Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование банкротства в РФ.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Общие положения о несостоятельности (банкротства) в Российской Федерации
1.1 Источники правового регулирования законодательства о несостоятельности (банкротстве)
1.2 Этапы и процедуры, применяемые в деле о несостоятельности (банкротстве)
2 Виды восстановительных процедур, применяемых в порядке несостоятельности юридических лиц
1.2 Этапы и процедуры, применяемые в деле о несостоятельности (банкротстве)
Банкротство являет собой довольно продолжительный (по времени) процесс реализации различных экономических и правовых мероприятий. Различные части данного процесса определяются различными содержанием и продолжительностью, а также целевой направленностью и субъектным составом.
В юридической литературе выделяют два наиболее крупных этапа банкротства: досудебный и судебный. Параметром деления банкротства на эти этапы служит участие в конкурсных правоотношениях арбитражного суда.
1. Юридическим фактом, свидетельствующим начало досудебного этапа банкротства, является наличие у должника признаков несостоятельности. Завершение данного этапа связано либо с восстановлением платежеспособности должника, либо с переходом в следующий этап.
2. Судебный этап банкротства (конкурсный процесс). Факт принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом является моментом возникновения этого этапа; а момент завершения – прекращение производства по делу о несостоятельности (банкротстве). При всем этом, обязательным участником конкурсного процесса исторически признавался суд. Конкурсный же процесс рассматривался в качестве синонима относительно судебного разбирательства по делу о несостоятельности (банкротстве).
Процедура банкротства это предусмотренный действующим законодательством о банкротстве комплекс поочередных событий, которые характеризуют особый правовой режим имущества должника. Данный режим вводится арбитражным судом с определённой целью и на определённый срок.
Все процедуры банкротства вводятся только по решению суда, следовательно, и проводятся в рамках судебного этапа банкротства. Стоит заметить, что применяемые к должнику меры на досудебном этапе к процедурами банкротства законодательством не отнесены. Данные мероприятия именуются в законе о банкротстве мерами досудебного разбирательства.
Правовые признаки процедуры банкротства, позволяющие ограничить её от иных мер, применяемых к должнику:
1) введение, прекращение и контроль проведения процедуры осуществляется арбитражным судом в рамках рассмотрения дела о банкротстве;
2) назначение арбитражного управляющего для проведения процедуры независимо от воли должника;
3) применение контрольно-обеспечительных мер в отношении должника и его органов управления (ограничение правоспособности);
4) установление ответственности должника и его органов управления за невыполнение, установленных действующим законодательством обязательств при проведения процедур банкротства.
Согласно Закону о банкротстве существует пять процедур банкротства, такие как наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. Дадим определения и краткую характеристику процедур согласно нормам Закона о банкротстве:
1. Наблюдение - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (абзац 13 статьи 2 Закона о банкротстве).
2. Финансовое оздоровление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности (абзац 14 статьи 2 Закона о банкротстве).
3. Внешнее управление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платёжеспособности (абзац 15 статьи 2 Закона о банкротстве).
4. Конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов (абзац 16 статьи 2 Закона о банкротстве).
5. Мировое соглашение - процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами (абзац 17 статьи 2 Закона о банкротстве).
Вышеизложенные процедуры можно классифицировать в зависимости от: времени их введения, цели проведения, обязательности введения. Среди всех процедур банкротства особое значение имеют те, которые направлены на восстановление платёжеспособности должника, и предотвращение его ликвидации. По своей сути, это все процедуры банкротства, за исключением конкурсного производства. Но в науке конкурсного права распространено понятие «восстановительные (реабилитационные) процедуры», к которым относят финансовое оздоровление, внешнее управление, а в некоторых случаях и мировое соглашение. Смысл реабилитации заключается в попытке сохранить экономическую, хозяйственную деятельность должника как производственной единицы, т.е. как экономического субъекта хозяйствования, производящего товары, работы, услуги с целью восстановления финансово-хозяйственной деятельности (платежеспособности) и извлечения прибыли.
2 Виды восстановительных процедур, применяемых в порядке несостоятельности юридических лиц
2.1 Санация
В соответствии со ст. 27 Закона о банкротстве при рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица могут применяться следующие процедуры:
наблюдение;
финансовое оздоровление;
внешнее управление;
конкурсное производство;
мировое соглашение.[1]
Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление не применяются при банкротстве:
ликвидируемого должника (п. 1 ст. 225 Закона о банкротстве);
отсутствующего должника (п. 1 ст. 228 Закона о банкротстве).
Процедуры банкротства в зависимости от направленности действий по их реализации делятся на реабилитационные и ликвидационные.
К первому числу относятся финансовое оздоровление и внешнее управление. Следует обратить особое внимание, что конкурсное производство является ликвидационной процедурой. Несмотря на то, что восстановление платежеспособности должника возможно на данной стадии, наблюдение не относится к реабилитационной процедуре. Мировое соглашение — это согласительная процедура, направленная на прекращение производства по делу о банкротстве посредством найденного компромисса между кредиторами и должником.[2]
В курсовой работе подробно остановимся на трѐх видах восстановительных процедур, применяемых при несостоятельности юридических лиц: санации, финансовом оздоровлении, внешнем управлении.
Санация это реорганизационная процедура. Еѐ содержание заключается в том, что предприятию-должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, который является достаточным для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника.
Три основные случаи, для проведения санации:
1) до возбуждения кредиторами дела о банкротстве, если предприятие в попытке выхода из кризисного состояния прибегает к внешней помощи по своей инициативе;
2) если само предприятие, обратившееся в арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве одновременно предлагает условия своей санации;
3) если решение о проведении санации выносит арбитражный суд по поступившим предложениям от желающих удовлетворить требования кредиторов и предприятия должника и выполнить его обязательства перед бюджетом.[3]
Различают 2 вида санации, которые подразделяются в зависимости от глубины кризиса предприятия и условий предоставления ему внешней помощи. Каждый вид санации имеет ряд форм.
Так, санация предприятия, которая направлена на реорганизацию долга (без изменения статуса юридического лица санируемого предприятия), осуществляется для помощи предприятию в устранении его неплатежеспособности, если его кризисное состояние рассматривается как временное явление:
– погашение долга предприятия за счет средств бюджета. В такой форме санируются только государственные предприятия;
– погашение долга предприятия за счет целевого банковского кредита. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие, после тщательного аудита деятельности последнего;
– перевод долга на другое юридическое лицо. Таким юридическим лицом может быть любое предприятие, осуществляющее предпринимательскую деятельность, которое пожелало принять участие в санации предприятия-должника;
– выпуск облигаций (и других ценных бумаг) под гарантию санатора.
Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие.[4]
Кроме того, санация осуществляется в порядке и на условиях, которые определены в соглашении и под контролем арбитражного суда. 18 месяцев – это продолжительность санации. Она не должна превышать указанный срок, при этом Арбитражный суд вправе данный срок продлить, но не более чем на 6 месяцев. Завершается санация по достижении ее цели прекращением производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия либо в случае ее неэффективности решением арбитражного суда о признании предприятия несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства.
Важное значение имеет при санации восстановительная процедура наблюдение, с которой открывается производство по делу о несостоятельности, при этом с 1 июля 2015 г. процедура наблюдения применяется только для юридического лица.
Легальное определение процедуры наблюдения дано в абз. 11 ст. 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)": "...процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов".[5]
Процедура наблюдения вводится арбитражным судом после проверки обоснованности требований заявителя о признании должника несостоятельным (банкротом), осуществляется под контролем арбитражного суда.
Процедура наблюдения применяется ко всем должникам, за
исключением гражданина (п. 2 ст. 27), кредитной организации (ст. 189.13), ликвидируемого должника (абз. 2 п. 1 ст. 225), отсутствующего должника (абз. 2 п. 1 ст. 228), финансовых организаций в случае возбуждения производства по делу об их несостоятельности (банкротстве) временной администрацией в связи с невозможностью восстановления платежеспособности финансовой организации (п. 2 ст. 183.17 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
Срок, на который вводится процедура наблюдения не может превышать семь месяцев с даты принятия заявления (п. 3 ст. 62, ст. 51 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"). Начало процедуры определено законом и связано с проверкой обоснованности требований заявителя (должника, конкурсного кредитора, уполномоченного органа).[6]
После введения процедуры наблюдения в отношении должника -юридического лица вводятся ограничения по распоряжению принадлежащим ему имуществом в целях его сохранения.
В соответствии с абз. 5 п. 1 ст. 63 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в период процедуры наблюдения не вправе удовлетворять имущественные требования учредителей – участников юридического лица о выделе доли (пая) в его имуществе в связи с выходом из состава участников. Кроме того, должнику запрещается выкупать размещенные акции или выплачивать действительную стоимость доли (пая).
Также запрещается выплачивать дивиденды, доходы по долям (паям), а также распределять прибыль между учредителями (участниками) должника (абз. 8 п. 1 ст. 63).
Учитывая, что в процедуре наблюдения арбитражным судом утверждается временный управляющий, данное лицо вправе участвовать в процедуре установления требований кредиторов и предъявлять в течение 15 календарных дней со дня истечения срока для предъявления требований кредиторами возражения относительно заявленных кредиторами требований (п. 2 ст. 71). [7]
Процедура установления требований кредиторов носит судебный характер, при этом как конкурсные кредиторы, так и уполномоченные органы вправе участвовать в собрании кредиторов в процедуре наблюдения, если их требования будут установлены и внесены в реестр требований кредиторов.