Файл: Разработка эскизного и технического проекта программы.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 7
Введение
В настоящее время во всем мире отмечается глобальный рост объемов обрабатываемой информации. Становится очень сложно решать задачи поиска и хранения нужных данных, управлять изменениями информационных ресурсов, защищать информацию от искажения или некорректного использования.
Актуальность темы исследования заключается в разработке базы данных и программного приложения (в комплексе и в дальнейшем именуемой экономической информационной системой) - ЭИС, которые будут автоматизировать бизнес-процессы учета продаж и поступления товара в компьютерном магазине.
Практическая значимость работы состоит в апробации результатов исследования и разработки программного обеспечения на примере применения соответствующей базы данных - экономической информационной системы в бизнес-процессах на предприятии.
Для реализации данной цели мною были обозначены следующие задачи:
1. Исследовать назначение программы и разработать её спецификацию.
2. Рассмотреть разработанные объекты информационной системы.
3. Разработать экономическую информационную систему, включающую систему управления базами данных на примере MS SQL Express 2012 и приложение на платформе 1С на примере системы «1С: Предприятие 8.3».
4. Описать разработанную экономическую информационную систему, а также привести экономическое обоснование её внедрения.
Рассматриваемая проблематика дипломного проекта основана на работах таких авторов как: Д. Дейт, Э.Кодд, С.Нуралиев, Б.Нуралиев.
Основное назначение склада – концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей.
К основным функциям склада можно отнести следующие:
1. Преобразование производственного ассортимента потребителю в соответствии со спросом – создание необходимого ассортимента для выполнения заказов клиентов.
2. Складирование и хранение, позволяет выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением и дает возможность осуществлять непрерывное производство и снабжение на базе создаваемых товарных запасов. Хранение товаров в распределительной системе необходимо также и в связи с сезонным потреблением некоторых товаров.
3. Транспортировка грузов.
Руководители многих отечественных предприятий воспринимают склад, как источник постоянных затрат, характеризующихся регулярными инвестициями, низкой эффективностью процессов, пропаже и порче товара, пересортице, неэффективном использовании складских площадей.
Стоит признаться, что отчасти эта картина соответствует действительности. Но есть и позитивный момент - существует широкий спектр для оптимизации складских процессов. И именно в случае низкоэффективных складов мы можем наблюдать существенный экономический эффект от автоматизации склада, которая в конечном счете позволяет компании выйти на качественно новый уровень. Эффект от автоматизации склада может носить количественный (сокращение времени выполнения операций, повышение точности отбора, минимизация стока) и качественный характер улучшение условий труда складского персонала, более эффективное использование складских площадей
Автоматизация склада позволяет существенно оптимизировать логистические процессы, уменьшить себестоимость каждой складской операции, повысить эффективность складского учета в целом. Но абсолютно не каждый склад, в физическом смысле слова, может быть автоматизирован. Автоматизация склада подразумевает определенный уровень технического оснащения склада: нельзя автоматизировать площадку с горой товара, требуется наличие системы стеллажей, адресного хранения, подъездов и выездов, зонирование склада. Достаточно часто автоматизации склада предшествует модернизация складской инфраструктуры, поэтому нельзя однозначно судить о результатах автоматизации. В отдельных случаях, уже в ходе планирования модернизации склада руководство компании приходит к пониманию необходимости перемен: изменения логики процессов, перестройки склада. Автоматизация склада на базе WMS-системы (Warehouse Management System — система управления складом) выходит за пределы автоматизации складского учета.
Специализированные решения для автоматизации склада осуществляют управление складом. Именно управление, а не просто организацию складского учета. Система автоматизации склада позволяет координировать все складские операции в момент их совершения: приемка и размещение товара, сборка, отгрузка.
Автоматизация склада позволяет увеличить интенсивность складских операций, сократив влияние человеческого фактора и, как следствие, вероятность ошибок до минимума. Проект внедрения автоматизированной системы управления складом носит уникальный характер в зависимости от типа предприятия, взаимосвязи внутренних и внешних бизнес – процессов. На уровне склада автоматизация складского учета позволяет сократить сроки исполнения складских операций, оперативно контролировать состояние товарных запасов, регулировать приемку, отгрузку, размещение товаров. А это, в конечном счете, помогает минимизировать потери, недостачи товаров, упростить процесс инвентаризации.
На уровне управления предприятием, система автоматизации склада позволяет осуществлять контроль за движением оборотных средств. Для складов с широкой номенклатурой товара, со скоропортящимся товаром проблемы эффективного управления товарными потоками носят особенно острый характер. Автоматизация складского учета базируется на технологии адресного хранения товара. Данная технология обеспечивается штрихкодированием, сканерами штрих кодов и терминалами.
В настоящее время существует несколько технологий передачи данных. Рассмотрим две архитектуры, такие как файл-сервер и клиент-сервер.
В архитектуре «клиент-сервер» сервер базы данных не только обеспечивает доступ к общим данным и обработку этих данных. Клиент посылает на сервер запросы на чтение или изменение данных, которые формулируются на языке SQL. Сервер сам выполняет все необходимые изменения или выборки, контролируя при этом целостность и согласованность данных, и результаты в виде набора записей или кода возврата посылает на компьютер клиента.
Недостатками же архитектуры с файловым сервером, которая имеется в департаменте экономики, является то, что данные хранятся в одном месте, а обрабатываются в другом. Это означает, что их нужно передавать по сети, что приводит к очень высоким нагрузкам на сеть и, вследствие этого, резкому снижению производительности приложения при увеличении числа одновременно работающих клиентов.
Вторым важным недостатком такой архитектуры является децентрализованное решение проблем целостности и согласованности данных и одновременного доступа к данным. Такое решение снижает надежность приложения.
Архитектура «клиент-сервер» позволит устранить все указанные недостатки. Кроме того, она позволяет оптимальным образом распределить вычислительную нагрузку между клиентом и сервером, что также влияет на многие характеристики системы: стоимость, производительность, поддержку.
При проектировании информационной системы статистического анализа объема и реализации выпуска продукции будет использована технология клиент-сервер.
Во-первых, сервер оптимизирует выполнение функций обработки данных, что избавляет от необходимости оптимизации рабочих станций. Сервер позволяет быстро получить результаты обработки запроса. Во-вторых, поскольку рабочие станции не обрабатывают все промежуточные данные, существенно снижается нагрузка на сеть. Предоставляется возможность ведения журнала операций, в котором автоматически регистрируются все прошедшие транзакции что, в свою очередь, поможет быстрому восстановлению системы при аппаратных сбоях. Данная технология организуется проще, и оборудование для её организации вполне приемлемо по стоимости приобретения.
Таким образом, проектируемая система с технической точки зрения будет представлять собой набор объединенных в единую сеть ЭВМ – клиентов, с которых при помощи установленного клиентского приложения будет осуществляться связь с базой данных, расположенной на удаленном сервере, которая представлена на рис 1.
Рисунок 1 – Конфигурация клиент-сервер
Существует ряд требований к рабочим местам пользователей, реализация которых существенно повысит быстродействие системы в целом. Для функционирования проектируемой ИС выбрана следующая конфигурация персональных компьютеров для клиентов:
- процессор – Intel core 2 duo 2.2 GHz;
- память - от 4 Gb;
- жесткий диск от 200 Gb;
- CD-ROM - от 48x;
- Монитор - 19” Samsung SyncMaster;
- принтер HP LaserJet 1100;
- клавиатура и мышь Genius.;
- операционная система – Windows 7/8/8.1;
- сервер СУБД - SQL Server Management Studio Express;
- наличие средств информационной безопасности данных.
Конфигурация сервера базы данных:
- процессор - Intel Core i7-3500 3.3 GHz 8 core;
- материнская плата - ASUS Q5 1155;
- оперативная память - 32 GB;
- жесткий диск 6 TB;
- видеокарта GF 430 GT Microstar 1024mb 64-бит 96/700/1333 MHz.
Первым этапом проектирования БД любого типа является анализ предметной области, который заканчивается построением концептуальной схемы (информационной структуры).
На этом этапе анализируются запросы пользователей, выбираются информационные объекты и их характеристики, которые определяют содержание проектируемой БД. На основе проведенного анализа структурируется предметная область.
Анализ предметной области разбивается на три фазы:
- Анализ концептуальных требований и информационных потребностей;
- Выявление информационных объектов и связей между ними;
- Построение концептуальной модели предметной области и проектирование концептуальной схемы БД.
В ходе проведенного анализа предметной области удалось сформировать список сущностей, необходимых пользователям в создании информационной системы. Данные сущности представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Сущности предметной области в виде документов
Входные документы |
Информация о клиентах; Информация о поставщиках; Информация о товарах. |
Исходящие документы |
Приходные документы; Расходная накладная; |
Рассмотрим сформированную базу данных ИС.
Физическая структура базы данных ИС в представлении метаданных (бизнес-сущностей) представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Физическая структура базы данных ИС
Физическая структура базы данных включает в себя метаданные – бизнес-сущности (объекты конфигурации) предметной области в виде структуры высокого уровня в системе 1С: Предприятие 8.3
Каждый созданный объект метаданных ИС формирует в базе данных SQL-сервера физические таблицы и индексы.
Физическая структура базы данных ИС представлена на рисунке 3.
Она сформирована с помощью метода глобального контекста Получить Структуру Хранения Базы Данных () в отладчике программы «1С: Предприятие 8.3».
Она показывает, как хранятся объекты системы на сервере SQL, а именно физическое название таблиц на английском языке и их однозначное определение в виде названия таблиц на русском языке и связи с метаданными (объектами конфигурации) – бизнес-сущностями ИС.
Рисунок - 3 Физическая таблица структуры БД ИС.
База данных системы включает в себя 39 таблиц, часть из них являются системными, другая часть отображает объекты непосредственно ЭИС».
При разработке конфигурации на платформе 1С: Предприятие 8.3 один объект метаданных, например, Справочник «Клиенты» может иметь некоторое множество таблиц в базе данных сервера СУБД (MS SQL Server Express 2012).
Как правило, проектирование и реализация фактографических экономических информационных систем начинается с разработки нормативно-справочной информации и справочных классификаторов.
Объект метаданных, создаваемый в предметно-ориентированной системе «1С:Предприятие 8.2» на основе предопределенного и неизменяемого шаблона «Справочники», представляет собой экземпляр данных, предназначен для хранения условно-постоянной информации, и наследует свойства своего объекта-прототипа. Для примера, такими объектами могут являться такие справочники как: контрагенты, физические лица, кассы контрольно-кассовых машин, договора контрагентов и любые другие схожие сущности.
Система «1С:Предприятие 8.2» предоставляет богатые возможности эффективного проектирования и хранения информации, когда учитываются требования в скорости, доступности и удобстве получения различной информации в различном качестве и представлении. Непосредственно некоторыми возможностями наделены и справочники, которые могут быть спроектированы и настроены с учетом различных информационных, функциональных, технических и других потребностей. Например, одни справочники в системе могут быть подчинены другим справочникам, при этом полностью соблюдается физическая целостность и такие известные проблемы при проектировании баз данных, как проблема аномалий, удаления родителей и потомков системой контролируется. Также справочники можно разделить по возможностям группировки информации на две группы: неиерархические и иерархические. В неиерархических справочниках отсутствует возможность хранения списка элементов на уровне итогов и групп, а в иерархических такая возможность группировки элементов по категориям существует – по элементам или по элементам и группам.