Файл: История права интеллектуальной собственности в России и за рубежом.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 528
Скачиваний: 16
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Зарождение права интеллектуальной собственности.
§1.1. Развитие права интеллектуальной собственности в России.
§1.2. Становление права интеллектуальной собственности в Англии.
Глава 2. Сравнение истории становления права интеллектуальной собственности за рубежом.
§2.1 Возникновение интеллектуальной собственности во Франции.
Принимая во внимания различные точки зрения, будем придерживаться того мнения, что период античности и средних веков относится к предыстории авторского права, которое как таковое еще не существовало, и назовем этот период донаучным, а появившиеся термины по определению С.В. Гринёва прототерминами.
В Германии в античный период и средние века деятели искусств пользовались особым положением: им содействовали меценаты и князья, они организовывались в ремесленные цеха и поддерживались материально. Переработка произведений различными авторами была обычным явлением. Однако уже тогда плагиат резко порицался. Авторы не были законодательно защищены и боялись искажения своих произведений при размножении путем переписки. Если автор не хотел никаких изменений в своем произведении, то ему оставалось лишь довольствоваться книжным ругательством.
Изобретение книгопечатания Гуттенбергом (около 1440 г.) послужило основой для возникновения в Германии законодательства об охране интеллектуального труда. Книгопечатание обеспечивало прекрасное качество печати. Это открытие ознаменовало конец эпохи рукописных книг, которая длилась двадцать столетий (с V в. до н.э. до XV в. н.э.). В то время авторы не имели никаких «авторских прав». Автор мог лишь гордиться, если его произведение не только печаталось, но и издатель или печатник ему что-нибудь платили за рукопись. Часто случалось, что первый набор мог печататься другими печатниками, т.е. появлялись копии уже выпущенных в свет произведений. Отметим, что переиздателю незаконной продукции приходилось предлагать ее дешевле, так как издания были низкого качества или даже с умышленно измененным авторским текстом. Для того, чтобы противиться беспределу контрафакции, издатели упросили властей запретить на время перепечатку, а чтобы оградить издателей от незаконной перепечатки власти наделили издателей особыми правами, по которым распечатка ограничивалась определенным сроком. С введением особых прав интересы издателей и властей в большинстве случаев совпадали. Книги порой содержали опасные мысли о несовершенстве государственного правления, о примитивности религиозных догматов, что представляло угрозу для государства и церкви. Государство оказалось заинтересованным в принятии законов, которые вводили цензуру издаваемых книг и выдаче привилегий, тогда книга казалась не опасной для церкви и государства. Власти пытались распространить через печать свое влияние на подвластных территориях, но в Германии это не особо удавалось. Иногда издатели игнорировали кайзеровские привилегии для того, чтобы получить больше выгоды и приобрести дешевую литературу. Так, идеи эпохи Просвещения в Германии распространялись большей частью через незаконную перепечатку.
Привилегии были своего рода особыми законами. Семантика термина Privileg происходит от латинских слов «privus», т.е. частный, отдельный и «lex» — закон, т.е. отдельный закон, предназначенный оградить права отдельного человека или нескольких людей. Привилегии были в каждом случае разрешением на издание или распространение книги, которое выдавалось по усмотрению суверена и не было полноценным правом. Предоставление привилегий связывалось как с признанием исключительных прав создателей художественной литературы и музыкальных произведений, так и с признанием определенных прав за теми, кто, используя промышленные возможности репродуцирования, мог тиражировать произведения автора.
Природа привилегий в противоположность к авторскому праву в современном его понимании — это, прежде всего, признание того, что привилегированный автор был привилегирован только как само-издатель, но не как автор. Речь шла только о совокупности правовых норм, регулирующих издательскую деятельность. Привилегии защищали издателя, автора и книготорговца от перепечатки прежде всего с имущественно-правовой точки зрения. Появление привилегий было вызвано также необходимостью для правительства принять цензурные меры против злоупотребления в печати.
Для размножения произведений механическим путем требовались большие денежные затраты. С XV века власти стали предоставлять привилегии печатникам за печатание определенных произведений, одновременно подвергая их цензуре. Именно издателю полагались исключительные права на защиту, таким образом, появилась издательская собственность. Особые права получила типография, а также церковь, которой предоставлялось право подписи, разрешающее печать (XV в.). Привилегии выдавались через открытые документы. Большое количество привилегий авторы новых произведений, переводчики, а также переработчики старых произведений получили в XVI — XVII столетиях.
Самые первые упоминания о привилегиях относятся к Венецианской республике. Считается, что модель авторского права возникла в XV веке в этой крупнейшей морской и торговой державе того времени. В 1476 году был принят первый Указ о патентах и привилегиях для охраны изобретений и произведений. Считается, что имущественное авторское право возникло в 1492 году в Венеции, когда автору книги «Феникс» знатному юрисконсульту Петру из Равенны была выдана привилегия, содержание которой свидетельствует о том, что она защищала интересы не автора, а издателя, которому автор разрешал опубликовать свое произведение. Несмотря на все свои старания и труды, не автор, а издатель получал право на опубликование книги. С самого начала система имущественного права обеспечивала интересы правообладателей в лице издателей, а не авторов.
В эпоху Ренессанса в основе выдачи привилегий ценилась индивидуальность автора, за которую создатель произведения получал вознаграждение. Эти привилегии назывались авторскими привилегиями. В Германии впервые такой привилегией воспользовался живописец Альбрехт Дюрер (1511 г.) за гравюру на меди, выданной канцлером Карлом V. Такая защита касалась прежде всего создателя произведения. Право защиты от перепечатки выдавалось определенному лицу и называлось (Personlichkeitsrecht), но не приносило автору никакой выручки. Примером таких привилегий могут служить привилегии на печатание книг, выданные Гёте, чьи произведения часто перепечатывались без соответствующего разрешения. Гёте получил 39 привилегий от отдельных немецких государств. Система привилегий была чрезвычайно громоздкой и не всегда эффективной, и уже в конце XVIII века привилегии теряют в Германии свое значение. В этот же период в Англии впервые заговорили о правах на интеллектуальную собственность и о феномене нематериальной собственности.
Известно, что родиной первого в мире закона об авторском праве является Англия. Он вышел под названием «Статут Королевы Анны» (1710 г.) по имени правившей в то время королевы Анны. Закон устанавливал право издателя на опубликованную книгу на 14 лет с момента ее опубликования. Автор мог получить право на свое произведение только спустя 14 лет после его опубликования. Потребовался почти целый век для признания на основании французских революционных законов 1791-1793 гг. права на наследуемую защиту произведения сроком на 5 и 10 лет соответственно. Вслед за Англией и Францией закон об авторском праве вышел в 1837 году в Пруссии.
В данный период активно формируется немецкая законодательная терминология авторского права. Федеральное собрание решило установить 10-летний срок защиты с момента появления произведения, который продлевался до 30 лет с 1845 года после смерти автора. Согласно этому закону автор получал право на репродуцирование. Это право передавалось автором издателю, а после определенного срока возвращалось автору. В 1857 году на Северо-немецком федеральном собрании был принят общий закон о защите авторского права, который действовал с 1871 года до создания немецкого рейха и в дальнейшем в него вносили изменения. В третьем рейхе автор являлся только доверенным лицом для «единого немецкого народа», что являлось официальной идеологией фашистской Германии.
Таким образом, в Германии к середине XIX века постепенно складывается единая система защиты прав авторов. В начале XX века принимается ряд законов, продолжающих действовать и сейчас. Это Закон об издательском, праве, Закон 1907г. об авторском праве на произведения изобразительного искусства и фотографии. Центральное положение занимает Основной закон ФРГ от. 1949 г. как источник авторского права и Закон об авторском праве и смежных правах 1965 г.
Наибольшее развитие авторское право в Германии получило в 90-х годах XX века, а принятые в XXI веке документы лишь укрепили права авторов и пользователей произведениями интеллектуального труда.
Заключение.
В конце своей работы хотелось бы сказать, что выбранная тема очень обширна и может рассматриваться с разных сторон. Рассматривая историю развития института интеллектуальной собственности, изменения, которые происходили в отношении к интеллектуальной собственности при смене политического режима, можно проанализировать нынешнее состояние этой системы, выявить причины некоторых существующих проблем. Понятие «интеллектуальная собственность» является обобщающим по отношению к целому ряду правовых институтов, из которых наиболее значимыми являются институт коммерческой тайны, патентное право, авторские права и товарные знаки. Законодательство о коммерческой тайне и патентное право способствуют исследованиям и развитию новых идей. Авторское право способствует созданию литературных, художественных и музыкальных произведений, а также ' программного обеспечения для компьютеров. Законодательство о товарных знаках «увязывает» продукт с его производителем. В последние годы возник целый ряд новых форм интеллектуальной собственности. И каждый из связанных с ними институтов права интеллектуальной собственности имеет свою историю развития и свои конкретные задачи. Коммерческая тайна в форме производственных секретов существовала с незапамятных времен. Древние мастера, несомненно, охраняли приемы, с помощью которых они превращали камни в орудия. Эти мастера задолго до возникновения какой бы то ни было правовой защиты знали, какое преимущество они получали от знания этих секретов. Однако обладание секретами, в сущности, дает лишь ограниченную защиту. Только тысячелетия спустя возникло право, охраняющее секреты производства. Охрана секретов развилась в отрасль небывалого значения, а технические знания и коммерческая тайна превратились в наиболее существенные ценности многих отраслей бизнеса. Охрана коммерческой тайны является одним из наиболее важных институтов права интеллектуальной собственности именно для тех стран, которые стремятся привлечь иностранные инвестиции. Одна отдельно взятая компания, охраняющая свои производственные секреты, еще может решиться продавать изготовляемую ею продукцию в страну со слабой охраной коммерческой тайны, но маловероятно, что такая страна может рассчитывать на серьезные прямые инвестиции. Патентное право стало развиваться относительно недавно. Можно сказать, что патентное право служит определенным признанием несовершенства системы рыночной экономики, ибо рыночная экономика, хорошо приспособленная для обеспечения производства и распределения товаров, малопригодна для того, чтобы побуждать к созданию новых и лучших товаров. Это связано с тем, что при изобретении нового продукта в чисто рыночной системе конкуренты тотчас его копируют и сводят его цену до стоимости производственных затрат, тем самым снижая прибыль до уровня, на котором невозможно возместить расходы на исследования и разработки, приведшие к появлению изобретения. Патентное право как раз и возникло для разрешения этой проблемы. Обеспечивая охрану изобретения от конкурентов на долгие годы вперед, патент увеличивает шансы получения прибыли и, тем самым, стимулирует изобретательство. Патент — это затратный механизм правовой охраны в том смысле, что обществу приходится платить более высокую цену за патентованный продукт ввиду уменьшения конкуренции производителей в данной области. Точно так же, как институт патентования способствует развитию и исследованиям нового, авторское право содействует созданию литературных произведений. На написание книги могут уйти годы. В рыночной системе в чистом виде, если книга успешно продается, другие издатели сразу же издадут ту же самую книгу. Такая конкуренция приведет к снижению цены, что, соответственно, породит нежелание авторов и издателей затрачивать много времени и денег, требующихся для написания и издания книги. Обеспечивая охрану прав автора и издателя, авторское право создает экономический стимул к созданию новых произведений.