Файл: Финансовая отчетность отчетность и учетная политика организации.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность
1.1 Понятие и классификация бухгалтерской (финансовой) отчетности
1.2 Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности
1.3 Качественные характеристики бухгалтерской (финансовой) отчетности
1.4 Состав и содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности
2.2 Формирование учетной политики
2.3 Изменение учетной политики
ВВЕДЕНИЕ
В рыночной экономике бухгалтерская отчетность играет весьма важную роль, поскольку выступает в качестве одного из основных источников информации для многих групп ее пользователей. Содержание и структура бухгалтерской отчетности в последние годы претерпели существенные изменения. Отчетность приблизилась по своим параметрам к международным требованиям, но процесс ее совершенствования как на отечественном, так и международном уровнях носит перманентный характер. Вопросы реформирования бухгалтерской отчетности постоянно обсуждаются на российских и международных конгрессах бухгалтеров и других профессиональных форумах. Речь идет, прежде всего, о создании эффективной системы отчетных данных, позволяющих пользователям получать всю необходимую по количественным и качественным параметрам информацию.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученных из данных бухгалтерского и других видов учета. Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности.
Учетная политика предприятия - это совокупность конкретных форм и методов бухгалтерского учета, основанных на общепринятых принципах и особенностях предприятия. Кроме учетной политики на предприятии разрабатывается налоговая политика, наличие которой не определено нормативными документами, но практически она нужна каждому предприятию.
Учетная политика на разных предприятиях обязательно будет отличаться, она дает возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов, формы бухгалтерского учета и др. Все это в целом составляет степень свободы организации в формировании учетной политики.
Недопустимо, чтобы некоторые факторы учитывались и понимались предприятием и налоговыми органами по разному, в разные моменты времени. Например, недопустима ситуация, когда предприятие в одном месяце ведет учет с применением одних счетов, а в следующем - других. В зависимости от принятия в учетной политике предприятия того или иного способа оценки средств, начисления износа и т.д. по-разному формируется себестоимость, отражаются операции.
Учетная политика предполагает получение информации, открытой для внешних пользователей. Открытость достигается путем достоверного отражения ее в бухгалтерской финансовой отчетности предприятия.
Цель данной работы - показать, что бухгалтерская (финансовая) отчетность является источником информации о деятельности организации, а учетная политика - необходимый инструмент регулирования бухгалтерского учета на предприятии.
С учетом поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
1) дать определение бухгалтерской (финансовой) отчетности;
2) рассмотреть назначение и классификацию отчетности;
3) проанализировать систему нормативного регулирования бухгалтерской (финансовой) отчетности;
4) детально рассмотреть состав и содержание отчетности, дать качественную характеристику формам отчетности;
5) дать определение учетной политики и рассмотреть ее существенность.
1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность
1.1 Понятие и классификация бухгалтерской (финансовой) отчетности
Бухгалтерская (финансовая) отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, формируемая на основе данных бухгалтерского (финансового) учета.
Она позволяет оценить общую стоимость имущества, стоимость иммобилизованных и мобильных средств, материальных оборотных средств, величину собственных и заемных источников средств организации.
По данным бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливается излишек или недостаток источников средств для формирования оборотных фондов организации, то есть определяется обеспеченность организации собственными и заемными источниками. Она дает возможность оценить кредитоспособность организации, то есть способность полностью и своевременно рассчитываться по обязательствам.
Бухгалтерская отчетность является информационной базой финансового анализа, результаты которого используются для управления финансово-хозяйственной деятельностью организации, для оценки эффективности деятельности ее руководства, для выбора направлений инвестирования капитала. Финансовый анализ может выступать в качестве инструмента прогнозирования отдельных показателей и финансовой деятельности в целом.
Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности - одна из стадий бухгалтерского (финансового) учета, который включает:
1) документирование различных хозяйственных фактов;
2) классификацию учетных данных и отражение на счетах бухгалтерского учета - в учетных регистрах и Главной книге;
3) формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности;
4) анализ деятельности организации, результаты которого используются для принятия различных управленческих решений.
Посредством бухгалтерской (финансовой) отчетности реализуется основная задача бухгалтерского учета - формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении и представление этой информации внутренним и внешним пользователям.
Бухгалтерская отчетность делится на виды по следующим основным признакам:
По назначению различают внешнюю и внутреннюю отчетность. Внешняя отчетность служит средством информирования внешних пользователей о характере деятельности, доходности и имущественном положении хозяйствующего субъекта. Состав внешней бухгалтерской отчетности регламентируется Министерством финансов РФ. Внешняя бухгалтерская отчетность в соответствии с международными стандартами подлежит обязательному опубликованию. Поэтому она называется "публичной".
Внутренняя отчетность удовлетворяет информационные потребности самой организации в процессе принятия управленческих решений. Она строится на данных управленческого учета. Состав, сроки и ответственные за предоставление внутренней отчетности устанавливаются руководителем организации и отражаются в приказе об учетной политике.
По периодичности различают годовую и промежуточную отчетность. Отчетность, составляемая по состоянию на конец отчетного года, - это годовая отчетность. Отчетность, составляемая на внутригодовую дату, - это промежуточная отчетность. Внешняя промежуточная отчетность составляется за квартал, полугодие и девять месяцев. Периодичность составления внутренней промежуточной отчетности определяет руководитель организации (суточная, недельная, декадная, месячная и др.).
По степени обобщения отчетных данных различают индивидуальную, сводную и консолидированную отчетность. Индивидуальная отчетность характеризует положение и результаты деятельности отдельного хозяйствующего субъекта - юридического лица.
Сводная отчетность составляется министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти для статистического обобщения или в рамках одного юридического лица на основании данных по его подразделениям и филиалам, выделенным на отдельный баланс, но не являющимся самостоятельными юридическими лицами.
Консолидированная отчетность составляется группой организаций по совместно контролируемому имуществу. Такая группа представлена материнской компанией и ее дочерними предприятиями. Консолидированная отчетность, в отличие от сводной, должна показывать, прежде всего, инвесторам и другим заинтересованным лицам результаты финансово-хозяйственной деятельности группы взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но фактически являющихся единым хозяйственным организмом.
Составление отчетности является завершающим этапом учетного процесса на предприятии.
В отчетности нарастающим итогом с начала года отражают имущественное и финансовое положение организации, результаты её деятельности за соответствующий период (квартал, год).
Поэтому при составлении бухгалтерской отчетности должны быть выполнены, прежде всего, следующие правила:
1) соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики, исходя из порядка, установленного законодательством. Изменение учетной политики по сравнению с предыдущим годом должно быть оговорено в годовой бухгалтерской отчетности (пояснительная записка);
2) все хозяйственные операции, проведенные в отчетном периоде, а также результаты инвентаризации должны быть отражены полностью;
3) данные аналитического учета должны быть тождественны данным синтетического учета на 1-е число каждого месяца;
4) показатели бухгалтерских отчетов и балансов должны соответствовать данным синтетического и аналитического учета;
5) данные вступительного баланса должны соответствовать данным утвержденного заключительного баланса за период, предшествующий отчетному. Если баланс на 1 января не соответствует заключительному балансу, причины этого несоответствия следует объяснить в пояснительной записке;
6) если в отчетности текущего или прошлого года были обнаружены искажения, то производятся изменения в отчетности текущего года.
Таким образом, при составлении годового бухгалтерского отчета должен быть обеспечен полный охват учетом всех записей за истекший год.
1.2 Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности
В настоящее время в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали экономические преобразования в стране, необходимость для организаций работать в новых рыночных условиях, а также активное распространение международных стандартов финансовой отчетности.
Законы и иные законодательные акты, регулирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организациях, формируют первый уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета. К этой группе документов относятся:
1) Федеральный Закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 г. №129-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
2) Гражданский кодекс РФ;
3) Налоговый кодекс РФ;
4) Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено приказом МФ РФ от 29.07.1998г. №34н (в редакции приказа МФ РФ от 24.12.2010 №186н) и т.д.
Документы, содержащие принципы и базовые правила бухгалтерского учета конкретных операций по отдельным участкам и видам деятельности, относят ко второму уровню. Сюда можно включить национальные стандарты (положения) по бухгалтерскому учету (ПБУ).
На 1 января 2016 года действуют следующие стандарты:
1) 1/2008 "Учетная политика организации". Утверждено приказом МФ РФ от 06.10.2008 №106н (в ред. от 08.11.2010г. №144н);
2) ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда". Утверждено приказом МФ РФ от 24.10.2008 г. №116н (в ред. от 08.11.2010 г. №144н);
3) ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте". Утверждено приказом МФ РФ от 27.11.2006 г. №154н (в ред. от 24.12.2010 г. №186н);
4) ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации". Утверждено приказом МФ РФ от 06.07.1999г. №43н (в ред. от 08.11.2010г. №144н);
5) ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов". Утверждено приказом МФ РФ от 09.06.2001 г. №44н;
6) ПБУ 6/01 "Учет основных средств". Утверждено приказом МФ РФ от 30.03.2001 г. №26н (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом МФ РФ от 18.05.2002 г. №45н, от 12.12.2005 г. №147н, от 24.12.2010 г. №186н);
7) ПБУ 7/98 "События после отчетной даты". Утверждено приказом МФ РФ от 25.11.1998 г. №56н;
8) ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности". Утверждено приказом МФ РФ от 28.11.2001 г. №96н;
9) ПБУ 9/99 "Доходы организации". Утверждено приказом МФ РФ от 06.05.1999г. №32н (с изменениями и дополнениями, внесенными приказами МФ РФ от 30.12.1999 г. №107н, от 30.03.2001 г. №27н, от 18.09.2006 г. №115н, от 08.11.2010 г. №144н);
10) ПБУ 10/99 "Расходы организации". Утверждено приказом МФ РФ от 06.05.1999г. №33н (с изменениями и дополнениями, внесенными приказами МФ РФ от 30.12.1999 г. №107н, от 30.03.2001 г. №27н, от 18.09.2006 г. №115, от 08.11.2010 г. №144н);
11) ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах". Приказ МФ РФ от 29.04.2008 г. №48н;
12) ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам". Утверждено приказом МФ РФ от 08.11.2010 г. №143н (в ред. от 08.11.2010 г. №144н);
13) ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи". Утверждено приказом МФ РФ от 16.10.2000г. №92н;