Файл: Подходы к управлению человеческими ресурсами (Подходы к управлению, основанные на различных школах управленческой мысли).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные подходы к управлению организацией
1.4 Подходы к управлению, основанные на различных школах управленческой мысли
1.5 Сущность современных подходов к управлению
1.6 Использование основных принципов управления в России: русская модель управления
2.1 Характеристика, цели и активы компании
2.2 Описание принципов корпоративного управления
Поведенческий подход
Целью поведенческого подхода являются оказание помощи работнику в осознании собственных возможностей. Основной целью этого подхода является повышение эффективности фирмы за счет повышения роли человеческих ресурсов. Наука о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и фирмы в целом.
Ситуационный подход
Пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует множество факторов, как в самой организации, так и во внешней среде, не существует лучшего единого подхода управлять объектом. Самый эффективный метод, который соответствует конкретной ситуации, максимально адаптирован к ней.
Системный подход
При системном подходе любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратную связь. В системе «вход» перерабатывается в «выход». Важнейшие принципы:
§ процесс принятия решения должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;
§ необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;
§ цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы;
§ восхождение от абстрактного к конкретному;
§ единство анализа и синтеза логического и исторического;
§ проявление в объекте разнокачественных связей и взаимодействий
Функции управления
Конечная цель Управления- достижение конкретных задач, функций на которые направлена вся деятельность коллектива, подразделения, организации. В ходе выполнения целей в процессе управления производством, достигается воздействие на коллективы подразделений, отдельных работников посредством реализации функции управления.
Основными функциями управления организацией являются:
§ организация;
§ нормирование;
§ планирование;
§ координация;
§ мотивация;
§ контроль;
§ регулирование.
Организация как функция управления находит свои проявление через организационные структуры, организационные процессы (функционирования, развития), организационные законы, организационную культуру.
Организация управления -- это совокупность приемов, методов, рационального сочетания методов и звеньев управленческой системы и ее взаимосвязь с управлением объектов и другими управляющими системами во времени и в пространстве.
В этом значении организация управления обеспечивает создание наиболее благоприятных условий для достижения целей (решение конкретных задач, установленных в период времени при минимальных затратах производственных ресурсов).
Функцию нормирования следует рассматривать, как процесс разработки научно обоснованных расчетных величин, устанавливающих количество и качество оценки развитых элементов, используемых в процессе производства и управления. Эта функция оказывает воздействие на поведение объекта четкими и строгими нормами, дисциплинирует разработку и реализацию производственных заданий, обеспечивая равномерный и ритмичный ход производства, его высокую эффективность. Рассчитываемые по этой функции календарно-плановые нормативы (производственные циклы, размеры партий) служат основой планирования, определяют продолжительность, порядок движения планов в процессе производства.
Функция планирования деятельности организации занимает центральное место среди всех функций, так как призвана строго регламентировать поведение объекта в процессе реализации поставленных перед ней целей, задач. Функция планирования предусматривает определение конкретных задач каждому подразделению на различные плановые периоды и разработку производственных программ.
Функция координации деятельности организации осуществляется в целях обеспечения согласованной и слаженной работы участвующих в процессе выполнения плановых заданий производственных и функциональных подразделений предприятия и цехов. Эта функция реализуется в форме воздействия на коллектив людей, отдельных работников, занятых в процессе производства, со стороны линейных руководителей и функциональных служб.
Функция мотивации оказывает влияние на коллектив в форме побудительных мотивов к эффективному труду общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер.
Функция контроля проявляется в форме воздействия на коллектив людей посредством выявления, обобщения, учета, анализа результатов производственной деятельности каждого цеха и доведения их до руководителей, подразделений и служб управления с целью подготовки управленческих решений. Эта функция реализуется на основе данных оперативного, статистического, бухгалтерского учета, выявления отклонений от установленных показателей работы и анализа причин отклонений.
Функция регулирования деятельности организации непосредственно сочетается с функциями контроля и координации. В результате воздействия внешней и внутренней среды на производственный процесс происходит отклонение от заданных параметров производственного процесса, выявленных в ходе контроля и оперативного учета, что в конечном счете требует регулирования процесса производства.
1.6 Использование основных принципов управления в России: русская модель управления
Ушла в прошлое советская система хозяйствования, основанная на ленинских принципах управления, ушел из жизни и «моральный кодекс строителей коммунизма», и на их месте образовался интеллектуальный вакуум, постепенно заполняющийся чуждыми нашей культуре идеями хищного личного обогащения любой ценой и пренебрежительного отношения к понятиям чести, достоинства, любви и братства. В переломные моменты истории, когда происходит пересмотр устаревших взглядов, всегда возникает множество новых идей, моделей и концепций, большинство которых расплывчато.
Следует вновь подчеркнуть, что Россия располагает колоссальным интеллектуальным и этическим потенциалом, мощной сельскохозяйственной и производственной базой. С большими потерями, с ошибками, но все-таки удалось демонтировать основные элементы административно-плановой системы, наметился поворот к экономическим методам управления, заработал потребительский рынок.
Сейчас решается проблема выбора пути дальнейшего развития общества и специалисты различных отраслей науки внимательно изучают опыт управления в разных цивилизованных, передовых государствах. Ясно, что становление русского менеджмента не будет копированием американского, европейского или японского. Несомненно, что будет использован опыт многих стран и создана своя, характерная для условий России система управления. Однако следует решить, какая система управления обществом и производством более всего соответствует специфическим условиям России -- американо-европейская или японская. Очевидно, что сравнительный анализ различных систем управления может быть полезным.
Такой многовариантный анализ проводился неоднократно. Наиболее глубокое сопоставление различных путей экономического развития и конкурентоспособности наций было выполнено в 1981--1984 годах специалистами Гарвардской школы бизнеса. Были рассмотрены экономические тенденции развития девяти стран (США, Японии, Великобритании, Франции, Германии, Тайваня, Южной Кореи, Бразилии и Мексики), но мы рассмотрим результаты этой работы лишь по двум странам -- США и Японии, в которых, по мнению ученых, доминируют крайние идеологии: индивидуализм и коллективизм (хотя, строго говоря, эти идеологии не представлены в чистом виде ни в одной из стран).
Концепция индивидуализма исходит из предположения, что в своих действиях человек ориентирован в первую очередь на свои собственные интересы и достигает целей в условиях конкурентной борьбы с другими личностями. Американский менеджер, как правило, ориентирован на индивидуальные ценности, и идеальный тип такого руководителя -- лидер, сильная личность, замыкающая на себе весь процесс управления.
Коллективизм исходит из предпосылки, что каждый человек -- член группы и не может считать себя свободным от групповых интересов и целей. Японский стиль управления ориентирован на групповую деятельность, каждый член коллектива, включая и руководителя, не мыслит себя вне общих задач. Эффективность работы японского менеджера -- в обеспечении успешной деятельности возглавляемого им коллектива соратников, в применении таких методов воздействия, которые могли бы обеспечить добровольную и максимальную реализацию творческого потенциала каждого. (Таблица 1.).
Таблица 1.
Американская система |
Японская система |
|
Индивидуальный процесс принятия решений |
Коллегиальный процесс принятия решений |
|
Индивидуальная ответственность |
Коллегиальная ответственность |
|
Четкая формализованная структура управления |
Гибкий неформальный подход к построению структуры управления |
|
Четкие формализованные процедуры контроля |
Общие, неформальные процедуры контроля |
|
Индивидуальный контроль со стороны руководства |
Групповые формы контроля |
|
Быстрая оценка и продвижение |
Медленная оценка и продвижение |
|
Ориентация процесса отбора на профессиональные навыки и инициативу |
Ориентация при отборе руководителей на способность осуществлять координацию и контроль |
|
Стиль руководства, ориентированный на индивидуум |
Стиль руководства, ориентированный на группу |
|
Ориентация управляющих на достижение индивидуальных результатов |
Ориентация управляющих на достижение гармонии в группе и групповые достижения |
|
Целевые формальные рабочие отношения с подчиненными |
Личные, неформальные отношения с подчиненными |
|
Продвижение, основанное на индивидуальных достижениях и результатах |
Продвижение, основанное на старшинстве и стаже работы |
|
Специализированная профессиональная подготовка (Подготовка узких специалистов) |
Неспециализированная профессиональная подготовка (Подготовка руководителей универсального типа) |
|
Тесная связь размера оплаты с индивидуальными результатами и производительностью |
Определение размера оплаты в зависимости от других факторов (Стаж работы, показатели работы группы и т.д.) |
Краткосрочная занятость
Долгосрочная занятость
Если сравнить приведенные данные, то можно сделать вывод о существенной разнице между этими системами. Большинство элементов японской системы управления разумно, логически обосновано и может быть применено в практике русского менеджмента после определенной модификации. Территориальная близость наших стран делает перенос опыта Японии еще более привлекательным.
Однако в пользу концепций американского менеджмента выступает целая система веских аргументов. С XVIII века благодаря реформам Петра Великого Россия встала на путь промышленного развития, ориентируясь на европейские образцы, вначале на голландские, а затем и на немецкие, английские, французские. В конце XIX и в начале XX века стали упрочняться деловые контакты и с Америкой.
Не только русские, но и американцы готовы брать уроки у японской теории, практики и искусства управления. Многие американские корпорации уже внедряют различные формы и методы управления персоналом: обеспечение гарантии занятости работников на длительное время, внедрение системы постоянного повышения квалификации и ротации, применение методов коллективного принятия решений и контроля их исполнения, повышение внимания к «человеческому фактору» путем развития неформальных отношений между руководителями и подчиненными, «кружки качества» и т.п. Перспектива повышения качества продукции и производительности труда при развитии лояльности и преданности целям фирмы объясняет настойчивость внедрения японских методов управления, тем более что современная западная школа управления не может пока предложить равноценной альтернативы для совершенствования традиционных методов руководства крупным бизнесом. Если вновь обратиться к японскому менеджменту и рассмотреть его с позиций искусства управления, то японские методы и традиции весьма поучительны и вызывают искреннее уважение и большой интерес. Особенно если перенести методы японского искусства управления на семейные и межличностные отношения.
Современная теория управления в России формируется на основе сотен и тысяч частных экономических, структурных и управленческих экспериментов, как результат поисков, проб и ошибок. Объективный анализ развития рыночных отношений в стране показывает, что насыщение рынка товарами, внедрение новых технологий -- результат деятельности не старых, существовавших еще при советской власти предприятий, а в основном новых организаций и фирм. Сейчас уже хорошо известны такие мощные объединения, как «Газпром», «Транснефть», «Новатэк», «Сибур», формирующие контуры русской модели управления организациями.