Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование банкротства в РФ.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Общие положения о несостоятельности (банкротства) в Российской Федерации
1.1 Источники правового регулирования законодательства о несостоятельности (банкротстве)
1.2 Этапы и процедуры, применяемые в деле о несостоятельности (банкротстве)
2 Виды восстановительных процедур, применяемых в порядке несостоятельности юридических лиц
Порядок предъявления и рассмотрения требований кредиторов, установленный ст. 71 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", к требованиям работников не применяется (п. 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. N 29, п. 32 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2012 г. N 35). Трудовые споры между должником и работником рассматриваются в исковом производстве (абз. 2 п. 11 ст. 16).
В том случае, если арбитражный управляющий самостоятельно в разумный срок не включит требование работника в реестр, то работник или представитель работников должника вправе обратиться с заявлением о включении его требования в реестр (п. 32 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2012 г. N 35).
Изменение предмета или основания предъявленного кредитором требования означает по существу предъявление нового требования. В этом случае предъявление требования должно происходить в пределах сроков, установленных п. 7 ст. 71, абз. 3 п. 1 ст. 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
В Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" случай отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований или требования о признании должника несостоятельным является урегулированным. Одновременный отказ влечет, согласно абз. 6 п. 1 ст. 57, прекращение производства по делу о несостоятельности (банкротстве). [8]
2.2 Финансовое оздоровление
Финансовым оздоровлением – это процедура, которая применяется в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности (т.е. за счет внешних источников).[9]
На основании п. 1 ст. 80 Закона о банкротстве финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, при этом к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления вправе обратиться:
— должник на основании решения своих учредителей (участников), или органа, уполномоченного собственником имущества должника —унитарного предприятия;
— учредители (участники) должника;
— орган, уполномоченный собственником имущества должника —унитарного предприятия;
— третьи лица (ст. 76—79 Закона о банкротстве).
Следует отметить, что существуют 2 исключения, когда финансовое оздоровление может ввести арбитражный суд без решения собрания кредиторов:
1) в случае если первым собранием кредиторов не принято решение о применении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный суд откладывает рассмотрение дела в пределах семимесячного срока, отведенного на рассмотрение дела о банкротстве, и обязывает кредиторов принять соответствующее решение к установленному арбитражным судом сроку.[10]
2) по согласованию с должником ходатайство о введении финансового оздоровления может быть подано третьим лицом или третьими лицами. Указанное ходатайство должно содержать сведения о предлагаемом обеспечении третьим лицом или третьими лицами исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности (п. 1 ст. 78 Закона о банкротстве).
Кроме того, на арбитражный суд могут быть возложены несвойственные для судебных органов функции, связанные не с правовой оценкой решений, а с непосредственным их принятием, т.е. с рассмотрением вопроса о целесообразности, с вмешательством в компетенцию другого органа.[11]
Позиция некоторых ученые в данном способе защиты прав большого количества кредиторов, но с незначительными требованиями либо самого должника различаются. Наиболее яркой является позиция Свит Ю.П., который указывает, что "...арбитражный суд при определенных условиях имеет право пойти вразрез с решением, принятым собранием кредиторов. В частности, когда имеются достаточные основания полагать, что решение первого собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принято в ущерб большинству кредиторов и установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника.
Характеристику последствий введения финансового оздоровления можно представить следующим образом.
В соответствии со ст. 81 Закона о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления наступают следующие последствия, а именно:
- требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей (в этот перечень не входят текущие платежи, которые предъявляются к должнику при соблюдении установленного Законом о банкротстве порядка предъявления требований к должнику);
- принятые меры по обеспечению требований кредиторов, которые были приняты ранее, отменяются;
- наложение на аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом происходит только в арбитражном процессе по делу о банкротстве;
- процесс осуществления имущественных взысканий по исполнительным документам временно приостанавливается (исключение составляют такие взыскания по исполнительным документам, которые выдаются в соответствии с вступившими в законную силу до даты введения финансового оздоровления решениями о взыскании задолженности по заработной плате, о выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, о требовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, который был причинен жизни или здоровью, о выплате компенсации сверх возмещения вреда, а также возмещении морального вреда);
- удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника по причине выхода из состава его учредителей (участников), а также выкуп либо приобретение должником акций, которые были размещены, либо выплата действительной стоимости доли (пая) не допускается;
- категорически не принимается изъятие собственником имущества должника – унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;
- не допускаются выплаты дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам, а также доходов по долям (паям) и распределение прибыли между учредителями (участниками) должника;
- категорически не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, предоставления отступного или иным способом, в случае нарушении очередности удовлетворения требований кредиторов, которые перечислены в п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве, либо в том случае, если данное прекращение служит преимущественно для удовлетворения требований кредиторов одной очереди, обязательства которых прекращаются, перед другими кредиторами;
- неустойки (штрафы, пени), которые подлежат уплате, а также проценты и иные санкции, которые применяются за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей не могут быть начислены, за исключением текущих платежей.[12]
В соответствии со ст. 82 Закона о банкротстве в ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями[13], при этом требования к должнику об уплате обязательных платежей, которые включены в реестр требований кредиторов, в ходе финансового оздоровления, могут быть погашены учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника – унитарного предприятия и (или) третьим лицом в предусмотренном ст. 85.1 Закона о банкротстве порядке.
Согласно п. 6 ст. 80 Закона о банкротстве финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года2, при этом на основании ст. 88 Закона о банкротстве не позднее чем за 1 месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления на должника возлагается обязанность в предоставлении административному управляющему отчета о результатах проведения финансового оздоровления.
В ходе рассмотрения отчета должника о результатах проведения финансового оздоровления, административный управляющий составляет заключение о выполнении графика погашения задолженности, а также об удовлетворении требований кредиторов и о выполнении плана финансового оздоровления (при наличии такого плана), которое не позднее чем через 10 дней с даты получения отчета должника о результатах проведения финансового оздоровления направляется кредиторам и их требования включаются в реестр требований кредиторов, а также в арбитражный суд.
2.3 Внешнее управление
Внешнее управление – это процедура, которая применяется в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности (за счет внутренних источников).
Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Данное правило установлено п.1 ст.93 Закона о банкротстве. Это может происходить не только после наблюдения, но и в ходе или после финансового оздоровления (п. 4 ст. 87, абз. 3 п. 1 ст. 92 Закона о банкротстве), а также в ходе конкурсного производства, при этом в последнем случае ходатайство может исходить и от конкурсного управляющего (п. 5 ст. 53, ст. 146 Закона о банкротстве).[14]
Следует указать на то, что без решения собрания кредиторов внешнее управление вводится арбитражным судом в следующих случаях, а именно:
- в том случае, если первым собранием кредиторов не принимается решение о применении одной из процедур, которые применяются в деле о банкротстве, арбитражный суд в этом случае рассмотрение дела в пределах срока рассмотрения дела о банкротстве и накладывает на кредиторов обязанность принять соответствующее решение к сроку, который устанавливает арбитражный суд.
- в том случае, если отсутствует возможность отложить рассмотрение дела в пределах этого срока, арбитражный суд вправе вынести определение о введении внешнего управления при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления, но при наличии у арбитражного суда предположений о восстановлении платежеспособности должника (абз. 4 п. 2 ст. 75 Закона о банкротстве);
2) по результатам рассмотрения проведенного финансового оздоровления в тех случаях, а именно:
- предоставления возможности восстановить платежеспособность должника;
- направлении в арбитражный суд ходатайства собрания кредиторов о том, что должник признается банкротом, открытия конкурсного производства, в том случае, если после проведения собрания кредиторов возникают такие обстоятельства, которые дают основания предположить о восстановлении платежеспособности должника (абз. 2 и 4 п. 1 ст. 92 Закона о банкротстве).
Внешнее управление вводится на срок не более чем 18 месяцев. Данный срок продляется по ходатайству собрания кредиторов, не более чем на шесть месяцев, либо по ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего сокращен (п. 2 и 3 ст. 93, ст. 108 Закона о банкротстве).[15]
В соответствии со ст. 119 Закона о банкротстве отчет внешнего управляющего подлежит обязательному рассмотрению арбитражным судом, за исключением случая, если отчет внешнего управляющего рассматривался собранием кредиторов по требованию лиц, имеющих право на созыв собрания кредиторов, и собрание кредиторов по результатам рассмотрения такого отчета не приняло ни одного из возможных решений.
Отчет внешнего управляющего подлежит утверждению арбитражным судом в случае, если:
— все требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов, удовлетворены;
— собранием кредиторов принято решение о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
— между кредиторами и должником заключено мировое соглашение;
— собранием кредиторов принято решение о продлении срока внешнего управления.
Арбитражный суд отказывает в утверждении отчета внешнего управляющего в случае, если:
— требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов, не удовлетворены;
— отсутствуют признаки восстановления платежеспособности должника;
- имеются обстоятельства, препятствующие утверждению мирового соглашения.
По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего выносится определение:
— о прекращении производства по делу о банкротстве в случае удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или в случае утверждения арбитражным судом мирового соглашения;
— о переходе к расчетам с кредиторами (ст. 120 и 121 Закона о банкротстве) в случае удовлетворения ходатайства собрания кредиторов о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;