Файл: Процессы принятия решений на предприятиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Принятие решений является составной частью любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления, связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности.

Ответственность в принятии важных управленческих решений, это тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Поэтому руководитель, как правило, не может принимать непродуманных решений. Руководителям различных предприятий приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действие для данной организации в данное время и в данном месте. Для чёткой и эффективной работы организации руководитель должен продумать серию верных действий из нескольких альтернативных возможностей.

Цель данной работы – разработать предложения по оптимизации принятия решений в организации.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

- Изучить теоретические основы принятия решений в процессе управления организацией.

- Проанализировать систему принятия управленческих решений в ООО «Транс-Регион».

- Разработать систему принятия решений с минимальными негативными последствиями.

Объектом исследования является организация ООО «Транс-Регион».

Предмет исследования – принятие решений на предприятии ООО «Транс-Регион».

Структура курсовой работы – курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1 Теоретические основы принятия решений в процессе управления организацией

1.1 Сущность и виды управленческих решений

Обычно каждодневные решения, которые принимают люди в повседневной жизни, не предусматривают систематического продумывания. Однако, если речь идет о решении таких вопросов, как стиль жизни, выбор места жительства после окончания университета, сопровождаются длительными размышлениями. При этом такие размышления могут длиться дни, месяцы и даже годы. Не редко несознаваемые психологические факторы могут привести к отсутствию внимания определенным решениям. Например, некоторые люди неделями могут терзаться сомнениями о покупке дорогих туфлей, а после действовать импульсивно – приобрести автомобиль, стоимость которого составляет 15 тысяч долларов.[1]


В управлении принятие решений является наиболее систематизированным процессом, в отличие от нашей повседневной жизни. Частный выбор индивида, как правило, оказывает влияние на него и некоторых людей, связанных с ним. Если речь идет о решениях менеджера, то при выборе направлений его действия касаются всех работников организации. Людям, которые находятся на управляющих и руководящих должностях, порой приходиться принимать решения, связанные с огромными суммами денег, иногда, речь может идти о миллионах долларов. Важным является и то, что управленческие решения способны оказать влияние на судьбы многих людей, возможно и каждого человека, работающего в организации.

Один менеджер может применять штрафные меры к работнику за малейшие провинности, а также штрафовать тех, кто на работе активно занимается общественной деятельностью. Другой менеджер может принять решение о том, что излишняя строгость в данных вопросах может привести к моральным проблемам, росту прогулов, текучести кадров, а также может ухудшиться обслуживание потребителей, снизиться производительность и, соответственно, качество выпускаемой продукции.

При отказе от административных мер наказания, руководитель принимает решение о том, что эффективнее в данном случае будет прямой, но твердый разговор с работником. Если по истечении определенного времени подобная ситуация со стороны работника начнет повторяться (например, опоздание, снижение активности) руководитель может принять решение о его увольнении. В том случае, когда организация является крупной и влиятельной, решения ее руководящего звена могут привнести изменения в местное окружение. Стоит отметить, что определенные управленческие решения действительно могут изменить ход истории. К важным государственным решениям стоит отнести решение о применении атомной бомбы со стороны президента Трумэна. [2]

Ответственность за принятие важных организационных решений является тяжелым моральным бременем, и это особо ярко выражается на высших уровнях управления. Руководители имеют дело с собственностью, которая принадлежит другим людям, и посредством этого они могут влиять на жизнь этих людей. В том случае, когда руководитель принимает решение об увольнении подчиненного, работник может серьезно пострадать. Однако плохой работник в организации может нанести серьезный ущерб непосредственно организации, что негативно отразится на ее владельцах и сотрудниках. Именно по этой причине руководитель не имеет право на принятие необдуманных и импульсивных решений.


Для того чтобы понять, каким образом руководитель может действовать, стоит наиболее подробно рассмотреть всеобщность принятия решений, органическую связь с процессом управления, а также некоторые характеристики организационных решений.[3]

Важным показателем деятельности управленца выступает его способность к принятию правильных решений. В связи с тем, что менеджеры выполняют четыре функции управления, они имеют дело с постоянным потоком решений по каждой из таких функций, то есть планирование, организация, мотивация и контроль.

Выработку и принятие решений в деятельности руководителя можно назвать творческим процессом. Данный процесс предусматривает наличие последовательных действий[4]:

  • выработать и поставить цель;
  • изучить проблемы на основании полученной информации;
  • выбрать и обосновать критерии эффективности (результативности) и возможные последствия принимаемых решений;
  • рассмотреть варианты решения;
  • выбрать и сформулировать окончательное решение;
  • принять выбранное решение;
  • конкретизировать решения для его исполнителей;
  • контролировать ход выполнения решений.

Управленческие решения представляют собой выбор некой альтернативы, акта, направленного на разрешение той или иной проблемной ситуации.[5]

Принятие решения является также сознательным выборов из имеющихся вариантов или альтернатив направления действия, которые могут сократить существующий разрыв между настоящим и будущим желательном состоянии организации. В качестве основы принятия эффективных управленческих решений стоит отметить качественную информацию. Чертами управленческих решений выступает: своевременность; комплексность подхода; законность; четкая формулировка задач; посильность исполнения; преемственность и согласованность с ранее принятыми решениями.

В процессе своей деятельности менеджер должен постоянно принимать решения, в связи с этим у него накапливается определенный опыт работы в данной сфере. Технология управления зависит от многих факторов, таких как: личные качества руководителя, его национальные особенности, особенности управления, принятые в той или иной стране.

Как было указано выше, управленческие решения являются творческим актом субъекта управления. Такие действия направлены на устранение проблем, возникших в объекте управления.[6]


Стоит подробнее рассмотреть виды управленческих решений. Они классифицируются по различным признакам. Однако в качестве определяющего момента стоит рассматривать условия, в рамках которых и принимается то или иное управленческое решение.

Условия определенности влияют на то, что менеджер сравнительно уверен в результате практически каждой существующей альтернативы. Если в процессе принятия решения существуют некоторые риски и неопределенность, менеджеру необходимо определить вероятность успеха каждой альтернативы. Решения будут приниматься в условиях неопределенности в том случае, когда невозможной является оценка вероятности потенциальных результатов. В большинстве случаев условия неопределенности обусловлены необходимостью учитывать новые и сложные факторы, о которых довольно сложно получить необходимую и достаточную информацию. Таким образом, вероятность определенного последствия невозможно предсказать с достаточной степенью достоверности. Неопределенность характерна для некоторых решений, которые необходимо принять в стремительно меняющихся обстоятельствах.[7]

Если в процессе принятия решений руководитель сталкивается с неопределенностью, он может использовать две возможности. Первая заключается в попытке получения дополнительной информации и повторном анализе проблемы. Вторая возможность предусматривает действия, основанные на прошлом опыте, суждениях или интуиции. Решения, которые принимаются в условиях риска, не имеют определенного результата, однако известной является вероятность такого результата. Вероятность будет определяться как степень возможности совершения такого события, она изменяется от 0 до 1. Таким образом, сумма вероятностей всех альтернатив должна равняться единице. При определенности присутствует исключительно одна альтернатива.[8] В этом случае особое внимание стоит уделить собственной культуре, ценностям и традициям организации. Сотрудники подвергаются указанным факторам, в частности воздействию культуры организации, и по этой причине не рассматривают варианты решения вне ее.[9]

Для того чтобы определить общие и конкретно-специфические подходы к разработке управленческих решений, их реализации и оценке необходимой является именно классификация управленческих решений. За счет этого существенно повышается их качество, эффективность и преемственность.


Стоит отметить, что управленческие решения классифицируются на основе разнообразных способов. К наиболее распространенным относят такие виды классификаций, как:

  • по функциональному содержанию,
  • по характеру решаемых задач (сфере воздействия),
  • по иерархии управления,
  • по характеру организации разработки,
  • по характеру целей,
  • по причинам возникновения,
  • по исходным методам разработки,
  • по организационному оформлению[10].

Таким образом, управленческие решения можно классифицировать на основе их функционального содержания, то есть, учитывая общие функции управления. На основании указанной классификации стоит выделить следующие виды решений: плановые, организационные, контролирующие и прогнозирующие.[11] Традиционно указанные решения могут затрагивать все функции управления в разной степени, однако в каждом решении стоит выделять основное ядро, связанное с основной функцией такого управленческого решения.

Следующий принцип классификации в качестве основы рассматривается характер решаемых задач: экономические, организационные, технические, технологические, экологические и прочие.[12]

Зачастую, управленческие решения связаны не с одной конкретной задачей, а отличаются комплексным характером.

Учитывая организацию разработки решений, принято выделять следующие виды управленческих решений: единоличные, коллегиальные, коллективные[13].

Выбор способа организации выработки управленческих решений зависит от большого количества факторов: компетентность руководителя, уровень квалификации коллектива, характер задач, наличие ресурсов и т.п.

Учитывая цели принимаемых решений они классифицируются на: текущие (оперативные), тактические и стратегические.[14]

На основании причин возникновения управленческих решений, их стоит подразделять на: ситуационные (связаны с характером возникающих обстоятельств); по предписанию (распоряжению) вышестоящих органов; программные (связаны с включением данного объекта управления в определенную структуру программно-целевых отношений, мероприятий); инициативные (проявление инициативы системы).[15]

Важный классификационный подход представлен исходными методами разработки управленческого решения. К ним относят: