Файл: Развитие денежно-кредитного регулирования экономики России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Проблемы и перспективы  денежно-кредитного регулирования экономики России

2.1. Анализ денежно-кредитного регулирования экономики

Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое Банком России в последнее время, имело позитивную тенденцию[10]. Рассмотрим структурно-динамические показатели денежной массы в РФ, являющиеся основными макроэкономическими индикаторами, на примере данных таблицы 1.

Таблица 1 -Динамика денежной массы в 2011-2016гг.[12].

Денежная масса (М2)
млрд.
рублей

В том числе

Удельный вес
МО в М2,
%

наличные деньги
вне банковской
системы (МО),
млрд. рублей

переводные депозиты, млрд. рублей

другие депозиты, млрд. рублей

2011

20011,9

5062,7

5797,1

9152,0

25,3

2012

24483,1

5938,6

6918,9

11625,7

24,3

2013

27405,4

6430,1

7323,5

13651,8

23,5

2014

31404,7

6985,6

8551,0

15868,1

22,2

2015

32110,5

7171,5

8217,3

16721,8

22,3

2016

35809,2

7239,1

9336,1

19234,0

20,2

 1) Данные Банка России.

Как видно, ежегодно общий объем денежной массы (М2) в России возрастает. Так, если за 2011 г. денежная масса составила 20011,9 млрд. руб., то за 2014 г. -31404,7 млрд. руб., 2015 г. – 32110,5 млрд.руб. Анализируя динамику денежной массы в национальном определении, можно констатировать факт ее постоянного увеличения. Денежная масса за 2011-2016 гг. возросла на 105,7%.


Россия в последние годы столкнулась с большим количеством внешних шоков, оказавших негативное влияние на её экономическое развитие. Эти шоки носили как глобальный характер, так и приходили со стороны её основных внешнеэкономических партнёров. Среди ключевых шоков последнего периода можно выделить в первую очередь: глобальный экономический и финансовый кризис 2007–2009 гг., европейский долговой кризис 2010–2013 гг., сворачивание политики количественного смягчения в США (2013–2014 гг.), экономические санкции ЕС и США (и ряда других стран) против России 2014–2015 гг., падение мировых цен на нефть во второй половине 2014 г. Значимость и характер распространения этих шоков существенно различались

Заметим, что переход к стагнации и стагфляции начался до присоединения Крыма и событий на Украине, до введения санкций, при высоких ценах на нефть (108 долл. за баррель в 2013 г. и 98 долл. в 2014 г.), устойчивом валютном курсе рубля и при отсутствии санкций, которые реально стали влиять на экономический рост с сентября 2014 г.

Сегодня денежно-кредитные условия остаются умеренно жесткими и останутся достаточно продолжительное время под влиянием денежно-кредитной политики. Это означает, в  частности, сохранение положительных реальных процентных ставок в экономике. Вместе с тем по мере замедления инфляции в  соответствии с  прогнозом Банк России возобновит снижение ключевой ставки.

Таблица 2 – Ключевая ставка за 2012 - 2016 годы [13]

Годы

Годовая инфляция в России

Ставка рефинансирования, на конец года (%)

Ключевая ставка на конец года (%)

2017

9,25

2016

6,4 (сентябрь)

-

10,00 (с 19.09.2016г.)

2015

12,90

8,25

11,0

2014

11,36

8,25

17,0

2013

6,45

8,25

5,50

2012

6,58

8,25

-

Ключевая ставка Банка России на сегодня – 9,25%. Решение снизить ключевую ставку связано с изменением баланса рисков ускорения роста потребительских цен и охлаждения экономики. Принятое решение о резком повышении ключевой ставки привело к стабилизации инфляционных и девальвационных ожиданий в той мере, в какой рассчитывал Банк России. Наблюдаемый всплеск инфляции вызван ускоренной подстройкой цен к произошедшему ослаблению рубля и носит ограниченный во времени характер.


В дальнейшем, после снижения инфляции до 4% в конце 2017 г. и стабилизации инфляционных ожиданий около этого уровня, Банк России будет уменьшать степень жесткости денежно-кредитной политики. В этих условиях номинальные ставки в экономике будут постепенно уменьшаться. Банк России ожидает, что банки будут также постепенно смягчать неценовые условия и  расширять спектр направлений кредитования, при этом сохраняя консервативный подход к  оценке заемщиков. В результате в 2017 г. прирост кредита экономике со стороны банковского сектора будет умеренным (4–7%)[11].

Для развития собственного, прежде всего, высокотехнологичного производства и его диверсификации предусмотрено: реализация федеральных целевых программ создания и развития отдельных предприятий и даже целых отраслей, финансируемых государством; увеличение государственных вложений в городскую и дорожную инфраструктуру; использование таможенно-тарифного регулирования с целью увеличить импортные таможенные пошлины на продукцию, произведённую в России; введения льготных налоговых периодов для новых только что начинающих свою работу малых и средних предприятий; предоставление им государственных субсидий для модернизации оборудования и его приобретения в лизинг и т.д.

2.2. Проблемы развития денежно-кредитного регулирования экономики России

Геополитическая напряженность в марте привела к дестабилизации валютного рынка и к резкому падению курса рубля. В результате спрос на деньги резко упал, усилив и без того высокое инфляционное давление. Хотя инфляция была отчасти обусловлена упомянутыми немонетарными факторами, более высокие, чем ожидалось, цены на продовольствие (рост на 10,3% в августе к соответствующему периоду предыдущего года) продолжали подстегивать инфляцию, несмотря на сезонное снижение цен на плодоовощную продукцию в июле и августе

Курс рубля испытал три волны высокой волатильности, в результате чего Банк России значительно увеличил объемы валютных интервенций.

Российские банки начинают все больше испытывать воздействие геополитической напряженности и связанных с ней санкций. В условиях, когда коэффициент отношения совокупных займов к депозитам в российской банковской системе в среднем составляет 120 процентов, фондирование банков в значительной степени по-прежнему осуществляется за счет размещения облигаций на международных рынках и за счет межбанковских кредитов. Санкции в отношении финансового сектора могут привести к дальнейшему увеличению для банков стоимости финансирования, привлекаемого на рынке межбанковского кредитования и путем выпуска облигаций.


Кредитная активность снижалась на фоне сокращения депозитной базы и удорожания кредитов вследствие ужесточения денежно- кредитных условий Банком России. Данные указывают на продолжение спада кредитной активности. Эта динамика была главным образом обусловлена более низкими темпами роста кредитования населения. Рост уровня закредитованности населения, замедление роста доходов, а также увеличение количества плохих кредитов все больше ограничивают возможности банков по предоставлению кредитов[12].

Проведение кредитно-денежной политики через регулирование ставки процента порождает ряд проблем: существование временных лагов; проявление «эффекта обратной связи» - повышение национального производства путем понижения ставки процента вызывает подъем спроса на деньги и обратное ее повышение; возникновение «ликвидной ловушки» - когда ставка процента приближается к собственному минимально возможному значению, и прирост предложения уже не может ее снизить и стимулировать вложения и повышение объема национального производства; появление противоречий между целями внутренней и внешней экономической стабилизации - в период инфляционного перегрева экономики Центральный банк уменьшает денежное предложение в целях достижения внутренней стабильности. Поднятие ставки процента привлекает иностранных инвесторов, что увеличивает курс национальной валюты и ухудшает экспортные возможности страны.

В условиях полной занятости повышение предложения денег приводит к инфляции. Исходя из данного, монетаристы предлагают в качестве главного ориентира регулирование темпов подъема денежного предложения (денежной массы).

Чрезмерная концентрация денежных средств наносит вред экономике, подрывает ее развитие, не давая возможности получать финансирование тем отраслям, которые в нем больше всего нуждаются. Так же и разрозненность финансовых ресурсов среди большого количества субъектов ведет к нехватке инвестиций. Таким образом, процессам финансирования и рефинансирования в реальном и финансовом секторах экономики отводится особая роль. Механизм перераспределения денежной ликвидности должен работать сбалансировано и эффективно. Одним из инструментов, который на отечественном финансовом рынке в последние годы стал очень распространенным и востребованным, является операция РЕПО. Примечательно, что РЕПО занимает важное место в деятельности участников финансового рынка и активно используется Центральным Банком Российской Федерации для предоставления ликвидности кредитным организациям.


Однако в последнее время, хоть кредитные организации, являющиеся основными участниками финансового рынка России, и получают от Банка России достаточное количество ликвидности, а регулятор разрабатывает и внедряет все больше инструментов, направленных на предоставление данной ликвидности, передача финансовых ресурсов реальному сектору экономики проходит не так эффективно. Финансовые организации зачастую совершенно не заинтересованы в предоставлении средств нефинансовым компаниям, а прибегают к помощи операций РЕПО с целью наращения финансового рычага и повышения доходности своих вложений в ценные бумаги. Безусловно, проблема перераспределения финансовых ресурсов и построения эффективной системы рефинансирования является одной из главных для отечественного финансового рынка.

2.3. Направления совершенствования денежно-кредитного регулирования экономики

В рамках приоритетной задачей денежно-кредитной политики является обеспечение стабильности цен, что является твердо поддерживать низкие темпы роста цен. Денежно-кредитной политики, направленной на сдерживание инфляции, будет способствовать достижению общих экономических целей, таких как обеспечение условий для стабильного и сбалансированного экономического роста и сохранения финансовой стабильности.

Реализация денежно-кредитной политики банка Российской Федерации предусматривает внедрение целевой конфигурации значений индекса потребительских цен. Основной целью денежно-кредитной политики Банка России, задача снижения темпов роста потребительских цен до 4-5%.

Решения в области денежно-кредитной политики, банк будет и впредь принимать на ежемесячной основе. В основе решения будут основываться мониторинг инфляции и оценки перспектив восстановления экономики и динамику инфляционных ожиданий и особенности трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.

Главными направлениями антиинфляционной политики ЦБ РФ в условиях кризиса считаются[13]:

-Кредитование банков.

-Политика таргетирования инфляции.

-Проведение политики «дорогих денег».

Основными направлениями антиинфляционной поли­тики Правительства РФ в условиях кризиса являются: