Файл: Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Финансовое состояние: анализ и оценка.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 333
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты комплексного анализа финансового состояния торговой организации
1.1 Сущность, цели и задачи проведения анализа финансового состояния торговой организации
1.2 Методы анализа финансового состояния торговой организации
1.3 Информационная база для проведения анализа финансового состояния
Глава 2 Анализ финансового состояния на примере ООО «Орлекс»
2.1 Краткая экономическая характеристика ООО «Орлекс» и его организационная структура
Из данной таблицы видно, что валюта баланса в 2014 году уменьшилась на 14468,00 тыс. руб.
На это изменение оказали больше всех уменьшение таких показателей как запасов (на 18054 тыс. руб.), денежных средств (на 2193 тыс. руб.) в активе и кредиторской задолженности (на 24358 тыс. руб.)
В 2015 году валюта баланса также уменьшилась на 1364 тыс. руб.
На это изменение оказали больше всех уменьшение таких показателей как дебиторской задолженности (на 5847тыс. руб.) в активе баланса и кредиторской задолженности (на 13911 тыс. руб.) в пассиве баланса.
В 2013 году наибольший удельный вес в структуре бухгалтерского баланса занимали такие статьи как запасы (70,68%) в активе баланса и кредиторская задолженность (89,76%) в пассиве баланса.
В 2014 году также наибольший удельный вес в структуре бухгалтерского баланса занимали такие статьи как запасы (62,28%) в активе баланса и кредиторская задолженность (77,56%) в пассиве баланса.
В 2015 году также наибольший удельный вес в структуре бухгалтерского баланса занимали такие статьи как запасы (67,23%) в активе баланса и кредиторская задолженность (63,57%) в пассиве баланса.
Больше всех за 2014 год изменилась доля нераспределенной прибыли (увеличилась на 12,15%) и дебиторской задолженности (увеличилась на 9,25%), а за 2015 год также доля нераспределенной прибыли (увеличилась на 13,99%) и кредиторской задолженности (уменьшилась на 13,99%).
Показатели финансовой устойчивости включают в себя:
1. Коэффициент автономии (Ка)
Ка на конец 2013 года = 10932/107679=0,1
Ка на конец 2014 года = 20785/93211=0,22
Ка на конец 2015 года = 33329/91847=0,36
Нормативное значение составляет 0,5-0,7.
2. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (Ксзсс)
Кзсс на конец 2013 года = 0/10932=0
Кзсс на конец 2014 года =0/20785=0
Кзсс на конец 2015 года =-32/33329=-0,001
Нормативное значение составляет меньше 0,7.
3. Коэффициент маневренности собственного капитала (Км)
Км на конец 2013 года = 9865/10932=0,9
Км на конец 2014 года =19017/20785=0,91
Км на конец 2015 года =30561/33329=0,92
Нормативное значение составляет 0,2-0,5.
4. Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных активов (Ксмиа)
Ксмиа на конец 2013 года = 106612/1067=99,9
Ксмиа на конец 2014 года = 91443/1768=51,7
Ксмиа на конец 2015 года = 89070/2777=32,1
Предприятие находится в неустойчивом финансовом состоянии. Показатели финансовой устойчивости в основном улучшились по причине увеличения собственного капитала. Но при этом коэффициент автономии, коэффициент маневренности собственного капитала не соответствуют нормативным значениям. В целом предприятие снизило зависимость от заемных средств.
Коэффициент автономии меньше нормативного значения по причине снижения оборотных активов. Это означает, что предприятие финансово неустойчиво и зависимо от сторонних кредитов.
Показатели ликвидности включают в себя:
1. Коэффициент текущей ликвидности (Ктл)
Ктл на конец 2013 года=106612/96747=1,1
Ктл на конец 2014 года=91443/72426=1,26
Ктл на конец 2015 года=89070/58509=1,52
Нормативное значение составляет выше 2.
2. Коэффициент срочной ликвидности (Ксл)
Ктл на конец 2013 года=106612-76107/96747=3,2
Ктл на конец 2014 года=91443-58053/72426=4,6
Ктл на конец 2015 года=89070-61748/58509=4,7
Нормативное значение составляет выше 1.
3. Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал)
Кал на конец 2013 года= 4352/96654=0,05
Кал на конец 2014 года= 2159/72296=0,03
Кал на конец 2015 года= 1889/58385=0,03
Нормативное значение составляет выше 0,2.
4. Чистый оборотный капитал (ЧОК)
ЧОК на конец 2013 года =106612-96747=9865 тыс. руб.
ЧОК на конец 2014 года =91443-72426=19017 тыс. руб.
ЧОК на конец 2015 года =89070-58509=30561 тыс. руб.
Показатели ликвидности за 2013-2015 гг. в целом увеличились по причине снижения краткосрочных обязательств. При этом коэффициент текущей ликвидности и абсолютно ликвидности меньше нормативного значения.
Коэффициент текущей ликвидности меньше нормативного значения по причине снижения оборотных активов. Это означает, что предприятие не может обеспечить себя оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.
Коэффициент абсолютной ликвидности меньше нормативного значения по причине снижения денежных средств. Это означает, что предприятие не может покрыть текущие обязательства имеющимися денежными средствами.
Чистый оборотный капитал за 2014 год увеличился на 9155 тыс. руб., а за 2015 год - на 11541 тыс. руб. по причине снижения краткосрочных обязательств.
Таким образом, в целом предприятие может своевременно погашать свои обязательства.
Показатели платежеспособности включают в себя:
1. Коэффициент восстановления платежеспособности (Квп):
Квп на конец 2013 года = [1,1 + 6/12(1,1–1,1)] / 2=2,2
Квп на коне2014 года =[1,26 + 6/12(1,26–1,1)] / 2=0,67
Квп на конец 2015 года = [1,52 + 6/12(1,52–1,26)] / 2=0,83
Нормативное значение больше 1.
2. Коэффициент утраты платежеспособности (Куп):
Квп на конец 2013 года = [1,1 + 3/12(1,1–1,1)] / 2=2,2
Квп на коне2014 года =[1,26 + 3/12(1,26–1,1)] / 2=0,65
Квп на конец 2015 года = [1,52 + 3/12(1,52–1,26)] / 2=0,79
Нормативное значение больше 1.
3. Коэффициент общей платежеспособности (Коп):
Коп на конец 2013 года = 107679/96747=1,11
Коп на конец 2014 года = 93211/72426=1,25
Коп на конец 2015 года = 91847/58509=1,57
Нормативное значение больше 2.
4. Коэффициент обеспеченности оборотного капитала собственными источниками финансирования (Кооксиф)
Кооксиф на конец 2013 года = (10932-1067)/106612=0,09
Кооксиф на конец 2014 года = (20785-1768)/91443=0,21
Кооксиф на конец 2015 года = (33329-2777)/89070=0,34
Нормативное значение составляет выше 0,1.
Показатели платежеспособности за 2013-2015 гг. в целом увеличились по причине снижения краткосрочных обязательств. При этом все коэффициенты, кроме коэффициента обеспеченности оборотного капитала собственными источниками финансирования, меньше нормативного значения. Это означает, что предприятие в ближайшее время не имеет реальной возможности восстановить платежеспособность и что предприятие в ближайшее время может вообще утратить платежеспособность.
Показатели деловой активности включает в себя:
1. Оборачиваемость совокупного капитала (Оск)
Для расчета среднегодовой стоимости показателей берется сумма из бухгалтерского баланса на начало и конец периода, деленная на два. Например, А 2015 года =(91847+93211)/2=92529 тыс. руб.
Оск 2013 = 709265/110371=6,43 об.
Оск 2014 = 852775/100445=8,49об.
Оск 2015 = 807147/92529=8,72об.
2. Оборачиваемость текущих активов (Ота)
Ота 2013 =709265/109277,3=6,49 об.
Ота 2014 = 852775/99027,5=8,61об.
Ота 2015 = 807147/90256,5=8,94об.
3. Оборачиваемость собственного капитала (Оск)
Ота 2013 =709265/11205,3=63,3об.
Ота 2014 = 852775/ 15858,5 =53,77об.
Ота 2015 = 807147/ 27057 =29,83об.
4. Оборачиваемость материальных запасов (Омз)
Ота 2013 =709265/77009,68= 9,21об.
Ота 2014 = 852775/67080 = 12,71об.
Ота 2015 = 807147/ 59900,5= 13,47об.
5. Оборачиваемость дебиторской задолженности (Одз)
Ота 2013 =709265/27679,73= 25,62об.
Ота 2014 = 852775/ 28591= 29,83об.
Ота 2015 = 807147/28229,5=28,59 об.
6. Оборачиваемость кредиторской задолженности (Окз)
Ота 2013 =709265/98620,4=7,19 об.
Ота 2014 = 852775/ 84475=10,09 об.
Ота 2015 = 807147/65340,5= 12,35 об.
7. Оборачиваемость денежных средств(Одс)
Ота 2013 =709265/4260,8=166,46об.
Ота 2014 = 852775/ 3255,5=261,95об.
Ота 2015 = 807147/2024= 398,79об.
8. Фондоотдача основных средств
Ота 2013 =709265/1035,63=684,86 об.
Ота 2014 = 852775/921=925,92об.
Ота 2015 = 807147/1302=617об.
Оборачиваемость всех активов предприятия за последние три года выросла, за исключением фондоотдачи (уменьшилась за 2015 год на 33,36%), оборачиваемости собственного капитала (уменьшилась за 2015 год на 44,52%), оборачиваемости дебиторской задолженности (уменьшилась за 2015 год на 4,16%) по причине снижения выручки.
Таким образом, финансовое состояние предприятия ООО «Орлекс» остается стабильным, хотя есть некоторые недостатки, для исправления которых необходимо реализовать соответствующие меры.
Глава 3 Мероприятия по улучшению финансового состояния ООО «Орлекс»
В качестве мер по улучшению финансового состояния ООО «Орлекс» предлагается реализовать следующие:
передача просроченной задолженности в факторинг для получения «живых денег»
Отечественные компании, в том числе и ООО «Орлекс», занимающиеся продажей товаров или услуг, зачастую сталкиваются с проблемой, когда при продаже лишь по предоплате можно отпугнуть большинство покупателей, а при применении отсрочки платежа продавец лишается существенного объема средств в обороте, которые необходимы для осуществления финансирования хозяйственной деятельности. Указанную проблему позволяет решить такое понятие, как факторинг.
Факторинг представляет собой комплекс услуг, важнейшим звеном которого является уступка (продажа) дебиторской задолженности компании. Факторинг – это слово к нам пришло из английского языка. Дословно переводится оно как торговый агент или посредник. А более детально слово «факторинг» можно охарактеризовать как предоставление услуг производителям или продавцам продукции, которые производят или реализуют торговлю по методу последующей оплаты, то есть отсрочки платежа.
Сущность факторинга как раз и заключается в ликвидации этих проволочек. Третье лицо (банк, специализированная факторинговая компания) выкупает обязательства покупателя, предоставляя продавцу "живые" деньги сразу после продажи товара.
Условия рыночной экономики, конкурентная борьба за покупателей вынуждают производителей, оптовых торговцев предоставлять товарные кредиты, тем самым лишаясь на время оборотных денежных средств. Результат – отсутствие возможности приобрести материалы, увеличить количество товаров, пополнить ассортимент и так далее.
Представим себе упрощённый вариант торговой операции: купили товар и отгрузили его покупателю с отсрочкой платежа на 1 месяц. За это время надо выдать заработную плату, заплатить налоги, совершить коммунальные платежи, то есть дебиторская задолженность состоит не только из стоимости товаров, прибыли, она включает в себя обязательства. Отсутствие денег для совершения необходимых платежей приведёт к возникновению штрафов, пеней, расторжению договоров с поставщиками. Ситуация усугубится, если произойдёт задержка оплаты.
Для погашения долгов предприятие извлекает средства из других торговых операций, на увеличение их количества (развитие предприятия) оборотного капитала уже не хватает. То есть получается так: деньги есть, но воспользоваться им предприятие не может, что негативно отражается на бизнесе, рост которого требует стабильного финансирования. Остаётся прибегнуть к кредитам – взять заемные деньги.
Главное достоинство факторинга, его отличие от других способов финансирования бизнеса: деньги возвращаются сразу по мере отгрузки товара покупателю. Временной лаг, предусмотренный в договоре поставки, отсутствует, оборотный капитал продолжает приносить доход. Можно спокойно выполнять свои обязанности перед поставщиками, работниками, государством.
Принятие участия в специализированных выставках для повышения объема продаж. Предлагается реализовать такое мероприятие как принятие участия в ежегодных специализированных выставках в г. Москве и г. Санкт-Петербурге, просвещенных сфере деятельности предприятия.
Важный инструментом продвижения бизнеса любой компании - участие в российских и зарубежных выставках и ярмарках. С календарем или расписанием самых разных выставок всегда возможно ознакомиться на сайтах выставочных комплексов. Российские выставки и ярмарки могут быть узко специализированными. Например, выставка промышленного оборудования или выставка, посвященная только строительству. А может носить более общий характер, как, например, промышленно-инвестиционный форум. Выставка - это место концентрации потенциальных клиентов компании. Люди сами пришли получить нужную информацию, а зачастую и приобрести нужный продукт.
Как показывают результаты проведенного анализа, участие в выставках составляет сравнительно небольшую часть рекламных расходов. Участие в выставке гарантирует непрерывный поток заинтересованных клиентов в течение 3-4 дней. Так как, приглашая посетителей на выставку, проводится выставочный маркетинг, выставку посещают в основном целевые посетители – потенциальные клиенты. Поэтому, можно утверждать, что средства, потраченные на данные рекламные инструменты, используются особенно эффективно.
Получая информацию из других рекламных инструментов, клиент не всегда может разглядеть различные нюансы, поэтому выставка предоставляет отличную возможность для формирования понятия клиента или изменения устоявшихся стереотипов на рынке.
Специализированные выставки очень удобны не только для участников, но и для посетителей. В одном месте, и в одно время клиенты имеют возможность ознакомиться с предложениями множества предприятий, действующих на рынке, сравнить предлагаемые товары или услуги. получить подробную информацию. Если предприятие не числится среди участников выставки, возможно, что клиент выберет другое предприятие просто потому, что не получит подробную информацию о деятельности.