Файл: Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Финансовое состояние: анализ и оценка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 328

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Финансовое состояние торговой организации характеризует, насколько успешно работает предприятие и представляет собой оборот денежных потоков, которые обслуживают реализацию его товаров и услуг. Оно зависит от ряда индикаторов - показателей оборотных средств, имущества, расчетов и платежей. Трудности же в торговой организации возникают из-за отсутствия средств, недоступности кредитов, сокращения сроков предоставления их, неправильного вложения, неразумного их использования и других причин.

Целью любого анализа, в том числе и финансового, заключается в снижении неопределенности относительно будущей перспективы развития предприятия.

Таким образом, выбранная тема курсовой работы является актуальной, так как правильная и своевременная оценка финансового состояния торговой организации позволит выявить имеющие проблемы и принять определенные меры по улучшению финансового состояния, предотвращению банкротства предприятия.

Объект исследования – ООО «Орлекс».

Предмет исследования – комплексное финансовое состояние предприятия.

Целью исследования явилось изучение теоретической и практической основы финансового состояния.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие основные задачи:

-изучить сущность, цели и задачи проведения анализа финансового состояния торговой организации;

-изучить методы анализа финансового состояния торговой организации;

-изучить информационную базу для проведения финансового состояния;

-изучить краткую характеристику ООО «Орлекс» и его организационную структуру;

-провести анализ финансового состояния ООО «Орлекс»;

-предложить пути улучшения финансового состояния ООО «Орлекс».

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Глава 1 Теоретические аспекты комплексного анализа финансового состояния торговой организации


1.1 Сущность, цели и задачи проведения анализа финансового состояния торговой организации

Финансовым анализом хозяйственной деятельности торговой организации называется система методов и подходов, с помощью которых исследуется экономика торговой организации, определяются резервы предприятия и вырабатываются управленческие решения наиболее эффективного и рационального их использования. Анализ финансового состояния имеет свою цель и свои методики[8,с.120].

Анализ финансового состояния торговой организации дает возможность понять общее состояние предприятия как лицам, работающим на нем, так и заинтересованном в его развитии (инвесторы)[13,с.109].

Финансовый анализ – это исследование, направленное на оценку и прогнозирование финансового состояния предприятия на основе его финансовой бухгалтерской отчетности.

Цель финансового анализа торговой организации заключается в том, чтобы дать собственнику и руководству предприятия представление о фактическом состоянии предприятии[22,с.192].

Задачи финансового анализа:

-оценить и спрогнозировать изменения финансового состояния предприятия;

-определить направления тенденций и динамику изменения финансового состояния;

-выделить ключевые факторы, определяющие финансовое состояние на различных уровнях управления предприятием;

-выявить резервы, с помощью которых можно улучшить финансовое состояние предприятия;

-выделить угрозы как внешние, так и внутренние для финансового состояния предприятия.

Виды финансового анализа представлены ниже.

По различным субъектам:

- внутренний;

- внешний.

По различным объектам:

- анализ финансовой деятельности предприятия;

- финансовый анализ отдельных структурных единиц;

- анализ финансовых операций.

По периоду проведения:

- предварительный,

- оперативный, - ретроспективный.

В зависимости от задач финансовый анализ подразделяется на следующие виды:

1. Экспресс-анализ.

2. Комплексный финансовый анализ.

3. Регулярный финансовый анализ.

4. Ориентированный финансовый анализ.

Таким образом, выделяется два вида финансового анализа: внутренний и внешний. Внутренний анализ выполняется сотрудниками предприятия. Информация, используемая в анализе, как правило, широкая и глубокая. Внешний анализ проводится сторонними аналитиками на основании публичной бухгалтерской отчетности. Он является менее детальным и более формализованным.


К направлениям финансового анализа торговой организации можно отнести:

1. Анализ имущественного положения предприятия, динамики и удельного веса статей актива, пассива бухгалтерского баланса.

2. Анализ ликвидности и платежеспособности с помощью абсолютных и относительных показателей.

3. Анализ финансовой устойчивости и деловой активности с помощью абсолютных и относительных показателей.

4. Анализ вероятности банкротства.

Методы финансового анализа предприятия:

- для кредиторов и поставщиков – методы анализа финансовой отчетности предприятия;

- для инвесторов – методы анализа стоимости предприятия и прогнозирование цены акций;

- для собственников – методы оценки стоимости предприятия, оценка эффективности инвестиционных проектов[22,с.195].

Алгоритм проведения финансового анализа

1. Сбор данных и документальное подтверждение достоверности полученной информации

2. Обработка информации – составление агрегированных форм отчетности и аналитических таблиц.

3. Изучение и расчет посредством различных методик показателей структуры финансовых отчетов.

4. Установление показателей финансовых коэффициентов по всем направлениям развития бизнеса.

5. Установление показателей финансовых коэффициентов по всем направлениям развития бизнеса, или же по промежуточным финансовым агрегатам (финансовая устойчивость, ликвидность и платежеспособность, деловая активность).

6. Анализ тенденций и изменения финансовых коэффициентов (выявление тенденций улучшения или ухудшения).

7. Расчет интегральных финансовых коэффициентов.

8. Подготовка отчета о финансовом состоянии на основе интерпретации и экспертных выводов из полученных данных [17,с.121].

1.2 Методы анализа финансового состояния торговой организации

Анализ финансового состояния торговой организации предусматривает использование комплекса методов, которые можно разграничить на две большие группы: неформализованные и формализованные.

Неформализованные методы:

- психологические,

- морфологические,

- сравнения,

- экспертных оценок, сценариев,

- построения систем показателей и аналитических таблиц

Формализованные методы:

- статистические (средних и относительных величин, группировки, графический, индексный),


- бухгалтерские (балансовый, метод двойной записи),

- экономико-математические методы (метод цепных подстановок, арифметических разниц, процентных чисел, интегральный, простых и сложных процентов, дисконтирования, а также корреляционный и факторный анализ)

В зависимости от применяемых методов традиционно выделяется ряд основных приемов анализа финансового состояния предприятия – рис.7[25,с.110].

Приемы анализа финансового состояния предприятия

-Горизонтальный анализ

-Вертикальный анализ

-Трендовый анализ

-Коэффициентный анализ

-Сравнительный анализ

-Факторный анализ

Во время анализа финансового состояния могут использоваться разнообразные приемы и методы, их количество и широта применения зависят от конкретных целей анализа и определяются его задачами в каждом конкретном случае[20,с.143].

Для анализа динамики и структуры активов и пассивов предприятия проводится горизонтальный и вертикальный анализ.

Коэффициенты, используемые для оценки деятельности предприятия, входят в 4 основные группы показателей:

Коэффициенты ликвидности. Они определяют финансовую устойчивость фирмы за короткий срок с помощью подсчета степени мобильности активов и их соотношения между собой.

Коэффициенты платежеспособности. Они определяют финансовую устойчивость в перспективе и характеризуют структуру собственного и заемного капитала.

Коэффициенты финансовой устойчивости. Характеризуют состояние денежных ресурсов компании и их динамику относительно того, насколько бюджет организации способен покрыть затраты на производственные процессы и остальные цели.

Коэффициенты оборачиваемости. Определяют окупаемость затрат на производственный цикл и интенсивность использования денежных средств. Каждая из перечисленных групп включает в себя множество показателей, но для исследования результатов деятельности компании достаточно применить основные, которых насчитывается около трех десятков.

По мнению Е. Галицкой и Л. Висоцкой, платежеспособность предприятия определяется как его способность своевременно выполнять свои обязательства перед кредиторами и вкладчиками [16, с. 21].

П. Этрилл считает, что платежеспособность предприятия – способность выполнять свои обязательства за счет денежных средств и других, имеющихся у него, оборотных активов [17, с. 595].

Платежеспособность определяется как уровень обеспеченности финансовых обязательств предприятия собственным капиталом, а ликвидность – способность обеспечивать своевременное и полное исполнение финансовых обязательств [18, с. 32].


По мнению В. Ковалева, ликвидность характеризует потенциальную возможность погашения своих краткосрочных обязательств, а платежеспособность – фактическое осуществление таких расчетов.

О. Лаврушин считает, что категория "платежеспособность" является обобщенной и более узкой, по сравнению с категорией "ликвидность", поскольку ликвидность является залогом надежности предприятия [19, с. 140].

К. Филимонова считает, что "позиция, согласно которой ликвидность – это способность предприятия отвечать по своим обязательствам, вызывает несогласие, так как понятие "ликвидность" является более широким и его отождествление с термином "платежеспособность" не верно" [20, с. 29].

Существует несколько определение финансовой устойчивости предприятия:

Финансовая устойчивость – стабильное превышение доходов над расходами, способность хозяйствующего субъекта свободно маневрировать денежными средствами путем эффективного их использования

Предприятие является финансово устойчивым, если состав, структура и движение финансовых ресурсов обеспечивает возможность рассчитаться по обязательствам и бесперебойное ведение хозяйственной деятельности.

Финансовая устойчивость – это надежно гарантированная платежеспособность[24,с.98].

Торговое предприятие обладает двумя источниками финансирования деятельности: собственными и привлеченными. Собственный источник финансирования деятельности является кредитом, который предоставляется предприятию его собственником на период, во время которого будет осуществляться его деятельность. Соответственно, собственный источник финансирования - это та сумма, которую предприятие не отдает кредитору.

Финансовая устойчивость предприятия определяется как мера обеспечения предприятия необходимым финансовым ресурсом, чтобы осуществлять хозяйственную деятельность и своевременное проведение своего обязательства. Привлеченный источник средств, наоборот, характеризуется точно определенными сроками существования - до периода, когда должна быть погашена кредиторская задолженность, в смысле, возвращаются существующие кредиты. Предоставляется кредит со стороны контрагента предприятия, учитывая (контрагенты) в общем, это означает, будет ли контрагент заниматься кредитованием вашего предприятия. Отсюда, финансовая устойчивость предприятия (когда существует такой источник финансирования деятельности как кредиторские долги) связана с постоянными рисками того, что кредитор прекратит кредитование предприятия, и оно останется без источников финансирования[25,с.89].