Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование банкротства в РФ.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Общие положения о несостоятельности (банкротства) в Российской Федерации
1.1 Источники правового регулирования законодательства о несостоятельности (банкротстве)
1.2 Этапы и процедуры, применяемые в деле о несостоятельности (банкротстве)
2 Виды восстановительных процедур, применяемых в порядке несостоятельности юридических лиц
Введение
Несостоятельность или, иными словами, банкротство это довольно сложное экономико-правовое явление. С одной стороны, можно сказать, что несостоятельность есть результат неэффективной предпринимательской деятельности участников рыночных отношений. Однако, если посмотреть с другой стороны, данный институт служит очевидным стимулом эффективной деятельности хозяйствующих субъектов.
Современная рыночная экономика есть сложная система взаимодействия между различными субъектами имущественного оборота, в которой каждый из них оказывается втянутым в цепочку отношений, в связи с чем, трудности одного сказываются на системе в целом.
Постоянная динамика общественных взаимоотношений требует более сильного и углубленного правового регулирования. Со временем рыночные отношения стали оттеснять влияние государства на жилищное строительство. Это сопровождалось прекращением государственного финансирования и насущной необходимостью обеспечения граждан жильем, чем и обуславливалось появление долевого строительства.
Поскольку процедуры несостоятельности (банкротства) юридических лиц, осуществляющих свою хозяйственную деятельность в строительной сфере проводятся по общим правилам законодательства о несостоятельности (банкротстве), то особое внимание юридической стороне вопроса банкротства застройщика законодатель выделяет в отдельный раздел главы IX «Особенности банкротства отдельных категорий должников – юридических лиц» Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002г.
Сложность и многогранность института банкротства застройщика обусловлена спецификой договора долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома, которая заключается в наличии большого числа лиц участвующих на стороне инвесторов строительства. Действующее законодательство в области банкротства застройщика, как ни прискорбно, не предусматривает действенных мер защиты легитимных интересов участников долевого строительства многоквартирных жилых домов. Помимо всего этого, вследствие затяжного характера строительных работ девелоперы порой не могут просчитать все потенциальные риски (например, уровень инфляции, скачки курса валют и так далее). Специфичность вопроса состоит в том, что у должника-застройщика в случае его разорения, в большинстве случаев, недостаточно имущества для удовлетворения требований конкурсных кредиторов-участников долевого строительства многоквартирных жилых домов.
Объектом настоящего исследования являются совокупность общественных правоотношений, связанных с обеспечением и защитой законных интересов кредиторов при несостоятельности (банкротстве) юридических лиц в строительной сфере, а в частности при банкротстве застройщика.
Предмет исследования составляют нормы российского права, регулирующие отношения несостоятельности (банкротства), судебная практика применения данных норм, научные взгляды, концепции, теории в исследуемом вопросе.
Цель исследования состоит в выявлении и постановке проблемных моментов в области правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства), выработка рекомендаций по совершенствованию действующего в данной области законодательства.
Поставленная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:
1) Определить источники правового регулирования законодательства о несостоятельности (банкротстве);
2) Выделить основные вехи истории и развития законодательства о несостоятельности (банкротстве);
3) Изучить специфику этапов и процедур, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве);
4) Изучить судебную практику применения действующего в исследуемой области законодательства.
Методологической основой исследования в данной работе являются общенаучный (диалектический) метод познания, общие приемы формальной логики (анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия и сравнение и др.) и связанные с ними частнонаучные методы, а именно исторический, системно-структурный, социологический, технико-юридический, лингвистический, сравнительного правоведения.
В работе использовались тексты законов (как действующих, так и утративших силу) и иных нормативно-правовых актов, судебно-арбитражная практика по делам о несостоятельности (банкротстве) и аналитические материалы периодических печатных изданий, которые составляют эмпирическую основу настоящего исследования.
В качестве теоретической основы использовались работы исследователей и представителей российской юридической мысли начала XX века, в том числе: К.И. Малышева, Е.А. Нефедьева, Г.Ф.Шершеневича и др., а также труды А.Ф. Клейнмана, занимавшегося разработкой проблем института несостоятельности (банкротства) в советский период.
Наибольший вклад в комплексное развитие современного конкурсного права привнесли такие ученые-юристы, как B.C. Анохин, Е.Е. Енькова, А.Я. Курбатов, В.Ф. Попондопуло, Г.Б. Юн и другие.
1 Общие положения о несостоятельности (банкротства) в Российской Федерации
1.1 Источники правового регулирования законодательства о несостоятельности (банкротстве)
Действующее законодательство о несостоятельности (банкротстве) являет собой сложную систему правовых норм, которые содержатся не только в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», но и в некоторых иных нормативно-правовых актах.
Основные принципы правового регулирования несостоятельности (банкротства) закреплены в положениях Гражданского кодекса Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) индивидуальных предпринимателей (в статье 25) и юридических лиц (в статье 65). Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит в себе нормы, регламентирующие несостоятельность (банкротство) граждан (физических лиц), не занимающихся предпринимательской деятельностью. Однако отсутствие такого рода регулирования данных правоотношений не означает запрета на осуществление его иными федеральными законами.
Многие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, хотя и не касающиеся конкретно вопросов банкротства, имеют определяющее значение для решения нескольких ключевых вопросов, возникающих в ходе процедуры несостоятельности (банкротстве) юридических лиц. Это положения, регулирующие, например, право собственности, а также иные вещные права; вопросы, касающиеся ответственности за нарушения обязательств; организационно-правовые формы юридических лиц; обязательственные правоотношения; порядок заключения, изменения и расторжения договоров; порядок и основания оспаривания сделок и многое другое.
Основополагающим законодательным актом, регулирующим отношения связанные с несостоятельностью (банкротством) на территории России является Конституция Российской Федерации. В основе действующей концепции несостоятельности (банкротства) положены следующие принципы:
– принцип поддержки конкуренции (ч.1 ст. 8 Конституции Российской Федерации);
– принцип признания и защиты равным образом всех форм собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации), на котором базируется регулирование отношений между должником и его кредитором;
– принцип недопустимости лишения своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации) проявляется, в частности, в том, что отчуждение имущества должника без его согласия производится на основании судебного акта;
– возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации). На этом основываются, в частности, условия и порядок введения моратория на удовлетворение требований кредиторов в процессе банкротства.
Принципиальную роль в системе источников конкурсного права играют кодексы, такие как Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002г. № 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве) занимает основное место в системе источников правового регулирования законодательства о несостоятельности (банкротстве). В связи с тем, что Закон о банкротстве содержит ряд положений, не соответствующих Гражданскому кодексу Российской Федерации, а в частности, согласно п. 3 ст. 232 Закона о банкротстве нормы Гражданского кодекса Российской Федерации применяются только постольку, поскольку не противоречат Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002г. № 127-ФЗ. В правовой литературе подчёркивается, что в случаях несоответствия Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002г. № 127-ФЗ должен применяться принцип: «Специальные нормы превалируют над нормами общего характера».
Стоит уделить внимание тому факту, что Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998г. № 6-ФЗ утратил силу, но применяется в некоторых случаях (ст. 233 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002г. № 127-ФЗ), в частности, если в данный момент в отношении должника проводится процедура банкротства конкурсное производство, а предшествующая ей процедура банкротства была введена до 03 декабря 2002 года.
Законодательными актами, соотносящимися с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ как специальное и общее, является федеральный закон о банкротстве некоторых категорий должников, например, Федеральный закон от 09.07.2002г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».
Характерной чертой предмета правового регулирования Закона о банкротстве является включение в него вместе с материально-правовыми нормами большого количества норм процессуального характера. В соответствии со статьей 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с особенностями, установленными законом о несостоятельности (банкротстве). Учитывая значительные особенности такой категории дел как дела о несостоятельности (банкротстве), законодатель включил в текст Закона о банкротстве большое количество норм, определяющих порядок их разрешения арбитражным судом. Большая часть специальных правил, посвященных процедуре рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве), закреплена в главе III Закона о банкротстве «Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде» (ст. 32 – 61). Однако круг процессуальных правил этим не исчерпывается в тексте Закона о банкротстве. В других его главах имеются иные процессуальные нормы, регламентирующих действия арбитражного суда и участников дела о несостоятельности (банкротстве) применительно к отдельным процедурам несостоятельности (банкротства) должника. При этом указанные процессуальные нормы применяются в первоочередном по отношению к правилам, отраженным в главе III Закона о банкротстве, порядке.
Источниками правового регулирования законодательства о несостоятельности (банкротстве) являются и иные федеральные законы, а также подзаконные акты, такие как указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы Министерства юстиций Российской Федерации, положения и инструкции Центрального банка Российской Федерации и иные подзаконные нормативно-правовые акты. К самостоятельным источником правового регулирования законодательства о несостоятельности (банкротстве) стоит отнести решения Конституционного суда Российской Федерации, в следствие которых нормативные акты, признанные как несоответствующие нормам Конституции России (неконституционные), утрачивают свою юридическую силу.
Рассматривая правовое регулирование отношений связанных несостоятельностью (банкротством), необходимо подчеркнуть, что законодатель счел нужным в целях обеспечения прав и законных интересов граждан (физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) придать положениям о несостоятельности (банкротстве) граждан особенное значение относительно иных федеральных законов. В настоящий момент подготовлены изменения и дополнения в Закон о банкротстве, вступающие в законную силу с 01 июля 2015 года.