Файл: История права интеллектуальной собственности в России и за рубежом.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 525
Скачиваний: 16
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Зарождение права интеллектуальной собственности.
§1.1. Развитие права интеллектуальной собственности в России.
§1.2. Становление права интеллектуальной собственности в Англии.
Глава 2. Сравнение истории становления права интеллектуальной собственности за рубежом.
§2.1 Возникновение интеллектуальной собственности во Франции.
В силу формирования командной экономики, два вышеуказанных закона были упразднены Положением об изобретениях и технических усовершенствованиях. Развитие этого закона пошло по тому же пути развития, что и закон 1919 года, но права изобретателя были более конкретизированы, а охрана в виде патентной форме не отсмеялась. Все же государство, в большей степени, поддерживало тех изобретателей, которые переуступили свой право в пользу государства.
Принятый в 1924 году закон о промышленных образцах был отменен, а в замену ему ничего принято не было.
По истечению времени, нормативная база об изобретениях колоссально изменялась трижды в 1941, 1959 и в 1973 годах. В общей сложности, они включали в себя однообразную основу, которая рассматривала только где формы охраны, это патент, который выдавался на 5 лет и мог быть продлён, и авторское свидетельство. Изменения были не существенными и качались, в основном, способ охраны изобретений, перечень прав изобретателям.
В 1965 году СССР присоединился к Парижской конвенции по охране промышленной собственности. В соответсвии с чем было принято постановление «О промышленных образцах». В качестве промышленных образцов охранялись новые пригодные к изготовлению промышленным способом художественные решения внешнего вида промышленного изделия, в которых достигается единство технических и эстетических качеств.[4] Чтобы установить художественные решения промышленным образцом, было достаточно его новизны на территории СССР.
В 1981 году в СССР вводится новое положение о промышленных образцах, нормы которого были наиболее приближённым к международным нормам. Так например, для признания промышленного образца требовалась новизна на игровом уровне, а также увеличили срок действия патента, который теперь составил 10 лет.
После обсуждения в Верховном Совете СССР было принято ряд законов, а именно, Закон «Об изобретениях в СССР»от 31 мая 1991 года, Закон «О промышленных образцах», а также на стадии рассмотрения Закон «О патентном суде СССР». В связи с распадом Советского союза, законы СССР, на территории Росси, не могли существовать. В сфере промышленности создалась критичная ситуация, поэтому независимые государства принялись создавать межгосударственную патентную систему. В октября 1991 года подписывается протокол о цели заключить Конвенцию об охране промышленной собственности. Но наряду с возникшими разногласий между государствами, конвенция так и не была подписана. 23 сентября 1992 года был введён Патентный закон. Данный закон объединял в себе правовое регулирование не только отношения связанные с изобретениями, но и полезными моделями и промышленными образцами.
§1.2. Становление права интеллектуальной собственности в Англии.
История авторского права Соединенного Королевства насчитывает более трех с половиной столетий. Незадолго до начала восемнадцатого века монархия гарантировала лицам, осуществлявшим издание книг исключительные права на их выпуск и распространение. Однако интересы собственно авторов литературного текста в то время не были защищены. С учетом уровня технологического развития Англии того времени можно сказать, основываясь на существующих по сей день принципах авторского права, что такая защита не требовалась. При отсутствии должного уровня средств коммуникации единственным способом надежно передать значительный объем информации от одного лица к другому, гарантировав его относительную сохранность в течение существенного периода времени, было издать эту информацию в форме книги. То есть, единственной общественно значимой формой материального воплощения информации являлась именно книга, что делало разумным защиту интересов издателя.
В 1662 году в силу вступил «Закон О Лицензировании 1662». Он регулировал вопросы лицензирования литературных произведений, библиотечного депонирования и торговли книгами. Основной его особенностью и ключевой идеей являлось введение государственной регистрации литературных произведений, воплощенных в форме издаваемых книг. Также Закон подтвердил возможность ряда лиц обладать дарованной Короной привилегией на издательскую деятельность. После образования Англо-Саксонского союза в 1707 году авторы получили эксклюзивные права на издание своих литературных произведений. Закреплены данные права были «Cтатутом Королевы Анны» 1709 года. Статут ограничил эти права сроком в 14 лет, с возможностью однократного продления срока. Так, авторские права на некоторые изданные работы действовали в течение 21 года. Позднее стали возникать споры о том, можно ли считать авторские права бессрочными и возникающими в определенный момент времени, или же срок их действия определяется исключительно законом. Суды Великобритании после рассмотрения ряда дел практически установили, что более верной является вторая точка зрения, совпадавшая с изданными положениями Статута. Таким образом, был сформулирован и второй принцип авторского права, ограничивающий его действие во времени. Первый, как уже говорилось ранее, закрепляет необходимость материального воплощения авторской идеи.
C девятнадцатого века помимо литературных произведений объектами правовой охраны становятся художественные, драматические и музыкальные произведения. Срок действительности авторских прав так же увеличивается. В 1886 году принимается Бернская Конвенция по Охране Литературных и Художественных произведений. Именно эта конвенция создала базовую систему принципов защиты авторских прав, имеющую международный характер. Наиболее значимой особенностью Конвенции оказался баланс, найденный между интересами авторов произведений и общества. Так, при некоторых условиях с принятием Конвенции стало возможно использовать авторские произведения в общественных целях, не имея какого-либо разрешения от самого автора. На практике эти положения Конвенции сыграли огромную роль в развитии образования, средств массовой информации и в повышении общей грамотности человечества. При условии отсутствия подобного рода положений было бы практически невозможно создание, например, научных работ, использующих какие-либо источники помимо личного и экспериментального опыта.
В конце XIX – начале XX веков появилась необходимость внести существенные изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие авторское право. Это было, прежде всего, связано со значительно изменившимся уровнем технологического развития.
В 1907 году был принят «Закон о Патентах и Дизайнах 1907». Если рассматривать официально доступные в Национальном Архиве документы, то данный Закон является первым в своём роде документом, специально регулирующим патентное право и дизайнерское право, которое с того момента выделяется в Соединенном Королевстве как отдельная отрасль интеллектуальных прав.
В 1911 году был принят Закон О Защите Авторских Прав 1911 г., в котором помимо литературных, музыкальных и драматических произведений рассматриваются такие объекты, как фотографии и «механические инструменты».
В 1939 году, в связи с началом Второй Мировой Войны, был принят «Чрезвычайный Закон о Патентных, Дизайнерских, Авторских правах и Торговых Знаках». Он регулировал правоотношения в области дизайнерских и патентных прав, а так же регистрацию и использование торговых знаков в условиях войны. В основном изменения касались правоотношений с субъектами, имеющими связь с «вражеским» государством. Интересно, что в тексте Закона для таких субъектов употребляется достаточно некорректное по современным меркам понятие – «Enemy» ("Враг").
Принятый в 1956 году «Закон об Авторских Правах 1956» включил в себя такие субъекты, как литературные, драматические, музыкальные и художественные произведения. Также к субъектам авторского права были отнесены звукозаписи, кинематографические фильмы, трансляции и «опубликованные версии произведений». Исходя из его доступной структуры, можно увидеть, что область правового регулирования была в значительной мере расширена. Также авторское право с принятием данного Закона стало более социально-ориентированным.
Глава 2. Сравнение истории становления права интеллектуальной собственности за рубежом.
§2.1 Возникновение интеллектуальной собственности во Франции.
Важный вклад в становление и формирование авторского права как гражданско-правового института внесла французская юриспруденция. Ей во многом принадлежит заслуга в разработке юридической природы авторских прав, в частности в признании ее двойственности.
Уже в эпоху Великой французской революции, когда утверждались новые основы права, появилось понятие интеллектуальной собственности и были приняты первые декреты, определившие правовой статус авторских творческих произведений, закрепившие принципы их правовой охраны. Хотя справедливо будет отметить, что юридические исследования, касающиеся проблем различения видов имущества, собственности и т.п. относились и к более раннему периоду, не говоря уже о достижениях в этой области римской юриспруденции. Тем не менее соответствующие юридические понятия, сложившиеся во французском (древнем, средневековом) праве, были дополнены в Новое Время разработкой концепции исключительного вида собственности – интеллектуальной.
Интересна предыстория возникновения законодательства об интеллектуальной собственности, и, в частности, авторских правах на произведения искусства. Однако признание этих прав авторов было относительно запоздалым: лишь в XVIII в. заговорили о литературной, художественной и промышленной собственности. Именно законодателю времен революции принадлежит заслуга выделения этого нового вида предмета правового регулирования - интеллектуальной деятельности человека.
И все же, анализируя ранние предпосылки зарождения авторских прав, как отмечает один из исследователей данной проблемы Патрик Таффоро, можно найти их в эпохе средневекового французского права, когда авторские отношения регулировались сначала заключаемыми сторонами гражданско- правовыми договорами, а затем и нормативными общеобязательными актами.
Первый из вышеперечисленных источников, устанавливавших авторские правоотношения - договор (контракт), который заключался между автором и физическим лицом с передачей последнему права использовать произведение, прежде всего, это касалось издателей, исполнителей или промышленников. Например, автор литературного произведения передавал по договору свою рукопись издателю (с ее отчуждением), и, таким образом, издатель мог выпустить любое количество экземпляров произведения без выплаты автору вознаграждения. В этом случае издатель не заботился о соблюдении прав автора на переданное им произведение, его интересовала лишь прибыль от продажи авторского произведения. Подобным образом регулировались отношения и в театральной сфере. Автор мог добровольно заключить контракт с импресарио, например о передаче его произведения для постановки спектакля в театре, и его вознаграждением обычно был, начиная с середины XVII столетия, определенный процент от чистых доходов театра. В тоже время следует отметить, что на первый взгляд очевидная свобода в заключении контракта, которая теоретически могла стимулировать развитие авторского права как такового, в реальности была мнимой, так как существовало лишь небольшое число трупп, которые обладали официально этим правом, монополией на заключение контрактов.
Еще в XV-XVI вв. эта монополия принадлежала, например, «Собратьям страсти», которые затем уступили ее труппе отеля Бургундия.
Людовик XIV, в период правления которого какое-то время существовало несколько трупп, в том числе труппа Мольера, всс же в 1680 г. объединил их под именем «Французские комедианты», передав их актерам, таким образом, монополию. В этих условиях авторам приходилось вести переговоры прежде всего с актерами, обладавшими этим преимуществом. Несколько попыток законодательной регламентации этих отношений не удались. Потому оставалась нерешенной проблема осуществления контроля в отношении чистых доходов, получаемых администрацией театра, лишь часть которых выплачивалась автору, тогда как право последнего на процент от извлеченной прибыли часто нарушалось.
Итак, на ранних этапах развития авторских отношений они еще не стали предметом правового регулирования во французском законодательстве и догме, это в равной мере относится впрочем к современному тому времени российскому гражданскому праву. В тоже время с появлением первых законов, регулировавших авторские отношения, во Франции распространилось представление об авторском праве как о частной привилегии, предоставляемой создателю произведения. Данная существенная мера изначально была прерогативой парламента в рамках его административных по тем временам полномочий, но вскоре стало делом короля.