают налоги. На их долю приходится около 90 % всех поступлений в бюджет[1].
Налоги – это определенная система отношений между налогоплательщиком и государством. Налогообложение – это экономические, финансовые и правовые отношения между государством и налогоплательщиками, заключающиеся в изъятии государством части доходов юридических и физических лиц в общегосударственное пользование. Налогообложение регулируется нормами налогового законодательства. Этим налоговые платежи отличаются от неналоговых, которые регулируются нормами иных отраслей законодательства (экологического, патентного и других). Например, страховые взносы, экологические платежи, таможенная пошлина и др[2].
Налоги, как экономическая категория[3]:
- тесно связаны с государственной властью, для которой они являются основным и наиболее безопасным источником доходов;
- носят принудительный характер, что закреплено на законодательном уровне;
- участвуют в экономических процессах общества.
Существует множество определений понятий понятия «налог». Причем имеются как определения, заложенные в текстах нормативно-правовых актов, так и предложенные учеными в своих трудах и отображающие их понимание данной категории[4].
Многие ученые в научных трудах и исследованиях рассматривают категорию налога с разных точек зрения, но практически все понимают налог как платеж с физических и юридических лиц в пользу государства.
Налоговый кодекс РФ в статье 8 налог трактует «как обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований»[5].
Данное определение достаточно полно характеризует понятие налога и позволяет выделить основные признаки, свойственные налогам[6]:
1) обязательность платежей. Конституцией РФ закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги (статья 57). Необязательных налогов не существует. Обязательность налога обеспечивается силой государства в лице судебных органов. Если налог установлен законом, то уклонение от его уплаты есть наказуемое преступление. Уплата налогов носит не добровольный, а принудительный характер;
2) законность установления налогов. Взимание налога осуществляется в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами;
3) денежная форма их внесения;
4) регулярность уплаты. Этим налоги отличаются от сборов, взимание которых носит разовый характер;
5) безвозмездность уплаты налогов, характеризуется односторонностью, безэквивалентностью и безвозвратностью налога. Государство, получая в бюджет налог, не берет на себя конкретных обязательств перед конкретным налогоплательщиком, а налогоплательщик, уплатив налог, не приобретает каких либо дополнительных прав. Налог является безэквивалентным платежом, так как государство, выполняя свои функции, не распространяет общественные блага пропорционально сумме налога, уплаченного конкретным налогоплательщиком;
6) общественно возвратный характер. Несмотря на безвозмездность уплаты, налоги имеют общественно возвратный характер – через все статьи государственного бюджета они направляются на удовлетворение потребностей общества. Следует иметь в виду, что те или иные виды деятельности государства, осуществленные за счет налогов, могут приносить и прямую выгоду отдельным категориям плательщиков - бесплатное образование, медицинская помощь и т.д[7]. Однако, государство ни одному из налогоплательщиков не гарантирует возврата уплаченных налогов в том же размере.
Вполне лаконичным можно считать понятие налога, данное в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. № 2118-1: «Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами»[8]. Данное определение лаконично и ясно выражают суть исследуемой категории.
Все приведенные выше определения раскрывают причину существования налоговых отношений - необходимость формирования доходов государства и налоги рассматриваются исключительно в качестве средства, обеспечивающего доход бюджета страны[9].
Характерно, что подавляющее большинство определений понятия «налог» содержат одну общую черту - все они указывают, что в налогах раскрывается специфика фискальной политики: налоги нужны для формирования государственного бюджета. Это понятие налога объективно. Для успешного выполнения своих функций государство должно располагать значительными денежными средствами.
Однако это одностороннее толкование и оно явно не достаточно для того, чтобы понять экономическую природу налога и его роль в хозяйственной жизни страны в условиях рыночной экономики. В современном мире налоги неизбежно оказывают воздействие на развитие производства.
Общественное назначение налогов проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения. Совершенно очевидно, что основной функцией налога является фискальная[10].
С помощью фискальной функции выполняется основное назначение налогов — формирование государственных бюджетных и внебюджетных фондов для их дальнейшего использования на нужды государства. При реализации данной функции налог выступает в качестве инструмента перераспределения денежных средств в пользу государства.
Фискальная функция носит всеобъемлющий характер, распространяется на все физические и юридические лица, которые согласно действующему налоговому законодательству, обязаны платить налоги[11].
Она изначально характерна для любого налога, для любой налоговой системы любого государства во все периоды их развития. Назначение налога – это обеспечение государства денежными средствами. При этом само возникновение и наличие налогов обусловлено объективной потребностью государства в денежных средствах, так как без них оно существовать не в состоянии[12].
Само же существование государства обусловлено объективной потребностью в нем общества. С развитием государства, расширением его политической, экономической и социальной деятельности возрастает значение этой функции. Налоги превратились в главнейший источник государственных доходов. Эффективное выполнение фискальной функции налогов позволяет правительству в такой же мере эффективно выполнять возложенные на него обязанности.
Помимо фискальной функции налоги выполняют также регулирующую функцию. Реализуя данную функцию, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Фискальная направленность налога всегда остается основообразующей, но не является исключительной[13].
Благодаря именно фискальной функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения. Именно фискальная функция предопределяет появление и проявление других функций налога. Как активный инструмент распределительных и перераспределительных процессов налоги не могут не оказывать существенного воздействия на сам процесс воспроизводства.
Налоги прямо воздействуют на материальное положение всех без исключения организаций и граждан[14]. Здесь находит свое проявление регулирующая функция налогов. Регулирующая функция может проявляться в разной роли, в зависимости от цели, которую ставит перед собой государство: стимулирующей, дестимулирующей, интегрирующей и т.д. Эти свойства являются частными проявлениями регулирующей функции.
Сама по себе фискальная функция безусловно несет в себе и определенное регулирующее значение. Усиление налогового бремени способствует более полной реализации фискальной функции в краткосрочном периоде, но при этом подрывает экономические стимулы развития. В долгосрочном периоде налоговые поступления снижаются как из-за банкротств, сокращения предпринимательской и трудовой активности, так и из-за нежелания платить налоги (вывоз капитала за рубеж, уход в теневую экономику, уклонение от налогов)[15].
Снижение налогового бремени, наоборот, уменьшает фискальный эффект на первых порах, но активизирует стимулирующее воздействие налогов на экономику. Поэтому в долгосрочном периоде за счет усиления деловой активности налоговые доходы государства возрастают даже в условиях низкого налогового бремени. Поэтому фискальная функция по своему экономическому содержанию также является регулирующей[16].
Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы. Налоги – это установленные законом обязательные платежи с юридических и физических лиц в пользу государства для выполнения им своих функций, а также для обеспечения развития экономики страны. Возможность использовать налоги в регулировании деятельности организаций реализуется через фискальную функцию[17].
Хозяйствующие субъекты они могут выбирать вид деятельности, место деятельности, способы исчисления и уплаты налога. В этом проявляется регулирующая возможность налога.
1.2 Понятие налоговой системы и ее функции
Необходимыми элементами налоговых отношений и системы налогообложения являются такие финансовые категории, как «налоговая система» и «система налогов». Следует отметить, что при теоретическом и организационном обосновании этих понятий, иногда не делают различий, что в корне неправильно. Для обоснования сходства и различий их необходимо, прежде всего, определить их сущность и содержание[18].