Файл: Экономическая сущность госбюджета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Одним из важнейших звеньев финансовой системы государства и инструментов его финансовой политики, регулирующих экономическую жизнь общества, является федеральный бюджет. Модернизация национального хозяйства Российской Федерации, его переориентация на интенсивные пути роста, акцент на решение ключевых проблем повышения жизненного уровня населения являются приоритетными направлениями развития экономики страны. Однако, бюджет государства в настоящее время представляет собой фактически монопольное право органов власти и управления распределять их не в полном соответствии с важнейшими направлениями экономического и социального развития общества, что закономерно приводит к дискриминации проводимой политики модернизации экономики. Фактически сложившийся дисбаланс между общественным предназначением бюджета и его узко утилитарным императивным использованием является главным тормозом на пути страны к обретению статуса динамично развивающейся экономической державы. Федеральный бюджет может и должен стать своеобразным катализатором модернизационных процессов экономики.

Теоретические и методические аспекты управления доходами и расходами федерального бюджета нашли свое отражение в работах В. Воронцова, А. Година, Т. Грицюка, В. Котилко, И. Лексина, А. Нешитого, О. Сараджевой и др.

В исследованиях большинства специалистов красной нитью проходит тезис о том, что доходы федерального бюджета являются важнейшими источниками и материальной основой совершенствования национальной экономики, ее перманентной интенсификации и расширенного воспроизводства. Вместе с тем многие аспекты федеральным бюджетом, требуют серьезного переосмысления, выработки новых подходов совершенствования бюджетных отношений, способствующих развитию национальной экономики.

Цель курсовой работы – исследование сущности государственного бюджета как инструмента стабилизации экономики; проведение анализа федеральных бюджетов Российской Федерации и определение путей снижения рисков, влияющих на параметры федерального бюджета.

Задачи работы:

  • исследовать теоретические аспекты роли федерального бюджета в национальной экономике;
  • рассмотреть состав и структуру доходов федерального бюджета Российской Федерации;
  • проанализировать федеральный бюджет на 2016-2017 гг.;
  • выявить риски федерального бюджета Российской Федерации и определить пути их снижения.

Предмет исследования – федеральный бюджет как инструмент стабилизации экономики.

Объект исследования – федеральный бюджет России.

Теоретической основой исследования являются фундаментальные труды ведущих ученых в области современной теории бюджета, бюджетной системы и бюджетного процесса, бюджетного федерализма и управления государственными финансовыми ресурсами.

В основу исследования положен диалектический метод изучения объективных экономических законов, закономерностей и явлений в их постоянном развитии и взаимосвязи. Информационной базой исследования послужили действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации, статистические данные Федеральной службы государственной статистики, монографии и публикации в периодической печати по исследуемой теме, ресурсы сети Интернет.

Глава 1. Теоретические аспекты сущности государственного бюджета

1.1.Сущность, цель, задачи государственного бюджета

Государственный бюджет является главным финансовым планом, аккумулирующим и перераспределяющим основную часть финансовых ресурсов государства, то он играет первостепенную роль в регулировании рыночной экономики[1].

Федеральный бюджет - это основной финансовый план страны, обеспечивающий образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования государства. С его помощью перераспределяются средства на развитие приоритетных хозяйств, на расширение рыночной инфраструктуры, поддержку предпринимательства, выполнение общегосударственных программ[2].

Государство использует бюджет для регулирования рыночной экономики, применяя разные методы в процессе формирования и использования доходов и расходов. К наиболее важным из них можно отнести:

  • налоги, влияющие на развитие производства, спрос и предложение на отдельные виды услуг, товаров, работ;
  • прямое бюджетное финансирование общегосударственных программ, обеспечивающих расширение общественного воспроизводства, совершенствование его структуры, прогресс общества[3]. К ним относятся крупные природоохранительные, инвестиционные программы, приватизация, конверсия военных заводов, развитие топливно-энергетического комплекса, создание новых рабочих мест на основе расширения малого бизнеса или общегосударственных работ, фундаментальных научных исследований;
  • субсидирование некоторых отраслей, предприятий, хозяйств для выравнивания экономических условий их хозяйствования (например, сельского хозяйства, местного транспорта, коммунального и жилищного хозяйства);
  • выдача беспроцентных или льготных кредитов, гарантий для банковских ссуд (для фермерских хозяйств, венчурных и других малых фирм, предприятий топливного комплекса, заводов, проводящих конверсию);
  • создание за счет бюджетных ресурсов особых фондов и резервов для предупреждения диспропорций в развитии экономики, поддержки предпринимательства (стабилизационный фонд, стратегические и материальные
    резервы, фонд непредвиденных расходов)[4].

Внутренние пропорции доходной и расходной частей бюджета отражают государственную политику в развитие национальной экономике и социальной сфере[5]. Структура бюджета, содержание его доходов и расходов имеют свои отличия, вызванные национальными особенностями, политической ситуацией, составлением рыночных отношений и стратегий их дальнейшего развития в каждой стране в определенном историческом этапе[6]. Вместе с тем, доходная часть бюджета формируется, как правило, за счет налоговых платежей, что обеспечивает стабильность поступлений в бюджет, создает единые условия хозяйствования товаропроизводителей, возможности прогнозирования, перспективы развития.

1.2. Понятие и структура доходов и расходов федерального бюджета

Доходы бюджета – это централизованный фонд денежных средств, формируемый за счет распределения части национального дохода для выполнения функций государства и органов местного самоуправления. Согласно ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления[7]. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов. К неналоговым доходам бюджетов относятся доходы от использования и продажи имущества; доходы от платных услуг и иные неналоговые доходы. К безвозмездным поступлениям относятся дотации, субсидии, субвенции из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации[8].

Расходы федерального бюджета — это денежные средства, направляемые для исполнения расходных обязательств РФ, на финансовое обеспечение задач и функций государства[9]. В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные расходы[10].

В декабре 2012 г. принят закон, которым внесены поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации, определяющие новый подход к использованию нефтегазовых доходов. С 2013 г. федеральный бюджет составляется на основе бюджетных правил, при которых предельный объем расходов федерального бюджета ограничен размером планируемых доходов при «базовой» цене на нефть, увеличенный из расчета одного процента валового внутреннего продукта. Тем самым созданы предпосылки для достижения сбалансированности бюджета в долгосрочном периоде и сокращения его зависимости от нефтегазовых доходов. Кроме того, за счет накопления дополнительных нефтегазовых доходов сохраняется возможность обеспечения действующих обязательств даже в условиях существенного ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры. Такой подход к использованию дополнительных нефтегазовых доходов позволяет избежать необходимости осуществлять государственные заимствования в неблагоприятных условиях и выполнить все принятые обязательства бюджета в полном объеме[11].


Бюджет страны на 2013 г. и плановый период был сверстан фактически уже на его основе. Этот подход принято называть бюджетным правилом. Такого рода правила не являются чем-то необычным в государственном бюджетном планировании, при попытках формировать ответственное управление бюджетными средствами, обеспечивающее долгосрочную сбалансированность бюджета и социально-экономическую стабильность. Более обобщенно в мировой практике правила такого типа принято называть фискальными правилами[12].

Введение бюджетных правил является одним из инструментов
бюджетной политики. В долгосрочном плане ситуация в экономике и бюджетной сфере неопределенна. Это суждение верно для любой страны, так как неопределенным является влияние очень многих факторов (цены на сырье, скорость разработки и внедрения новых технологий, например, в медицине и в энергетике) [13]. С другой стороны, ряд факторов уже в среднесрочной перспективе точно будет играть отрицательную роль с точки зрения устойчивости бюджетной системы, например, резкое увеличение доли пожилого населения, что даже без учета пенсионных вопросов, точно означает рост расходов на здравоохранение (в том числе за счет высокой стоимости отдельных новых услуг и процедур).

Мировой опыт демонстрирует примеры того, как руководства стран принимали правила бюджетно-налоговой политики с целью долгосрочного упорядочивания бюджетного процесса, упреждая кризисные ситуации и смягчая их остроту[14].

Правила бюджетно-налоговой политики — это законодательно оформленные «соглашения», целью которых является обеспечение надежности в бюджетно-налоговой сфере путем ограничительных решений по расходам и налогам. Например, правила бюджетно-налоговой политики могут предусматривать ограничения по ключевым бюджетным показателям, таким как совокупные государственные расходы, дефициты и долги[15].

Правила бюджетно-налоговой политики вводились в США несколько раз с разной степенью успешности. В 1985 г. Конгресс принял закон Грэмма-Радмэна-Холлингса, в котором, среди прочего, оговаривались целевые сроки устранения дефицита бюджета к 1991 г. Однако позже оказалось, что заданные цели были недостижимы, и, в конце концов, этот закон был отменен. В 1990 г. Конгресс и Президент утвердили новый подход, который, во-первых, зафиксировал уровень переменных федеральных расходов, то есть расходов, которые подлежат ежегодному финансированию, включая приобретение товаров и услуг. Во-вторых, было утверждено правило взимания налогов и обязательных расходов по мере поступления доходов (правило PAYGO), то есть расходов, которые продолжают осуществляться без ежегодного переутверждения (автоматически)[16]. Большую часть этой категории составили выплаты на медицинские пособия и выплаты по социальному страхованию. Согласно правилу РАYGO любое снижение налогов или повышение обязательных расходов должно быть компенсировано ростом других налогов или снижением иных расходов, чтобы не ухудшался уровень планируемого дефицита бюджета на несколько лет вперед[17].


Считается, что это правило помогло снизить уровень дефицита бюджета (а за счет серьезного экономического роста 1990-х даже добиться несколько раз профицита). Указанные правила не были продлены после 2001 г., с чем отчасти связывают некоторые аналитики нарастание проблем в бюджетной сфере в США в последние 10 лет[18].

7 февраля 1992 г. в городе Маастрихт (Нидерладны) был подписан «Договор о Европейском Союзе». Маастрихтские критерии — это финансово-экономические показатели страны, необходимые для вступления в Еврозону. По соблюдению этих фискальных правил оценивается жизнеспособность финансовой системы.

Европейские лидеры работают над укреплением инструментов по контролю за соблюдением указанных фискальных правил, так как они систематически нарушаются в той или иной степени практически всеми странами Евросоюза, что, по мнению многих специалистов, является одной из основных причин финансово-бюджетного кризиса последних лет[19]. Например, Франция, согласно прогнозам, не выполнит обещания соответствовать фискальному правилу по дефициту бюджета в ближайшие 2 года, несмотря на заверения министерства финансов Франции. Дефицит бюджета вместо уменьшения вырастет с 3,9% в 2013 г. до 4,2% в 2014. Фундаментальные причины бюджетных проблем в недостаточном росте экономики (предсказывается падение экономики Франции в 2013 г. на 0,1% при сохранении уровня безработицы выше 10%).

Можно говорить о фискальных правилах двух типов.

К первому типу фискальных правил относятся всевозможные ограничения, устанавливаемые по дефициту бюджета, размеру долга и расходов на его обслуживание, уровню налогов и налоговых льгот, предельному уровню расходов.

Второй тип фискальных правил — это регламентация исполнения правил первого типа. К правилам второго типа относятся требования к прозрачности отчетности (включая отчеты об исполнении бюджетов), соблюдение определенных принципов мониторинга, а также система санкций за несоблюдение фискальных правил первого типа[20].

Несмотря на то, что вводившиеся фискальные правила не предотвратили финансово-бюджетных проблем последних лет ни в США, ни в ЕС, в ряде
отдельных стран подобные правила оказались более эффективными с точки зрения контроля над бюджетом[21]. Например, в Швейцарии, Швеции, Финляндии и Нидерландах ситуация в бюджетно-налоговой сфере заметно улучшилась после принятия правил, ограничивавших расходы. В Канаде снизился уровень дефицита бюджета после того, как в начале 1990-х были введены ограничения на расходы, а после 1998 г. стало использоваться правило «сбалансированный бюджет или лучше» и отношение государственного долга к ВВП заметно понизилось[22].