Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты сущности государственного бюджета
1.1.Сущность, цель, задачи государственного бюджета
1.2. Понятие и структура доходов и расходов федерального бюджета
Глава 2. Анализ федерального бюджета Российской Федерации
2.1. Особенности формирования федерального бюджета Российской Федерации на 2015-2017 гг.
2.2. Основные характеристики федерального бюджета 2015 г.
и плановый период 2016 и 2017 гг.
Глава 3. Риски федерального бюджета Российской Федерации и пути их снижения
3.1. Влияние «налогового маневра» и снижения цен на нефть на доходы федерального бюджета
При этом в сторону увеличения были пересмотрены: уровень инфляции на 2015 г. с 4,5 до 5,5%; общий объем доходов и расходов федерального бюджета на 2015 г. — соответственно на 517 и 151 млрд руб. С учетом изменения условий и уточнения прогноза основных факторов роста в 2015–2017 гг. динамика ВВП понижена на 2015 г. с 2 до 1,2%, на 2016 г. — с 2,5 до 2,3% и на 2017 г. — с 3,3 до 3,0%.
Минфин России не исключает возможности пересмотра характеристик федерального бюджета и после принятия Закона № 584-ФЗ. Так, 50 декабря 2014 г. министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что: «В следующем году будет очень непростая ситуация с бюджетом. Мы видим здесь и снижение доходной базы. Бюджет был рассчитан исходя из цены на нефть 100 долларов за баррель, исходя из прогноза роста экономики в 1,2% — всего этого не будет. По нашим оценкам, на следующий год доходы только снизятся на 2,6 трлн руб.». Он также заявил, что: «Мы договорились, что все министерства и ведомства снизят свои бюджетные траты примерно на 10%, и это первый шаг. Посмотрим, как будет складываться начало года. Уверен, что это не последний шаг, нам придется действовать дальше по сокращению расходов, переносу ассигнований на более поздние сроки»[38].
Согласно Закону № 384-ФЗ доходы федерального бюджета в 2015 г. составят 15,082 трлн руб. (19,4% ВВП), в 2016 г. — 15,796 трлн руб. (19% ВВП), в 2017 г. — 16,548 трлн руб. (18,4% ВВП); расходы бюджета в 2015 г. — 15,513 трлн руб. (20% ВВП), в 2016 г. — 16,272 трлн руб. (19,6% ВВП), в 2017 г. — 17,089 трлн руб. (19% ВВП); дефицит бюджета в 2015 г. будет равняться 431,7 млрд руб. (0,6% объема ВВП), в 2016 г. — 476,3 млрд руб. (0,6% ВВП), в 2017 г. — 540,9 млрд руб. (0,6% ВВП), то есть предусмотрено, что дефицит бюджета будет составлять 0,6% ВВП по всем трем годам (табл. 2).
Таблица 2
Доходы и расходы федерального бюджета 2015-2017 гг., % ВВП[39]
Показатели |
2015 |
2016 |
2017 |
ВВП, трлн руб. |
77,498 |
83,208 |
90,063 |
Инфляция, % |
5,5 |
4,5 |
4,0 |
Доходы федерального бюджета |
19,4 |
19,0 |
18,4 |
Расходы федерального бюджета |
20 |
19,6 |
19 |
Дефицит (-) / профицит (+) федерального бюджета |
-0,6 |
-0,6 |
-0,6 |
Возникает вопрос: как в этих непростых условиях удалось разработать практически сбалансированный бюджет с относительно небольшим дефицитом? Такая небольшая дефицитность в год была достигнута путем замораживания части бюджетных расходов, которые в процентах к ВВП сокращаются с 20% в 2015 г. до 19% в 2017 г., а темпы номинального прироста в 2016 г. — 4,7% и в 2017 г. 4,8% при запланированной инфляции соответственно в 4,5 и 4,0% — в реальном выражении превращаются практически в нулевые.
Рассмотрим изменения в структуре расходов государственного бюджета (табл. 3).
Таблица 3
Структура расходов федерального бюджета 2011-2017 гг., % к общему объему расходов[40]
Показатели |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Расходы федерального бюджета, без учета условно утвержденных, в % к ВВП |
19,6 |
20,7 |
20,0 |
19,3 |
20,0 |
19,6 |
19,0 |
Всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Общегосударственные вопросы |
7,2 |
6,3 |
6,4 |
7,0 |
7,2 |
7,2 |
7,7 |
Национальная оборона |
13,9 |
14,0 |
15,8 |
17,6 |
21,2 |
19,7 |
20,0 |
Национальная безопасность |
11,5 |
14,3 |
15,5 |
14,8 |
13,9 |
13,5 |
12,3 |
Национальная экономика |
16,4 |
15,2 |
13,9 |
15,6 |
15,2 |
14,3 |
14,5 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
2,5 |
1,8 |
1,3 |
0,9 |
0,8 |
0,6 |
0,3 |
Охрана окружающей среды |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,4 |
0,4 |
0,3 |
0,3 |
Образование |
5Д |
4,7 |
5,0 |
4,6 |
4,0 |
4,0 |
4,1 |
Здравоохранение |
4,6 |
4,8 |
3,8 |
3,8 |
2,7 |
2,7 |
2,6 |
Спорт и физическая культура |
0,4 |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Социальная политика |
28,6 |
29,9 |
28,7 |
24,8 |
25,8 |
28,7 |
28,7 |
Культура и кинематография |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
Средства массовой информации |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,5 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
Межбюджетные трансферты |
6,0 |
4,7 |
5,0 |
5,6 |
4,4 |
4,2 |
4,4 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
2,4 |
2,5 |
2,7 |
3,1 |
2,9 |
3,3 |
3,6 |
Снижение расходов федерального бюджета осуществляется главным образом за счет здравоохранения по сравнению с 2011 г. на 2% к 2017 г. и на 1,1% в 2015 г. по сравнению с 2014 г. На образование расходы снижаются на 1% к 2017 г. по сравнению с 2011 г. и на 0,6% — к 2015 г. по сравнению с 2014 г. Расходы на ЖКХ уменьшатся в 2017 г. по сравнению с 2011 г. почти в восемь раз, а по сравнению с 2014 г. — в три раза. И если в 2011 г. на эти три статьи выделялось 12,3% всей расходной части бюджета, то в 2014 г. это уже 9,3%, в 2015 г. — 7,5%, а к 2017 году — 7%.
Большая экономия заложена и на уменьшение роста зарплаты бюджетников, который был предусмотрен майскими (2012 г.) указами Президента РФ. Так, в 2015 г. рост у них составит 5,5% вместо 10–15% по вышеуказанным указам. При этом за счет уменьшения расходов на социальную сферу и управление растут расходы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, и если в 2011 г. они составляли 25,4%, в 2014 г. — 32,4%, то в 2015 г. достигнут 35,1%. Однако при существующей сложной геополитической обстановке расходов на национальную оборону может оказаться недостаточно, особенно если учитывать не всегда эффективное использование бюджетных средств на реализацию оборонных заказов и развитие соответствующих отраслей промышленности.
В расходах по статье «Национальная экономика» предусмотрено выделение средств в размере около 0,4 трлн руб. на финансирование ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополь до 2020 г.», и еще дополнительно 100 млрд руб. от продажи акций НК «Роснефть».
Несмотря на все имеющиеся проблемы, бюджет остается социально направленным. Расходы бюджета с 2015 г. по статье «Социальная политика» возрастают и составляют почти третью часть всех расходов, то есть Правительство РФ обязуется профинансировать и выполнить в полном объеме все взятые на себя социальные обязательства перед гражданами.
Для выполнения программы развития отечественной промышленности и импортозамещения за счет инвестирования средств Фонда национального благосостояния предусмотрена программа реализации крупных инвестиционных проектов (в 2015 г — 472 млрд руб., 2016 г. — 422 млрд руб., 2017 г. — 446 млрд руб.). В целях поддержки отечественных производителей предусмотрено выделение субсидий предприятиям различных отраслей гражданской промышленности. На поддержку производства экспортно-ориентированной высокотехнологичной продукции выделяется 17 млрд руб., на формирование и работу Российского фонда технологического развития — 13,5 млрд руб., а всего на решение вопросов импортозамещения — 35 млрд руб.
В рамках федерального бюджета на 2015 г. предусмотрены расходы на реализацию 39 (из 40 утвержденных) государственных программ в объеме 8757,7 млрд руб., на 2016 г. — 8787,8 млрд руб., на 2017 г. — 8755,4 млрд руб. или соответственно 56,5; 54,0 и 51,2% общего объема расходов федерального бюджета. Таким образом, при увеличении общих объемов расходов их доля последовательно снижается за три года и будет ниже уровня 2014 г. (58,6% в соответствии с Законом № 349-ФЗ).
По отношению к ВВП расходы федерального бюджета на реализацию госпрограмм снижаются с 11,3% в 2015 г. до 10,6% в 2016 г. и 9,7% в 2017 г., тогда как в 2014 г. в соответствии с Законом № 349-ФЗ они составляли 11,2%. При этом основная доля расходов (около 40%) приходится на реализацию программ, отнесенных к направлению «Новое качество жизни», которое включает 12 программ, в соответствии с которыми реализуется социальная и жилищная политика, обеспечивается предоставление населению услуг в сфере образования и здравоохранения, а также реализуются прочие социально значимые направления. Расходы федерального бюджета по данному направлению в 2015 г. составляют 3563,7 млрд руб., в 2016 г. — 3520,4 млрд руб., в 2017 г. — 3348,8 млрд руб., то есть в разрезе реализации этого направления расходы снижаются к 2017 г. почти на 5%.
Основное увеличение объема бюджетных ассигнований (по сравнению с утвержденными в паспортах) предусматривается в 2015 г. по госпрограммам «Развитие транспортной системы» на 159,5 млрд руб. в целях компенсации потерь в доходах от акцизов на нефтепродукты, учитываемых при формировании региональных дорожных фондов, в результате реализации «налогового маневра», и «Социальная поддержка граждан» — на 83,7 млрд руб., что связано с увеличением бюджетных ассигнований на предоставление иных межбюджетных трансфертов и с увеличением бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы «Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан» в связи с включением в нее бюджетных ассигнований, относимых ранее к непрограммному направлению деятельности «Развитие пенсионной системы».
Наибольшее сокращение бюджетных ассигнований произойдет по госпрограммам «Управление государственными финансами» — на 62,1 млрд руб., что обусловлено сокращением объемов заимствований и соответственно снижением расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации, и «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» — на 19,7 млрд руб. в связи с сокращением расходов в части мероприятий по стимулированию развития российских организаций автомобилестроения, обновления парка автотранспортных средств и спроса на новую автомобильную технику[41].
Необходимо отметить, что при увеличении расходов на реализацию государственных программ по части программ предусмотрено увеличение объемов бюджетных ассигнований на 2015–2017 гг. при низком уровне исполнения бюджетных ассигнований федерального бюджета (средний уровень исполнения расходов на реализацию госпрограмм составляет 59,7% показателя сводной бюджетной росписи с изменениями (открытая часть)). Так, бюджетные ассигнования федерального бюджета в 2015 г. по сравнению с 2014 г. увеличиваются по госпрограммам «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» в 2,56 раза (уровень исполнения за 8 месяцев 2014 г. составил 23,5%), «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» за период до 2025 г. — в 2,14 раза (уровень исполнения за 8 месяцев 2014 г. — 29,9,5%), «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013–2020 гг. — на 13% (уровень исполнения за 8 месяцев 2014 г. — 48,65%).
По многим программам объемы бюджетного финансирования не совпадают с объемами финансирования, предусмотренными паспортами государственных программ. Уменьшение финансирования государственных программ ставит под сомнение возможность достижения заявленных целей и решения поставленных в них задач.
Выводы. Проведенное исследование показало, что в основу формирования федерального бюджета был положен прогноз социально-экономического развития на период с 2015 по 2017 г., показатели которого значительно ниже, чем в прогнозе на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг.
Особенность настоящего этапа развития России связана с тем, что формирование федерального бюджета происходило в условиях сложной геополитической обстановки, продолжающегося снижения темпов роста как российской, так и мировой экономики. В этих условиях в основу формирования федерального бюджета РФ на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг. был положен «консервативный» сценарий развития экономики.
Несмотря на все имеющиеся проблемы, бюджет остается социально направленным. В бюджете предусмотрены средства для выполнения программы развития отечественной промышленности и импортозамещения, на поддержку производства экспортно-ориентированной высокотехнологичной продукции, субсидий предприятиям различных отраслей гражданской промышленности в целях поддержки отечественных производителей.